Преподавание литературы Дыхание истории Сибири в лирике Е.ЕвтушенкоNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 949 Воробьева Ольга Петровна, учитель Развернутый план урока Цели урока:
Тип урока: комбинированный урок. Вид урока: смешанный. Оборудование: портрет Е.Евтушенко, дидактический материал. Методы: методы обучения: словесный, наглядный, практический. Приёмы: при работе с классом на данном уроке организую фронтальную, индивидуальную работу структура урока и регламент:
Информационные источники:
Особенности данного урока: урок данного типа предоставляет возможность решить разнообразные задачи: объяснить новый материал; проверить правильность его восприятия и понимания, проконтролировать знания, организовать применение вновь полученных знаний в решении практических заданий. Разнообразные приемы работы повышают эффективность занятия. Оформление доски:
Ход урока 1. Организационный момент Взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка отсутствующих, организация внимания. Учитель: На несколько секунд попробуем задержать дыхание. Очень трудно не дышать. Сегодня на уроке нам важно уловить в лирике поэта Е.Евтушенко «дыхание истории Сибири», и хочется верить в то, что его стихотворения станут для всех «легким дыханием». 2. Объявление темы урока, запись ее в тетрадь. Постановка целей занятия Посмотрите на тему урока и постарайтесь сформулировать цель. Что я должен изучить? С какой целью? Примерные ответы учащихся: Открыть для себя страницы жизненного и творческого пути поэта Е.Евтушенко, проанализировать стихотворения, в которых говорится о родной Сибири. 3. Изучение нового материала Когда-то история и литература вообще были нерасчленимы. Достаточно назвать древние летописные своды: «Повесть временных лет», «Сказание о Мамаевом побоище». Это сочинения одновременно и исторические, и литературные. С 18 столетия историческая наука в России выделилась в самостоятельную область знания. Но и 20, и 21 вв. сохраняется ее близость к художественной литературе. Одной из характерных черт русской литературы был интерес писателей к историческому прошлому своего народа, своей малой родины. Вопрос учителя: С чего же начинается Родина для человека? Примерные ответы учащихся: С семьи, родного дома, где закладывается нравственные основы личности. Со знакомых и милых сердцу мест - улиц, строений, с живой разговорной речи земляков, с народных традиций и обычаев. Учитель: И сегодня мы познакомимся с вами со стихотворениями поэта, неистово влюбленного в свою малую родину (станция Зима). Познакомимся с человеком, чтящим свои сибирские корни, сибирскую породу. Сообщение ученика: Е.Евтушенко родился 18 июля 1933 года на станции Зима в Иркутской области. Регулярно начал печататься с 16 лет, но началом серьезной работы Евтушенко считает стихотворения «Вагон» и «Перед встречей», написанные в 1952г. В этом же году вышел первый сборник стихов «Разведчики грядущего». После автобиографической поэмы «Станция Зима» Евтушенко на целое десятилетие делается самым популярным советским поэтом. В 1991г. уехал с семьей преподавать в США. Работает в двух американских университетах - в Нью-Йорке и штате Оклахома. Мечтает написать «Евгения Онегина» в прозе, роман о шестидесятниках. Чтение наизусть стихотворения учащимся: «Сойти на тихой станции Зима…» Давайте совершим прогулку с поэтом по его родному городу. Вопросы учителя: - Что привлекает ваше внимание в этом стихотворении? - Тихая станция Зима. Просто ли время года спрятано за этим именем? - Оправдано ли повторение слов: «где…», «тот же…» в начале следующих строк? - Найдите выразительные, точные эпитеты, сравнения ( «где масла ярко-желтые шары», « с мальчишеской ватагой гулевой», «старинный мед»…). - Какое слово в стихотворении является ключевым? Примерные ответы учащихся. Поэт вспоминает картины из детства: «пыльные доски тротуара», «звяканье весов», «цветастые миски», «птичьи гнезда в нише» и т.д. Ключевое слово- дом, родной очаг. Все слова в стихотворении сливаются в этом слове как ручейки в реке. Учитель: Стихотворение можно «нарисовать». Нарисуйте, сделайте коллаж (устное словесное рисование). Вопрос учителя: Подумайте, какие строки в стихотворении чисто «евтушенковские»? Примерные ответы учащихся: «и вдруг понять, как мало в жизни сделал, как много в жизни сделать я могу») Вопрос учителя: - Как вы их понимаете? - Опишите чувства поэта. Примерные ответы учащихся: Надо жить среди людей и для них, так как нельзя правильно показать жизнь в произведениях, чувства и мысли людей, не зная, чем они живут. Что радует людей, а что их печалит? Что определяет их быт и характер? Только знание дает ответы на вопросы. Учитель: Именно в языке сосредоточен жизненный опыт прошлых поколений. П.А.Вяземский писал: «Язык есть исповедь народа». Простой, живой, разговорный язык сибиряков материализовался в стихотворении Е.Евтушенко «Родной сибирский говорок». Стихотворение дает формулы отражений определенных явлений жизни, а значит, достаточно объективно отражают пусть узкую, но определенную страничку истории. Тексты на столах учащихся. Послушаем стихотворение «Родной сибирский говорок». Вопросы учителя: - Понравилось? Прочитайте полюбившиеся строки. - О чем это стихотворение? - С чем сравнивает поэт «родной сибирский говорок»? Вы могли бы продолжить этот ряд сравнений? - Объясните трудные слова и выражения, встречающиеся в тексте. Индивидуальное задание : работа со словарем русских говоров Забайкалья. Чалдон.см.Челдон 1.Челдон и Чалдон, а, м.1. Сибиряк, русский старожил Сибири. У чалдона свой норов. Чалдон говорит негромко, ходит - не торопится, ест не быстро, чалдона скоро не рассердишь, ввысь почти не смотрит, а все больше по сторонам да вперед, жалуется на свою судьбу редко, в доме любит порядок и простор, работает при нужде и при достатке, хвастаться не любит. 2. Бродяга, беглый, каторжник. Вопросы учителя: - С какой целью Е.Евтушенко использует диалектизмы? - Вспомните слова-диалектизмы, употребляемые в вашей местности? Учитель: Поэт в стихотворении говорит о том, что невозможно представить себе, что можно забыть родной язык, родную говорю. Е.Евтушенко как художника и гражданина заботят истоки, не просто сохранение исторической, но именно родовой памяти. Все наиболее важные события в жизни человека отмечались по особому ритуалу, по установленному обряду. На основе народных традиций в каждой национальной среде рождались праздники, закреплявшие как сами традиции, так и нормы поведения людей в типичных ситуациях, формы выражения уважения к старшим, любви к земле, Отечеству, верности семье, обычаям предков. Об одном таком обычае сибиряков рассказывает поэт в своем стихотворении «Сватовство». В Сибири когда-то был на первый взгляд варварский, но мудрый обычай. Во время сватовства невеста должна была вымыть ноги жениха, а после выпить эту воду. Лишь в этом случае невеста считалась достойной, чтобы ее взяли в жены. Послушаем это стихотворение. Вопросы учителя: - Можно ли утверждать, что стихотворение не только высокохудожественное, но и высоконравственное? Обоснуйте свою точку зрения. - Назовите любой традиционный народный праздник сибиряков? - Каким идеалам посвящены эти праздники и формированию каких нравственных качеств они служат? 4. Рефлексия Вопрос учителя: Какие воспоминания о родном крае, любимом городе, селе, людях навеяли эти стихотворения? Поделитесь ими. Примерные ответы учащихся: Вспомнил, как в лес ходил, наблюдал за белкой. Михаил С. Коней запрягу, на поле еду, тишина в душе, хотя звуков раздается много. Сервер Ю. Иркутск. Улица Урицкого, толкотня, но все живет, движется. Много молодежи. Дома высокие, красивые. Сергей Р. 5. Подведение итогов занятия. Комментирование оценок. Учитель: Эти стихотворения – урок для нас, урок любви к Родине «по – евтушенковски». В одном из интервью поэт говорил, что именно благодаря постоянным возвращениям в дом моего детства я написал свои лучшие стихи. «Я возвращаюсь в Сибирь не как гость, а как ее благодарный сын»,- так говорил в одном из интервью Е.Евтушенко. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |