Преподавание русского языка Урок повторения и обобщения материала по русскому языку в 6-м классе "Имя существительное как часть речи"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.09.18 Просмотров: 1132 Косачёва Юлия Валерьевна, учитель русского языка и литературы Задачи:
Оборудование: мультимедийный проектор, изделия народных промыслов, раздаточный дидактический материал Ход урока 1. Организационный момент: приветствие детей, гостей урока, знакомство. 2. Объявление темы и цели урока. Слайд № 1. -Тема нашего урока: повторение части речи «Имя существительное» -Поставим цели урока (коллективное обсуждение) -Цель: повторение морфологических особенностей и орфограмм имени существительного - Дайте определение имени существительного как части речи - Догадайтесь, о каких предметах пойдет речь на уроке (демонстрация изделий народного промысла) 3. Виды народных промыслов. Работа с текстом № 1 - Прочитайте текст № 1. Много на свете народов, много и различных национальных промыслов, но ближе по духу русское искусство. На Руси издавна существовали географические центры народных художественных промыслов – места, где сложился и развивался определённый вид декоративно-прикладного искусства, где народные мастера создавали изумительные по красоте и оригинальности художественные предметы быта. Эти места - Хохлома, Палех, Гжель, Жостово, Вятка, Дымковская слобода. В изделиях русских умельцев запечатлены история и культура народа, в них – мечта о лучшей и счастливой жизни. - Определите тему текста (народные промыслы) Слайд №2. - Прочитайте толкование слов, встретившихся в тексте - Что главным образом отличает изделия? (не промышленный, а ручной способ изготовления ) Слайды №3, 4. -Давайте рассмотрим изображения изделий. -Какое вам нравится больше? Почему? Как называются представленные промыслы? -Выпишите из прочитанного текста в столбик собственные имена существительные. -Прочитайте те, которые обозначают названия населённых пунктов, где сложился и развивался промысел. -Образуйте от 2-3 любых существительных такие, которые называли бы жителей этих населённых пунктов. -Прочитайте. Проверьте правильность образования слов. Слайд № 5. -Как называются эти существительные в отличие от собственных? (нарицательные) - Какое орфографическое правило применили? (правописание собственных имен существительных с заглавной буквы) - В чем еще отличие слов 2 столбика? (в 1-ом неодушевленные, во 2-ом-одушевленные существительные) 4. Дымковская игрушка. Работа с текстами № 2, №3 - Есть на правом берегу реки Вятки Дымковская слобода (большое торгрвое и ремесленное село). В ней исстари селились печники и игрушечники – мастера делать глиняные свистульки. Есть легенда, что, когда к городу подошли несметные полчища врагов и город был обречен на гибель, все жители, даже дети, взяли глиняные свистульки и подняли отчаянный свист. Так , наверное , свистел сказочный Соловей-разбойник. Враги решили, что их окружают, и отступили. -Какие же еще игрушки изготавливают в Дымково из глины? Слайд № 6. - Давайте рассмотрим изображения. -Чем привлекают игрушки? -Кто знает, как их изготавливают? - Прочитайте текст № 2 Что изображают в своих изделиях дымковские мастерицы? Нянек с детьми, баранов с золотыми рогами, гусей, индюшек с индюшатами, молодых людей в лодк..., скоморохов, барынь с зонтиками во всем великолепи..., всадников, забавных в своём величи... . Дымковской игрушк... чужды (полу)тона. Она яркая, броская, весёлая. Скоморох – несерьёзный человек, потешающий шутками. -Кто такие скоморохи? (чтение определения) -Прочитайте все имена существительные в тексте. -В чем смысл такого обилия? (передают разнообразие изделий промысла) -На какую орфограмму существительных пропущены буквы? ( Е – И в падежных окончаниях существительных) Слайд № 7. Прочитайте таблицу. - Объясните правописание слов в тексте ( комментарий ученика) -Словарно-орфографический диктант и взаимопроверка: в крае, в росписи, о мастерице, о промысле, об умении, из гуаши, в коллекции, на игрушке. -Проверьте работу соседа. Учащиеся 1 вар., расскажите правило еще раз учащимся 2 вар. - Послушайте стихотворение о дымковской игрушке (читает ученик наизусть) Текст № 3
Словарь. Басы
Удаль – безудержная, лихая смелость. Охра – минеральная жёлтая или красная краска. Сурик – минеральная красно-оранжевая или красно – коричневая краска. -Значение каких слов неясно? -Прочитайте ниже толкование. -Графически объясните постановку тире в этих предложениях (по выбору учащихся) -Вспомните разряды имен существительных (конкретные, собирательные, вещественные и отвлеченные) -Выпишите из текста стихотворения те отвлеченные существительные, которые выражают отношение автора («любовь», «радость», «удаль», «размах») 5. Матрешка. Работа с текстом № 4 -Однажды из Японии была привезена забавная игрушка – добродушный старичок Фукуруму. Русские мастера повертели заморскую диковину и решили выточить из березы русскую куклу и расписать. -Как назвать? Дуняша? Маняша? Матрена! Матреша! Слайд № 8. -Сколько лет игрушке? (молодая, чуть более ста лет) -В чем секрет? ( 25 куколок, 48 – и 77-местная занесена в Книгу Рекордов. Самая большая ростом с первоклассницу, самая маленькая –с горошинку) -«Матрешка» –одушевленное или неодушевленное существительное? (относят, как и существительные «марионетка», «петрушка», к одушевленным) - Прочитайте текст № 4 Я настоящая русская красавица! На мне простой наряд: сарафанч...к, кофта, переднич...к, платоч...к, нитка красных бус. В руки мне могут дать (само)вар, корзинку, чайнич...к. Игрушечных дел мастера наделили меня добротой, скромностью, (трудо)любием и терпением. - Какова роль конкретных существительных? (создают портрет) -Какова роль отвлеченных существительных в этом тексте? (называют черты характера) -Среди существительных найдите то, род которого определить нельзя. («бусы») -Объясните правописание слов с пропущенными буквами. -Определите синтаксическую роль существительных в 3 предложении (дополнение) - Почему в первом предложении между подлежащим и сказуемым нет тире? (подлежащее – личное местоимение) -Какую матрешку делают самой первой? (маленькую) - Можно ли сразу достать самую маленькую? - Так и в русском языке самое маленькое (исходное) слово образует другие. Слайд №9. -Рассмотрите 1 словообразовательную цепочку. Какое слово было исходным? - Проговорите цепочку. -Восстановите 2 цепочку самостоятельно. Проверка задания. -Определите род существительных. В чем особенность слова «умница»? (общего рода) 6. Палехская роспись. Работа с текстом № 5. -Рассмотрите запись. Прочитайте. -По какому принципу слова распределены в три столбика? (по склонениям) -Объясните правописание слов с вопросительным знаком. -В какой столбик вы бы отнесли слово, написанное курсивом? (папье-маше) (ни в какой, так как несклоняемое) -Что такое папье –маше? (склеенный и спрессованный картон, из него делают бисерницы, табакерки, шкатулки и другие предметы и по-особому расписывают. Эта роспись – Палех) Слайды № 10,11. -Рассмотрите слайды. Слайд №12. -Чем обусловлен порядок глаголов? (последовательность процесса изготовления изделия) -Используя суффиксы –чик-, -щик-, образуйте от глаголов существительные. -На что указывают суффиксы? ( на специальность) -Вспомните по схеме правило правописания. -Запишите слова с объяснением. Проверка, 2 вариант рассказывает правило 1 варианту. -Прослушайте стихотворение о Палехе (ученик читает стихотворение наизусть) Текст № 5
-Понравилось стихотворение? Какие строки самые звучные? -Как понимаете выражение «Палех скачет на тройке»? -Найдите в тексте сравнение . Какую изобразительную роль сравнение играет в этом тексте? -Выпишите те существительные, в которых выражается отношение автора . -А какими словами автор стихотворения называет специалистов? («кудесники») -Обратитесь еще раз к первому тексту и ответьте на вопрос: почему мастера –кудесники, волшебники? (второе или последнее предложение) Слайд № 13. 7. Домашнее задание: составьте рассказ ( 5-7 предложений) о каком-либо народном промысле, используя слова урока. -При выполнении задания используйте предложение, в котором выражена основная мысль сочинения. Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю , удивишься красоте архитектурных ансамблей, прикоснёшься к прекрасным творениям русского народа. Слайд № 14. 8. Итоги повторения. Оценка учащихся.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |