Преподавание литературы
Читательские интересы учащихся гимназии г. Верещагино и проблема формирования культуры чтения
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.09.15
Просмотров: 1169
Ососова Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы В 90 – е годы XX века педагогами, литературоведами, писателями активно обсуждалась проблема отсутствия у школьников интереса к чтению книг, указывались и социальные, и психологические причины. Прошло почти два десятилетия, выросло новое поколение. Что изменилось в приоритетах школьников? Читают ли? Что читают? Что делать для формирования культуры чтения? Анализ читательских формуляров гимназистов показал, что посещают школьную библиотеку от 80 % до 90 % учащихся. Активных читателей при этом всего 40 %. Под активным читателем подразумеваю читателя, регулярно посещающего библиотеку, имеющего свой круг читательских интересов, читающего и программные, и внепрограммные произведения. Как складываются читательские интересы гимназистов? Во-первых, наличие мотивации (что хочу читать?), во-вторых, развитая способность воспринимать текст (могу понять и объяснить?), в-третьих, потребность в чтении (привычка, духовная потребность). Изучив, насколько развиты читательские интересы, мы можем говорить об одном из аспектов сформированности культуры чтения. В понимании М.Б. Ладыгина читательская культура складывается из осознанного выбора произведения, восприятия и понимания текста, умения получать эстетическое наслаждение, критического отношения к художественным текстам. Я понимаю культуру чтения как совокупность следующих компонентов: читательские умения (см. приложение 2), критическое отношение к художественным текстам, продуктивное чтение, собственный круг чтения (см. приложение 1, 2). Культура чтения опирается на информационную и коммуникативную компетентности школьника. Я преподаю литературу 13 лет, 10 из них работаю в гимназии г. Верещагино. Наблюдение за формированием круга чтения учащихся осуществляю с помощью такого средства, как читательский дневник. Это многофункциональное средство, так как является способом совершенствования коммуникативных навыков, приёмом развития информационных умений, способом формирования потребности в чтении художественной литературы, создает представление о читательских интересах учащихся. Для изучения читательских интересов были проанализированы читательские дневники за 2006 – 2009 годы у 119 учащихся гимназии. Учащиеся 5 – 6 классов чаще выбирают для чтения книги, которые имеют яркую обложку, картинки, которые привлекают необычным заголовком (например, Е. Вильмонт «Секрет чёрной дамы», А. Белянин «Моя жена – ведьма», Р. Стайн «Оборотень в гостиной», «Эта кошмарная школа»). Учащиеся 7 – 8 классов выбирают книги популярные, настойчиво рекламируемые, экранизированные, например, книга Л. Бессона «Артур и минипуты», книги Дж. Ролинг о Гарри Поттере, романы С. Лукьяненко «Ночной дозор», «Дневной дозор», роман Э. Блайтон «Эрагон», произведения Стефании Майер «Сумерки», «Новолуние». Часто выбирают книги по рекомендации сверстников. Учащиеся 9 класса читают разнообразные по стилю и жанру произведения: романы М. Рида, Ж. Верна, Ш. Бронте, Ст. Майер, Е. Вильмонт, Д. Емеца, сказки В. Роньшина, историческую прозу Б. Акунина, любовные романы Т. Драйзера, стихи В. Высоцкого, С. Есенина. Произведения классической и современной элитарной литературы регулярно читают 31 % школьников, по необходимости читают произведения школьной программы – 63 %, 6 % учащихся читают очень редко. Основная доля отзывов о произведениях массовой литературы. Наиболее популярны книги Р. Стайна, Д. Емеца, Дж. Ролинг. Далее в списке приоритетов следуют произведения Е. Вильмонт, сестёр Воробей, А. Иванова и А. Устиновой, С. Лубенца, произведения из серии «Stalker», книги Е. Артамоновой, И Щегловой, Т. Крюковой. Менее популярны, чем в предыдущие годы, стали произведения А. Белянина, Ф. Пулмана, О.Дзюба, Г. Шустер, Ф. Келли, В. Селина, Е. Нестериной, Э. Веркина, Ж. Уилсон и др. (см. приложение 3). Детей эти произведения привлекают, прежде всего, тем, что их эмоциональное состояние совпадает с пафосом произведения, заинтересовывает динамичный сюжет, переживают вместе с персонажами-сверстниками, совпадают личные проблемы с проблемами героев. Анализ записей в дневниках показывает, что ребята дают эмоциональную и нравственную оценку поступкам героев, сопоставляют свои ценности с нравственными, этическими нормами персонажей. Литература такого рода даже полезна, так как выполняет психотерапевтическую функцию: помогает отвлечься, расслабиться, снять состояние напряжённости, тревоги. Однако именно в таких малохудожественных произведениях есть определенные перекосы. Мир, формально построенный по законам жизнеподобия, на самом деле подчинён закону удовлетворения потребностей заказчика: подростка или взрослого. Неважно, какими качествами обладает главный персонаж (положительными или отрицательными), он всегда герой. Герой любовных приключений, герой-детектив (подросток разбирается даже в самых запутанных делах быстрее любого взрослого), герой-борец. Он сражается с окружающим миром (родителями, учителями), не принимая социальный опыт, и он всегда победитель. Такая установка формирует ошибочное представление о мире и о месте человека в нём., порождает агрессивное отношение к окружающим. Чрезмерное погружение в такой выдуманный, фантастический мир способно оказать негативное воздействие на ещё не окрепшую психику подростка. Ребёнок начинает искренне верить в эту вторую, созданную воображением писателя, реальность. Анализ записей в читательских дневниках помогает увидеть, возникают ли подобные трудности у ребят. Уровень сформированности критического мышления у детей среднего звена, особенно у учащихся 6 – 8 классов, низкий. На мой взгляд, роль учителя литературы в такой ситуации заключается не только в том, чтобы обратить внимание классного руководителя, родителей на проблемы этого ученика, но и обсудить с ним его читательские интересы, обратить внимание на другие произведения, дать рекомендации по восприятию художественного текста, выяснить, что даёт ему чтение подобной литературы. Анализ читательских интересов школьников позволяет утверждать, что потребность в чтении сформирована, что у детей есть желание читать художественные произведения и умение первичного восприятия текста. Это подтверждается и материалами анкетирования (см. приложение 4). Однако уровень культуры чтения низкий. Одной из основных целей обучения литературе учащихся 5 – 9 класса считаю формирование культуры чтения как условие интеллектуального и нравственного развития учащихся. В связи с этим ставлю перед собой следующие задачи: - совершенствовать читательские умения школьников;
- создать условия для формирования критического отношения к художественным произведениям;
- формировать навыки продуктивного чтения;
- формировать собственный круг чтения каждого учащегося.
Для решения этих задач использую две формы работы: читательский дневник и тематическая читательская конференция. Ведение читательского дневника – обязательное условие для всех учащихся 5 – 9 классов. Ученик 5 – 6 классов фиксирует информацию о прочитанных дома произведениях и в форме отзыва формулирует своё отношение, описывает свои впечатления. Дети 7 – 9 классов оценивают содержание, язык, структуру произведения. Они учатся фиксировать ключевые моменты, что помогает в углублённой работе с текстом в старших классах. К 9 классу формируется свой круг чтения у каждого школьника. Одновременно предлагаю список классических произведений, проверенных временем и эстетическим вкусом нескольких поколений читателей. Перед каникулами, в конце четверти, года, родителям и детям предоставляется список произведений для чтения, предназначенных программой для обязательного изучения. В него включены программные художественные тексты большого объёма (как правило, ребята не имеют возможности прочитать их перед занятием). Ответственность за подготовку детей к урокам литературы возлагается частично на родителей. Для расширения кругозора знакомлю ребят со списком книг, сходных с изучаемыми по сюжету или проблематике. Например, в 5 классе на уроках, посвящённых изучению волшебной сказки «Иван-царевич и Серый волк» предлагаю почитать сказки: «Марфа Моревна», «Финист Ясный сокол», «Волшебное кольцо», «Баба Яга», «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо», «Булат-молодец», «Два Ивана крестьянских сына». На следующем уроке желающим предлагаю высказаться о том, что понравилось. В 7 классе перед изучением научно-фантастической новеллы Р. Шекли «Запах мысли» рекомендую познакомиться и с такими его произведениями, как «Улыбка», «Абсолютное оружие»; провожу опрос на знание текстов зарубежных и русских писателей-фантастов; вместе с детьми составляем список фантастических произведений. Один раз в четверть совместно с учащимися анализирую читательские дневники с целью объективности оценки. В случаях, если особенности читательского кругозора ребёнка вызывают обеспокоенность, обсуждаю это с классным руководителем или учеником (в зависимости от возраста). Требования по ведению читательского дневника постепенно изменяются, увеличивается количество показателей. В среднем звене ведение читательского дневника способствует совершенствованию коммуникативных навыков, информационных умений (извлечение информации, выделение главного, ключевого момента, свёртывание информации), помогает ценностно-смысловому определению учащихся, стимулирует развитие привычки к чтению (см. приложение 5). В течение 3 лет активно использую в 5 – 9 классах тематические читательские конференции. Сложилась определённая система работы. Опыт участия в конференциях ребята получили в начальной школе (2 – 4 классы участвуют в программе обучения исследовательской деятельности). Я актуализирую их умения и навыки по подготовке и защите сообщений, по умению делать отзыв. Тематические читательские конференции провожу в каждом классе (с 5 по 9 класс) один раз в четверть. С темами конференций учащихся знакомлю заранее, список литературы в качестве рекомендации предоставляю за 1 – 2 недели. Произведение, о котором ребёнок будет рассказывать, не должно быть изучено на уроках. В календарно-тематическое планирование включены следующие темы читательских конференций: - в 5 классе – «Об этой книге хочу рассказать», «Любимая фольклорная сказка», «Любимая литературная сказка», «Особенности новеллы»;
- в 6 классе – «Мифология народов мира», «Фольклор как основа литературного произведения», «Литературное произведение как художественное единство», «Моё любимое стихотворение»;
- в 7 классе – «Концепция мира и человека в зарубежной литературе», «Русский характер в литературе XIX века», «Произведения русских писателей XIX века», «Мир и человек в русской литературе XX века»;
- в 8 классе – «Художественное своеобразие литературного средневековья», «Классицизм эпохи Возрождения и Просвещения – основной творческий метод XVII – XVIII веков», «Особенности русского классицизма», «Русская литературный XVIII век»;
- в 9 классе – «Русский романтизм, его своеобразие», «Русская классическая лирика», «Идейные искания и художественные открытия в литературе конца XIX – начале XX века», «Мир классической художественной литературы».
Сообщение выступает как форма предъявления собственного текста о произведении с выражением личной позиции и своим отношением. Кроме этого, дети демонстрируют уровень владения понятийной базой. Слушатели оценивают выступление, предварительно обсуждаем, вспоминаем требования к нему: план содержания (содержательность, аргументированность позиции) и план выражения (умение защищать своё мнение и грамотно выражать). Тематические конференции помогают совершенствовать читательские умения, создают условия для совершенствования коммуникативных навыков и информационной компетентности (через подготовку выступлений, отбор материалов, выделение ключевых моментов, через аудирование и рефлексию по итогам конференции), формирует собственный круг чтения учащихся, накапливается читательский опыт (см. приложение 6). Считаю, что использование этих форм работы способствует не только формированию круга чтения, совершенствованию коммуникативной и информационной компетентностей учащихся, но и помогает нравственно-смысловому определению ребёнка, его интеллектуальному развитию. Для подтверждения данной гипотезы провела эксперимент. В течение двух лет наблюдала за изменениями образовательных результатов. В экспериментальном классе создала условия для активного включения в деятельность: организовала поддержку родителей, помощь классного руководителя, положительную мотивацию детей и применяла все описанные формы в полном объёме. В контрольном классе использовала только формы работы: ведение читательского дневника и читательские конференции. В результате выяснила, что в этом случае дневники дети ведут формально, зачастую списывают друг у друга отзывы, выступления носят, в основном, репродуктивный характер, имеется ряд неуспевающих по предметам, процент обучающихся на 4 и 5 низкий (38 % – 46 %), часты нарушения дисциплины на уроках, низкая мотивация к обучению. В экспериментальном классе нарушения дисциплины – редкость, был один неуспевающий, процент обучающихся на 4 и 5 – 63 % - 72 %. Значение тематических читательских конференций и читательских дневников. 1. Формирование коммуникативной компетентности на уровне письменной коммуникации: оформление мысли в форме стандартных продуктов, представляет результаты обработки информации; создание текста, содержащего аргументацию; определение особенностей художественного произведения в соответствии с поставленной задачей коммуникации; изложение с учетом норм оформления и предъявления своего текста. 2. Формирование коммуникативной компетентности на уровне публичного выступления: соблюдение норм публичной речи и регламента; подготовка плана выступления; использование вербальных и невербальных средств для выделения смысловых блоков своего выступления; работа с вопросами, заданными на уточнение и понимание. 3. Формирование коммуникативной компетентности на уровне диалога: учащиеся следуют заданной процедуре обсуждения; учащиеся фиксируют промежуточные результаты и обобщают их; учащиеся задают вопросы на уточнение и понимание идей друг друга. 1. Формирование информационной компетентности на уровне планирования информационного поиска: выделяет информацию, необходимую для решения поставленной задачи; пользуется разными видами ресурсов. 2. Формирование информационной компетентности на уровне обработки информации: самостоятельно проводит наблюдение над текстом художественного произведения; извлекает необходимую информацию из текста; отбирает материал для подготовки выступления; указывает на обнаруженные противоречия; делает вывод на основе анализа полученной информации; формулирует оценочные суждения. Приложение Приложение 7
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|