Преподавание русского языка Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Часть СNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.09.14 Просмотров: 1758 Торсукова Ольга Михайловна Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Часть С. Единый государственный экзамен по любому предмету предусматривает совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников XI-XII классов общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний в высшие и средние специальные учебные заведения. Именно так определена роль ЕГЭ в «Законе об образовании». От того, насколько успешно сдан ЕГЭ, зависит будущее выпускника. Как известно, без выполнения задания типа С нельзя рассчитывать на отличный, а порой и просто достаточно высокий балл. Максимальная сумма за выполнение задания высокого уровня сложности - 20 баллов из возможных 60-ти, то есть 3-я часть общего количества баллов. Что представляет задание части С€ В заданиях ЕГЭ по русскому языку типа С предлагается в форме сочинения-рассуждения, т.е. конструктивного размышления, изложить свое мнение о данном для чтения и анализа тексте. Чтобы подготовиться к выполнению таких заданий, нужна планомерная работа по развитию соответствующих качеств ума, творческих и аналитических способностей обучающихся. Несмотря на то, что общеобразовательные учреждения принимают участие в эксперименте по введению ЕГЭ по русскому языку не один год, некоторые учителя впервые столкнулись с необходимостью подготовки старшеклассников к ЕГЭ. И в этом плане, мой опыт учителя-словесника, выпустившего в 2008 году 11 класс, который успешно справился на экзамене с частью С (95% качества), пригодится начинающим учителям, заинтересованным в качественной подготовке своих учеников к итоговым испытаниям. Методика подготовки к ЕГЭ: написание сочинения-рассуждения. Цель: формирование опыта организации подготовки учащихся к написанию сочинения-рассуждения. Ход работы. 1 шаг. «Знаю, за что получаю заветные баллы». Подготовка к выполнению части С начинается с изучения требований, предъявляемых к этой части. Каждый ученик должен знать содержание «Критериев проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом» (К1-К12). 2 шаг. Самостоятельная работа. Учащиеся пишут сочинение по прочитанному тексту и, прежде чем сдать работу учителю на проверку, сами оценивают свою работу в соответствии с содержанием критериев оценивания, что позволяет им логически выстроить свое рассуждение, увидеть достоинства и недостатки работы. Учитель вторично выставляет баллы по К1-К12 после проверки сочинения ученика. 3 шаг. Работа в группах (конструирование модели сочинения-рассуждения). Чтобы помочь ученику справится с ошибками, допущенными в сочинении, в классе проводится работа в группах. Технология формирования состава малых групп (4-5 человек) учитывает межличностные отношения, уровень знаний и подготовленности по данной теме, развития речевых умений и навыков. В нашем случае участники группы на основе личных наработок создают модель сочинения-рассуждения. В классе 20 человек, получается 4 группы, следовательно,- 4 модели сочинения. Межгрупповая работа: «Защищаю своё – учусь у других». Следующий этап работы над частью С – защита каждой из 4-х групп своей модели сочинения по 12-ти параметрам критериев оценивания. Ответ - это и есть по сути дела конструирование текста: ученики осмысливают объем содержания и границы темы высказывания, структурируют его в соответствующем стиле речи, корректируют, то есть приводят в соответствие с литературной нормой. Таким образом уже межгрупповая учебная деятельность учащихся поднимает их умения по выполнению части С на новый качественный уровень. 5 шаг. «Творю сам». И только после этих этапов учащийся, переосмыслив собственное отношение к написанию сочинения, приступает к последнему контрольному варианту своего сочинения. Примечание: итоговая оценка за сочинение выставляется по выбору учащегося (за первоначальный или конечный вариант). Модель сочинения-рассуждения по тексту А. Солженицына.
- Ефим ее не любил. Говорил: люблю одеваться культурно, а она - кое-как, все по-деревенски. А однаво мы с ним в город ездили, на заработки, так он себе там сударку завел, к Матрене и возвращаться не хотел. Все отзывы ее о Матрене были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрену выпал - некого было дозвать огород вспахать на себе сохою). И даже о сердечности и простоте Матрены, которые золовка за ней признавала, она говорила с презрительным сожалением. И только тут - из этих неодобрительных отзывов золовки - выплыл передо мною образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок. В самом деле! - ведь поросенок-то в каждой избе! А у нее не было. Что может быть легче - выкармливать жадного поросенка, ничего в мире не признающего, кроме еды! Трижды в день варить ему, жить для него - и потом зарезать и иметь сало. А она не имела... Не гналась за обзаводом... Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев. Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы... Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, Ни город. Ни вся земля наша. (А.Солженицын) Модель сочинения-рассуждения по тексту Н. Рериха.
Суеверия, предрассудки, предубеждения во все века одолевали человека. Всегда находились своеобразные инквизиторы, желавшие втиснуть истину в свои клещи. Познание всегда ограничивали страхом костра. Множество полезнейших научных открытий сожгли на потеху толпе. Жгли Джордано Бруно, казнили Лавуазье, Сократа, продавали в рабство Платона. Длинен список невежественных уничтожений. Напрасно лучшие умы взывали об освобождении науки. Толпы кричали о свободе – и изгоняли Аристотеля, Пифагора, Перикла. И не в глубокой древности искать примеры. В XIX веке Академия наук преследовала Менделеева. Не от сладкой жизни уехал из России Мечников. А вспомните жизнь Пирогова… И сейчас можно привести многие печальные примеры суеверий, хотя бы они и прикрылись различными терминами. Вспоминаю один разговор с ученым, который настолько хотел быть защитником новой науки, что даже старался унизить значение всех древних накоплений. Между тем именно каждый молодой представитель новой науки должен быть, прежде всего, открыт ко всему полезному и тем более к тому, что уже засвидетельствовано веками. Всякое отрицание уже противоположно творчеству. Истинный творец прежде всего не доходит до отрицания в своем светлом, постоянном поступательном движении. Творец и не имеет даже времени на осуждение и отрицание. Процесс творчества совершается в неудержимой прогрессии. Потому-то так больно видеть, когда, в силу каких-то предвзятостей и суеверий, человек запутывает сам себя призраками. Лишь бы не подумали, что ученый становится старообразным, - боязливый человек готов предать анафеме или забытию самые поучительные накопления древнего опыта. Именно свободная, неограниченная наука опять открывает человечеству многие, давно забытые, полезные находки. Фольклор снова идет рука об руку с памятниками археологии. Песня и предание подкрепляют пути истории. Многие раскопки последних лет изумляли нас изысканностью смысла и форм. Эта изысканность, утонченное изящество давних веков, еще раз напоминает, с каким заботливым, почтительным вниманием мы должны прикасаться к заветам древности. Все, что может служить на пользу развития человеческого мышления, - все должно быть и выслушано, и принято. Безразлично, в какой одежде или в каком иероглифе принесется осколок знания. В нем нет ни старого, ни молодого, ни древнего, ни нового. В нем совершается великая, неограниченная эволюция. Каждый, затрудняющий ее, будет исчадием тьмы. Каждый, посильно содействующий ей, будет истинным воином, сотрудником света. (Н.Рерих.1934г.) Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |