Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Интегрированный урок (литература + история) по теме "Гражданин. Гражданственность. Патриотизм"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Интегрированный урок (литература + история) по теме "Гражданин. Гражданственность. Патриотизм"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.09.13
Просмотров: 1574

Иконникова Екатерина Михайловна, учитель истории; Жаглина Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

воспитательная – формирование развитой, социально активной личности, приобщившейся к общечеловеческим ценностям; и достижениям культуры, личности творческой и самостоятельной, с чувством глубокой ответственности за судьбу своей страны; воспитание на примере гражданской позиции декабристов и современников любви к Отечеству и понимания того, что все зависит от активности и нравственной позиции каждого из граждан нашей страны;

развивающая – развитие навыков работы с историческими источниками и умения давать характеристику личности; отработка понятийного аппарата по обществознанию; повторение и систематизация знаний по теме: “Организации декабристов. Восстание декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 г.”; определение непрерывности исторического процесса;

обучающая – знакомство с творчеством и деятельностью декабристов.

Возможная личностно значимая проблема:

Пригласить учащихся к размышлению о собственном духовном мире, о необходимости самовоспитания и самоорганизации.

Средства обучения:

  • иллюстрации (портреты декабристов, фотографии событий в России в 1991 г. и в 1993 г., фотографии диссидентов 60–70-х годов, Приложение стр. 7–8.);
  • свечи, символизирующие декабристов;
  • таблички с надписями “гражданин”, “со-участье”;
  • подборка литературы по теме;
  • раздаточный материал к уроку (Приложение, стр.10);
  • памятки “Как рецензировать ответ”, “Требования к публичному выступлению”, “Примерные нормы оценок учащихся”, “Лист рецензента” (Приложение, стр.11–12);
  • стихотворение К.Ф. Рылеева (Приложение, стр.13);
  • “Часы”, символизирующие “ВРЕМЯ”.
  • таблички с высказываниями А.С. Радищева, И. Бурцева, словарь Ожегова;
  • отрывки сочинений уч-ся на тему “Мое личное отношение к декабристам” (Приложение, стр.9).
  • Эпиграф к уроку (отрывок из стихотворения Некрасова);
  • словари.
  • ватман и цветные странички;
  • гитара.

План урока:

  1. “А что такое гражданин? Отечества достойный сын” (Н. Некрасов).
  2. Деятельность и творчество декабристов (презентация творческих проектов).
  3. Декабристы и современность.

Литература:

  1. Заичкина И.А., Почкаев И.Н., Русская история от Екатерины Великой до Александра II; М., 1994.
  2. Нечкина М.В., Декабристы, М., 1982.
  3. Пантин И.К., Плимак Е.Г., Хорос В.Г., Революционная традиция в России. 1783–1883 гг., М., 1982.
  4. Политическая история Отечества (1861–1920 гг.): Хрестоматия, М., 1992.
  5. Политическая история России первой половины XIX века, М., 1990.
  6. Антонов В.Ф., Книга для чтения по истории России XIX века: 8-й класс, М., 2000.
  7. Декабристы в воспоминаниях современников, М., 1988.
  8. История России в лицах. V – XX века: Биографический словарь, М., 1997.
  9. История России в портретах: в 2 томах, Смоленск, Брянск, 1996.
  10. Мережковская Д.С., Четырнадцатое декабря, М., 1994.
  11. Энциклопедия для детей, Т.5, История России, Ч.2. От дворцовых переворотов до эпохи великих реформ, М., 1997.

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
(Отечества достойный сын).

Н. Некрасов

ХОД УРОКА

1. “Что такое гражданин? Отечества достойный сын” (Н. Некрасов).

Учитель литературы (далее Л.): Сегодня мы поговорим о жизни и творчестве людей, надолго опередивших развитие общественной мысли своего времени, подумаем над понятиями гражданственность и патриотизм и определим, актуальны ли они в наше время. Запишите тему урока и эпиграф (последняя строка эпиграфа закрыта).

В стихотворении Некрасов отвечает на вопрос. Попробуем ответить и мы.

Вопрос: Что такое гражданин?

Предполагаемый ответ (далее – ответ): ребята обмениваются своими версиями о содержании этого понятия.

Посмотрите на строение слова “гражданин”, определите его корень. Этимология слова гражданин– горожанин (исходное значение – “городской житель, горожанин”).

Учитель истории (далее И): Впервые понятие гражданин ввел А.С. Радищев. В своей работе “Беседы о том, что есть сын Отечества” он писал: “Что такое гражданин? Это достойный сын Отечества – патриот, человек чести, чьи мотивы благонравны, а поступки благородны” (раздаточный материал документ 1.1)

Вопрос: Какой высокий смысл автор вкладывает в понятие “гражданин”? Как вы понимаете его слова?

Ответ: Патриот – это человек, который не только любит свою Родину, но и готов защищать её с оружием в руках, кто готов бороться за свободу своего народа.

Так представлял себе высокое звание “гражданин” общественный деятель, писатель и поэт XVIII века А.С. Радищев (на “часах” прикрепляется табличка с высказыванием А.С. Радищева).

В начале XIX века декабрист И.Бурцев в письме к Никите Муравьеву на вопрос “Что такое гражданин?” отвечает следующим образом (раздаточный материал документ 1.2) “Если ты иметь средства не будешь употреблять их для блага сограждан, то не достоин будешь имени добродетельного,… имени – Гражданин”.

Вопрос: Какой высокий смысл автор вкладывает в понятие “гражданин”? Как вы понимаете его слова?

Ответ: Это человек, который руководствуется благом людей, а не корыстными целями.

Такой смысл в понятие “гражданин” вкладывал общественный деятель первой половины XIX века (на “часах” прикрепляется табличка с высказыванием И. Бурцева).

Л: Слово “гражданин” часто встречается в жизни и творчестве декабристов. Кондратий Федорович Рылеев в стихотворении “Волынский”, посвященному сподвижнику Петра I, патриоту, казненному по навету Бирона, писал:

Не тот отчизны верный сын
Не тот в стране самодержавья
Царю полезный гражданин,
Кто раб презренного тщеславья!

Не тот, кто с сильными в борьбе
За край родной иль за свободу
Забывший вовсе о себе,
Готов всем жертвовать народу.

Против тиранов лютых тверд,
Он будет и в цепях свободен,
В час казни правотою горд
И вечно в чувствах благороден…

Вопрос: Какой смысл поэт Рылеев вкладывает в слово “гражданин”?

Ответ: Это человек, который не только любит свое Отечество, но и “готов всем жертвовать народу”.

И: Бурцев и Рылеев были не единственными, кто считал, что главным в жизни является долг перед своей страной, перед своим народом. Так же думали и руководствовались этим многие молодые люди того времени. Историк Самарин писал: “Прошлое царствование (начало правления Николая I) началось с того, что в один морозный день, на Дворцовой площади, облетел лучший цвет целого поколения”.

Вопрос: О каком событии идет речь? О ком идет речь?

Ответ: О восстании декабристов 14 декабря 1825 г.

Декабрист Матвей Муравьев-Апостол писал: “Мы были дети 1812 года”. Почему? Дело в том, что большинство декабристов – это участники Отечественной войны 1812 г. Именно им Марина Цветаева посвятила стихи “Генералам 1812 года” (звучит песня на стихи М. Цветаевой “Генералам 1812 г.” из к/ф “О бедном гусаре замолвите слово”).

Вопрос: Как Отечественная война 1812г. повлияла на воззрения будущих декабристов?

Ответ: Они увидели, что главным победителем был российский народ, который находился в бесправном положении, и захотели изменить его.

Вопрос: Какие еще причины возникновения движения декабристов вы знаете?

Ответ:

  1. Знакомство с идеями просветителей Западной Европы.
  2. Российская действительность с бесправием большинства и крепостным правом.
  3. Нерешительность Александра I в проведении реформ.
  4. Знакомство с условиями жизни и политическими системами стран Западной Европы в результате заграничных походов.
  5. Революционное движение в странах Западной Европы.

2. Деятельность и творчество декабристов.

Л: Декабристы это еще и творческие люди, ищущие смысл своей жизни. Поэтому мы будем говорить не только об их деятельности, но и о их творчестве.

И: (Объяснение предварительного задания) Внимательно выслушав выступления ребят, во-первых, выпишите в таблицу основные факты биографии декабриста, его убеждения и жизненные принципы, во-вторых, ответьте на вопрос – Почему декабристы вышли на Сенатскую площадь?

Далее назначаются рецензенты творческих проектов.

Защита творческих проектов:

  1. П.И. Пестель.
  2. Н.Муравьев.
  3. К.Ф. Рылеев.

В конце выступления уч-ся, координатор проекта сдает учителю список литературы, который вывешивается на доске и список группы с указанием вклада каждого в творческий проект; учащиеся класса задают вопросы; слово предоставляется рецензентам.

После выступления по теме: “К. Ф. Рылеев”, идет разбор стихотворения (Приложение, стр. 13).

В конце выступлений подводится итог:

Вопрос: Что было общего у всех декабристов?

Ответ: Участники войны 1812 г., дворяне по происхождению, люди действия, которые в своих поступках руководствуются общественными интересами. Они стремились преобразовать Российскую действительность (отменить крепостное право, ограничить или упразднить самодержавие и т.д.).

Л. Лотман Ю.М. писал: “Декабристы проявили значительную творческую энергию в создании особого типа русского человека, по своему поведению резко отличавшегося от того, что знала предшествующая русская история. В этом смысле они выступили как подлинные новаторы,…”.

Вопрос: Что это за особый тип русского человека?

ОтветГЭто человек с активной жизненной позицией, человек действия.

И. Почему же эти люди, понимая во многом, что их действия обречены на неудачу, вышли на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 г.?

Проверка предварительного задания: Почему декабристы вышли на Сенатскую площадь?

Ответ: Учащиеся обмениваются своими мнениями.

3. Декабристы и современность.

Л: Непосредственным откликом на события 14 декабря 1825 г. стало “послание декабристам” А.С. Пушкина:

Во глубине сибирских руд
храните гордое терпенье
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

Вопрос: Прав ли поэт, что “не пропадет ваш скорбный труд”?

Ответ: Историческое значение движения декабристов:

  1. первое выступление дворян против самодержавия.
  2. Начало общественного движения, боровшегося с бесправием в России.
  3. Положило начало для дальнейших преобразований.

И: Оценка Пушкина не единственная. Общество по-разному отнеслось к восстанию на Сенатской площади.

Работа с раздаточным материалом: Документ № 2. (Приложение, стр.10).

Нет однозначных оценок и в ваших сочинениях-размышлениях на эту же тему. Учитель зачитывает отрывки из работ учащихся (Приложение, стр.9).

Но во всех ваших работах есть уважение к идеям декабристов, многие с уважением отнеслись к этим людям, даже, порой, не разделяя их мнения. Творчество декабристов нашло отклик в трудах последующих поколений. Учитель открывает последнюю строку эпиграфа “Отечества достойный сын”.

Л: Все мы дети своего времени. Какое значение для нас несет слово “гражданин”?

Работа с раздаточным материалом (Документ 1.3):

Словарь С.И. Ожегова:

  1. Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное свободой прав и обязанностями.
  2. Взрослый человек. Форма обращения.

На “часах” прикрепляется определение слова “гражданин” по словарю С.И. Ожегова.

Слово утрачивает свое речевое изначальное значение (не только высокое /Радищев, Рылеев, Бурцев, Некрасов/, становится речевым штампом, формой без содержания.

Вопрос: Как это характеризует наше время?

Ответ: Учащиеся обмениваются своими мнениями.

Действительно ли тек “негражданственнен” наш XX век?

Идет историческая справка о событиях XX века.

1) Февральская революция и октябрьские события 1917 г:

Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г., провозгласившая основные гражданские права и свободы и, последующие за ней события октября 1917 г., по-разному трактуемые историками – Великая октябрьская революция или октябрьский переворот;

2) Великая Отечественная война:

Рост национального самосознания и патриотизма в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг;

3) Движение диссидентов в СССР в 60–70-е годы:

О диссидентском движении Андрей Амальрик писал: “… правозащитники сделали гениально простую вещь – в несвободной стране стали вести себя как свободные люди”. 21 августа 1968г шестеро из них вышли на Красную площадь, протестуя против ввода советских войск в Чехословакию с плакатами “За вашу и нашу свободу!”. Через несколько минут все участники акции были арестованы и получили разные сроки лагерей иссылки;

4) События 19–23 августа 1991 г.:

19 августа 1991 г. по всем каналам ТВ была показана пресс-конференция членов Государственного Комитета по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП). В “обращении к советскому народу” лидер ГКЧП заявил, что политика реформ, проводимых Президентом СССР М.С. Горбачевым, зашла в тупик, а сам Горбачев “по состоянию здоровья”временно отстранен от власти. Это был переворот. В Москву были введены войска. Армейские части окружили “Белый дом” (комплекс зданий правительства России). Сотни москвичей, сторонники демократии и гражданских прав, вышли к Белому дому и стали строить баррикады. 23 августа 1991 г. члены ГКЧП были арестованы. Эти события тоже по-разному оцениваются и современниками, и историками. Кто прав? На этот вопрос ответить История.

И. Вопрос: Почему эти люди вышли на площадь, пошли на фронт?

Ответ: ребята обмениваются своими мнениями.

И: Это люди, которых мы тоже можем назвать гражданами – достойными сынами Отечества. Это люди, которые обладали чувством ответственности, чувством гражданственности.

Запись: Гражданственность – осознание своих прав и обязанностей по отношению к государству и обществу, гражданственная самоорганизация и самодисциплина.

Можно быть болельщиком на стадионе и смотреть, как играют другие, а можно “играть” самому. Т.Е. гражданин – это активная личность. Гражданственность предполагает, что человек, блага ближнего, не жертвует при этом своими интересами. Не чувствует себя лишенным чего-либо. Совсем наоборот, – он просто НЕ может жить по-другому. Способность быть одухотворенным красотой гражданства сама по себе является исключительно ценным душевным качеством. Чувство принадлежности к своему народу, к его величию, героическому прошлому, преданность интересам общества – все это можно сформировать в человеческой душе только в том случае, если душа способна увлекаться высокими и благородными идеалами и целенаправленно стремиться к самосовершенствованию. Только такой образ жизни дает возможность почувствовать себя соучастным к общему делу и получить от этого неподдельную радость.

Л: С каким словом созвучно слово “соучастие”? Случайно ли это?

Этимология слова: Счастье – со-участье (со – приставка, имеющая значение объединения, часть/доля).

Поэт Н.Асеев писал:

“Что такое счастье? Соучастие
В добрых человеческих делах”.

Вопрос: А для вас, что значит это слово – СЧАСТЬЕ?

Ответ: уч-ся обмениваются своими мнениями.

В конце урока ребятам дается задание: Написать на листочках свое понимание слова “гражданин”. Эти листочки они прикрепляют под “часами” на лист ватмана.

Домашнее задание: напишите сочинение-размышление (эссе) на тему “Гражданственен ли XX века?” и приведите примеры гражданских поступков своих современников.

Приложение 1


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21