Преподавание литературы Открытый урок по литературе в 11-м классе "Каждой твари свой рай предопределен". Человек и природа в романе Ч.Айтматова "Плаха"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.09.13 Просмотров: 1390 Калашникова Мария Николаевна, учитель русского языка и литературы Цель: показать страшную трагедию – гибель природы по вине человека. Задача:
Предварительное домашнее задание.
Эпиграф: Чтобы себя и мир спасти, Ход урока I. Вступительное слово учителя. Ч. Айтматов – один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы, прежде всего с точки зрения нравственно-философских проблем. “Плаха” - многоплановое, очень сложное произведение, в котором переплетаются несколько сюжетных линий. Главная тема романа - противостояние человека и природы, о трагическом столкновении человека и природы. С необыкновенной яркостью Айтматов сумел передать свои переживания, свою боль и радость, изображая удивительный мир, живущий по своим законам природы, и человека, варварски относящегося к этому миру. II. Беседа по прочитанному. - Расскажите, используя цитаты из текста, о супружеской паре волков. - Предыстория пары волков. - Откуда они пришли? - Чем отличались от местных волков? - Какое место заняли они в Моюнкумской пустыне? - Почему волка прозвали Ташчайнар? А волчицу - Акбара? III. Комментарий. Акбара – Акдалы – (ак - кирг. – ’белый’) – Белохолка. Акджалы – сивогривые Ташчайнар – (таш – кирг. – ’камень’) – камнедробитель. Полуярка – молодая, ещё не ощенившаяся волчица. IV. Аналитическая беседа, выборочное комментированное чтение (реализация домашнего задания). а) Анализ эпизода “Погоня по саванне”. “Рождение и гибель первого выводка волков”. б) Анализ эпизода “Трагедия в приалдашских камышах”. “Рождение и гибель второго выводка”. в) “Боль Приссыкульской котловины”. “Последняя отчаянная попытка продолжить свой род”. Вывод. Скитания волков начинаются с того, что они вынуждены покинуть свои степи и уйти в горы, что само по себе уже является нарушением законов природы – волки не живут в горах. Затем трёх волчат, которых так полюбила Акбара, забивают люди в погоне за выполнением продовольственного плана. Опять противоестественно-животные должны продолжить свой род. В конце концов совершается и третье преступление, которое приводит к трагедии не только пары волков, но и самого преступника – человека. V. Анализ романа (продолжение). - Как зародилась месть волков? В чём она заключалась? - Как погибает Ташчайнар? VI. Мастерство писателя (комментированное чтение эпизодов, примеров). Айтматов является последователем Л. Толстого, Тургенева в создании одного из компонентов мира литературного произведения – пейзажа. Значительной функцией его пейзажей является психологизм. Это достигается при помощи меткого использования писателем метафор, эпитетов, сравнений. Особенной художественной напряжённостью отличаются сравнения Айтматова, к которым он прибегает с целью выделить какой-либо важный признак: “Вслед за коротким, лёгким, как детское дыхание, дневным потеплением…” / “… тронулась … небольшая осыпь и тут же приостановилась, как заговорённая кровь…” / “голова – лошади впору…” / “жизнь казалась ей сном”. В романе можно увидеть целые системы определений, передающие чувства или переживания всесторонне, позволяют читателю увидеть в животных равного человеку существо. Он очень часто использует конструкции с двойными или тройными определениями, создавая цельный характерный образ. Проиллюстрируйте примерами. (“крепким конским потом”, “лежал чистый снег,… вдыбленный и взвихрённый ветрами…”, “несчастный, виноватый, удручённый”, “поникший, виноватый, в выбившейся, обвисшей на худых плечах…”, “не похороненный, не оплаканный…”, “… всюду проникающее резкие ранние сумерки, несущие за собой холодную сизость…”). Но всё же главная роль в стиле писателя принадлежит метафоре. Метафора создаёт образ произнесённого слова, образ уплотнённый, действенный. Она помогает не только оживлению, но и очеловечиванию образов животного мира. Приведите (зачитайте) эпизоды, где, на ваш взгляд, наиболее удачно удалось автору очеловечить волков. ( эпизод ревности Акбары, чувство материнства с первым выводком, чувство матери при потере первого выводка и Бостона при потери сына, чувство Акбары к человеческому детёнышу). (“Прислушиваясь к тому, что творилось, помимо воли в её ожившей утробе, Акбара заволновалась” “И тут же Акбара почувствовала, как на неё горячей волной нахлынула нежность…” “И он (Ташчайнар) сдержанно заурчал, прихрапывая и покашливая…” “Сейчас Акбара …была благодарна своему волку за то, что он разделил её страх…” “А Акбара представила себе вдруг зимы начало…” “То были мечты волчицы…” и т.д. Айтматов заострил внимание на “прозрачно – синих глазах” Акбары, будто в глазах – душа, весь мир, вся вселенная с её стремлениями, желаниями, потребностями. Всё происходящее показано через интенсивность и остроту переживаний волчицы. Не слышит она ни криков, ни голоса разума, лишь одно у неё на сердце – ужас и неверие в происходящее… Но когда возвращаются звуки земного и осознание реальности, на смену ужасу приходит страдание. Перед горем все в моральном равенстве. Сопоставление чувств переживаний волка и человека (индивидуальное задание)
- Роман Айтматова афористичен. Здесь столько кратких изречений, подтверждающих философскую мысль произведения: “Страх безрассуден…” “Всему судия – время” “Солнце и степь – величины вечные” “Трудно установить, что такое людская жизнь…” “Лишь человеку дан иной удел: хлеб добывать в труде и мясо взращивать трудом – творить для самого себя природу” “Но каждой твари свой рай предопределён” “Но был над ними ещё верховный царь – царь Голод, царь утоление плоти” VI. Лингвистический эксперимент. А сейчас мы посмотрим, насколько вы чутки к слову писателя (запись на доске). Восстановите текст как можно ближе к авторскому: “…Тишина (…), исходящая от величия земли и неба…” “…в оцепеневшей и отстранившейся ото всех на свете (…) тишине…” Работа с текстом. Учащиеся подбирают определения, сравнивают их с текстом. (1 – безмерная тишина, 2 – стылая). Итог урока. - С какой целью автор вводит в роман историю волчьей пары, приближая их к человеческому восприятию мира? Проблема экологии и взаимоотношений человека с природой – одна из основных тем романа. Человек, по мысли писателя, - часть природы. Когда он перестаёт ощущать себя этой частью, нарушается гармония, что и ведёт к катастрофе. Олицетворением природы выступает семья волков во главе с синеглазой волчицей Акбарой. Гармония жизни в Моюнкумской саванне была нарушена “заготовителями мяса”. Именно в этой ситуации человек и зверь поменялись местами. Бессмысленное массовое уничтожение животных – это угроза земному процветанию, предвестие гибели живого мира. Автор своим произведением утверждает что уничтожение природы и есть уничтожение всего человеческого в людях. Историей волчьей пары Айтматов как бы предупреждает человечество о том, что жестокость и неразумное отношение к природе, ко всему живому в ней рано или поздно обернётся бедой для самого человека. Сжигая степи, мы сжигаем свой дом, убивая животных, мы прежде всего убиваем самих себя и своих детей. Когда Акбара уносит сына Бостона, трагедия Моюнкумской саванны завершается. Бостон, стреляя в волчицу, нечаянно убивает своего сына. Убив сына, он убивает своё будущее. Волчица и ребёнок умирают вместе, чем доказывается единство всего живого. Акбара наделена Айтматовым даром нравственной памяти. VII. Самостоятельная работа (10 мин.) Творческие работы учащихся (сочинения – миниатюры): “Крик сердца волчицы”, “Крик отчаяния Акбары”, “Вопль боли Акбары”, “Крик души волчицы”. VIII. Домашнее задание: 1) Образ Авдия К. - Правдоподобен ли образ Авдия? - Типичен ли он для современного человека? - Почему он терпит поражение? 2) Расскажите об “обществе анашистов” (Гришан, Лёнька, Петруха). - Чем они отличаются от банды Обер – Кандалова? Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |