Преподавание русского языка Урок русского языка в 5-м классе на тему "Этимология как наука о происхождении слова. Устаревшие слова и неологизмы"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.09.11 Просмотров: 2849 Каменцева Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы Цель:
Ход урока 1. Организационный момент. Несколько слов учителя о темах предыдущих уроков по разделу “ Лексика ”. Объявление результатов лексической игры “ Чья радуга ярче ? ” (В качестве одного из домашних заданий нужно было, как можно больше подобрать к названному слову синонимов и антонимов.) 2. Блиц- вопросы. Работа с классом. Задание : вставить заимствованные слова в предложения, дающие их толкования.
3. Создание проблемной ситуации. Стадия вызова: мотивационная ( побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме). Задание 1. Собрать разрезанные на 2 части старинные русские выражения. Работа в парах. Как аршин ... проглотил. За семь вёрст ... киселя хлебать. Сам с вершок , а голова ... с горшок. Семь пядей ... во лбу. Сам с ноготок, а ... борода с локоток. Задание 2. Объяснить смысл каждого собранного выражения. Такое задание у ребят, безусловно, вызовет трудности, так как многие из них не знакомыми со старинными мерами длины. Стадия вызова: информационная (вызов “ на поверхность ” имеющихся знаний по теме). Задание 3. Провести математический эксперимент. Работа с классом. Любители математики попытаются предположить, чему будут равны старинные меры длины, а знатоки русского слова начнут работу с толковым словариком. В ходе эксперимента ребята придут к правильным ответам. Самые внимательные заметят в словариках возле искомых слов специальные пометы (устар.). Так постепенно ребята сами определят тему предстоящего урока, его цели и поставят перед собой вполне реальные задачи. В тетради записывается тема урока методом назаконченных предложений. 4. Лексическая разминка. Стадия вызова: коммуникацинная ( бесконфликтный обмен мнениями). Разминка 1.Фонетический чайнворд (слово “ чайнворд ” образовано от английских слов – цепь и слово. Последняя буква каждого слова в замкнутой цепи чайнворда является и первой буквой следующего слова). Разминку проводит учитель.
Разминка 2. Игра “ Угадай слово ”. Разминку проводит ученик, заранее самостоятельно подготовивший материал по теме “ Лексика ”.
Разминка 3. Деловая игра “Юный корректор”. Заменить в тексте повторяющееся слово толкованием его лексического значения.
Слова для замены: исследователи моря, морское путешествие. 5. Изучение нового материала. Стадия осмысление содержания : информационная (получение новой информации по теме) 1) Слово учителя и учеников – теоретиков. Этимология (от греческого “истина” + “понятие, учение”) – раздел языкознания, изучающий происхождение и историю слов. Привести примеры слов, включающие часть “ логос ” (логия) (Биология, лексикология, геология и т.д.) Знакомство с увлекательными историями, связанными с устаревшими словами в рубрике “ Обратите внимание ” (стр. 181, учебник “Русский язык”, 5 класс под редакцией доктора педагогических наук, профессора С.И.Львовой). 2) Этимологическая страничка Чувство Чув – “способность чувствовать”(старослав.) Чувствовать Предчувствовать Устно: указать слова с этимологическим корнем – чув- (чувствительный, чувствительность, чувствительно, сочувствовать, сочувствие, предчувствие, почувствовать). Вопрос: как по-другому называют чувства? (Эмоции.) 3) Зрительный диктант Эмоции – это чувства. Чувства бывают разные: радость, печаль, удивление, восторг, страх и т.п. 4) Толковая страничка. Что я узнал, работая со словарём... Аршин Душегрейка Белояровый Длань Брадобрей Вершок Булатный Горница Верста 5) Словарный диктант с опорой на этимологию. Задание:
6. Изучение нового материала. Стадия осмысление содержания :систематизация ( классификация полученной информации) 1) Знакомство с теоретическими сведениями. Устаревшие слова в рубрике “ Теоретические сведения ” (стр. 178,179 учебника) Работу проводят ученики – теоретики. 2) “ Театр ” одного героя. Игру проводит заранее подготовленный ученик. Задание : угадать лексическое значение устаревших слов “ уста ”, “ око ”, “ чело ”, “ ланиты ”, “ длань ”, “ десница ”, “ шуйца ”, показывая руками части лица и тела человека. 3) Игра “ Молчанка ”. Игру проводит заранее подготовленный ученик. С помощью рисунка угадать лексические значения следующих слов : “ жалейка ”, “ лучина ”, “ зипун ”, “ душегрейка ”, “ забрало ”, “ пищаль ”. 4) Лингвистический эксперимент. Задание. Прочитайте отрывок из стихотворения, написанного поэтом С. Крыжановским. Чему посвящено оно? Найдите старославянизмы:
5) Игра “ Из глубины веков ” Подберите к старославянизмам русские соответствия. Укажите фонетические приметы старославянских слов. Ко всем ли словам можно подобрать современные соответствия? Составьте с этими парами словосочетания: врата, рождение, здравый, хлад, владеть, озеро, власы, сладкий, мрак. 6) Рубрика “ Это интересно ! ” Устаревшие слова в зависимости от причин их устаревания делятся на историзмы и архаизмы. Историзмы – это названия предметов и явлений, которые исчезли из жизни в процессе исторического развития. Такие слова не имеют синонимов и используются в исторической литературе для называния понятий той эпохи, о которой идет речь. Сюда относятся названия старых мер длины, веса (аршин, вершок, сажень); старинной одежды и обуви (армяк, кафтан, камзол); названия учреждений и должностных лиц (вече, управа, воевода, исправник); лиц по профессии, занятию (стрелец, стражник, ратник, приказчик); старых учебных заведений и учащихся (бурса, институтка, курсистка); других бытовых понятий (корчма, лабаз, алтын, целковый) Архаизмы – это устаревшие и вышедшие из употребления слова, которые имеют синонимы в современном языке: агнец (ягненок), ведать (знать), внимать (слушать), врата (ворота), глас (голос), грясти (идти), длань (ладонь), днесь (сегодня), дщерь (дочь), зело (очень), зреть (смотреть), кормчий (рулевой). 7. Стадия рефлексии : коммукационная (обмен мнениями о новой информации) 1) Устное рисование. Представьте себе, что вам поручено снять фильм на историческую тему, а содержание кадров должно пояснять значения слов. Какие картины - кадры вы бы нарисовали, поясняя значение следующих слов: яхонт, цитадель, тать, тесмяный, стряпчий, столованье, скорописчатые, скатный, сановник, приказчик. 2) Употребление устаревших слов в произведениях устного народного творчества. Инсценировка небольших отрывков из русских старин (былин). Задание : записать устаревшие слова и по толковому словарику установить их лексическое значение. Кратко записать значения слов, используя синонимы.
3) Игра “ Какого роду – племени? ” Задание. Укажите специальную лексику в отрывке из повести А. Первенцева “Остров надежды”. Из какого языка пришли эти слова в русский язык? Дети Юганги любую лестницу называют трапом, пол – палубой, стены – переборками, кухню – камбузом, нерадивых – сачками; они вырубают, а не выключают свет, спят не на кроватях, а на койках, куртка у них – бушлат, в слове “компас” они ставят ударение на последнем слоге, а метель называют снежным зарядом… При передвижении на лыжах или пешком пространство исчисляют милями, а направление – румбами, учителю отвечают: “Есть!” 4) Игра “ Четвёртое лишнее ” Задание : найти “четвертое лишнее” слово, проанализировав слова с точки зрения их происхождения.
8. Стадия рефлексии : информационная (приобретение новых знаний по теме) Знакомство со словами – неологизмами. Работа учителя и учеников- теоретиков. Неологизмы – это новые слова, которые появляются в языке для обозначения новых понятий в результате развития общественной жизни, науки и техники, для наименования новых предметов, их признаков, действий. Каждая историческая эпоха имела свои неологизмы, которые впоследствии становились привычными словами, входя в общее употребление. Так, в эпоху Петра I были заимствованы из некоторых европейских языков и стали неологизмами слова адмиралтейство, верфь, гавань, дивизия. Но уже через десяток лет они прочно вошли в словарь русского языка и перестали ощущаться как неологизмы. 9. Стадия рефлексии : мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Вопросы и задания:
10. Стадия рефлексии : оценочная ( соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса) 11. Итог занятия. Устное высказывание. Пользуясь этимологическим словариком, расскажите об истории происхождения слов : колесо, наградить, бельё, невеста, наперсник. Проблемная ситуация : какие из них произошли от устаревших слов, не употребляющихся в современном языке ? 12. Домашнее задание: 1) Найти авторские неологизмы в тексте Э.Успенского.
2) А вот еще один “литературный перевертыш” Н.Кончаловской
3) Индивидуальные карточки Карточка 1 Задание. Прочитать выразительно текст. Определить его основную мысль. Выписать слова, в которых надо вставить пропущенные буквы. Объяснить их написание. Используя словарь, выяснить значение и написание выделенных слов. Всем извес..но, как трудно читать безгра(м,мм)нотное письмо: на каждой ошибке спотыка…шься, а иногда и просто не сразу понима…шь написанное. Писать безгра(м,мм)отно – значит пос…гать на время людей, к которым мы адресу…мся. Карточка 2 Задание. Подготовить рассказ на тему: “Что мне поведал толковый словарь о словах РОСКОШЬ, СУГРЕВ”. Карточка 3 Работа с текстом. Прочитать текст, проанализировать его, доказывая мысль К.Паустовского, что “с русским языком можно творить чудеса”. Какие “чудеса” творит писатель? Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Еще все спит. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами к коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха. Задания
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |