Преподавание русского языка Урок русского языка по теме "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.09.10 Просмотров: 2359 Калинка Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы ЦЕЛЬ УРОКА: ЗНАТЬ: буквы Е,Ё,Ю,Я могут обозначать 1 или 2 звука. УМЕТЬ: называть звуки, обозначаемые буквами Е,Ё,Ю,Я. Ход урока (4слайд) -Сегодня на уроке мы возьмём словарное слово ЯИЧНИЦА. -Обратите внимание, что произносится оно по другому "яишница"! -Лексическое значение этого слова? (Приготовленное из яиц блюдо.) -Составляем словосочетание. -Возьмём одно из предложенных- вкусная яичница! (5 слайд) -Разберём словосочетание (главное и зависимое слово, вопрос) -Какое это словосочетание? (Именное) -А какие ещё бывают словосочетания? (Глагольные) -Что такое словосочетания?(Два слова, связанные по смыслу и грамматически) -В этих словах спрятались орфограммы. Какие? (Непроизносимая согласная в корне слова, ЧК,ЧН без Ь знака) -Следующее задание: записать предложение и разобрать под цифрой 4. -Как называется этот разбор? (Синтаксический) сущ. гл. прил сущ. Мама приготовила вкусную яичницу .(Повест., невоскл., прост., распр.) (6 слайд) -А теперь, чтобы не забыть главные и второстепенные члены предложения, которые мы используем на каждом уроке, проведём физкультминутку. -Обратите внимание на слайд, который называется "Второстепенные члены предложения", он содержит подсказку. Делая зарядку, попробуйте ответить на вопросы: -На какие вопросы отвечает обстоятельство? -Чем является в предложение дополнение? -Как подчёркивается определение? -Спасибо, садитесь! (7 слайд) -Обратите внимание на схемы. "П," -а. А: "П" -Что изображено на слайде? (Прямая речь) -Из чего состоит прямая речь? ( Из слов автора и прямой речи.) -Задание: я диктую предложения, вы записываете и расставляете знаки препинания при прямой речи, обращая внимание на схемы "Спасибо, мама, за вкусный завтрак, " - сказал сын. Мама ответила: "Пожалуйста." (8 слайд) -А теперь проверьте, правильно ли вы расставили знаки. -Почему слово "мама" выделено запятыми? (Это обращение) (9 слайд) -А теперь второе предложение. -Что стоит вначале - прямая речь или слова автора? (Слова автора.) (10 слайд) -Посмотрите и скажите, что изображено на этом слайде? (Диалог) -Чем отличается диалог от прямой речи? -Что такое диалог? -Запишем небольшой диалог , к доске -Сегодня очень вкусный завтрак!- сказала Аня. -Тебе понравилась яичница?- спросила мама. -Очень,- ответила дочь. -Скажите, ребята, из какой темы мы взяли термины: второстепенные члены предложения, простое предложение, прямая речь, диалог? ( Из темы "Синтаксис", это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, правила их построения) -Следующее государство необъятного материка Русский язык, которое называется :.."Фонетика", мы с вами изучаем сейчас. -Что же такое фонетика? ( Это раздел науки о языке, который изучает звуки речи.) (11 слайд) -А теперь ответьте на вопросы на следующем слайде. (12 слайд) -Какие звуки существуют в русском языке? ( Гласные и согласные.) -Сколько всего гласных букв?(10) -Сколько всего гласных звуков? (6)Чтобы запомнить эту цифру, нужно вспомнить сколько частей света: Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка, Антарктида .Их тоже 6. -Почему так происходит? (Потому что некоторые буквы на письме могут обозначать 1 или 2 звука) Объяснение нового материала -Посмотрите на доску. Работаем с первым столбиком. Записываем слова и транскрибируем их. К доске. Мера[м`эра] Полёт[пал`от] Клюв [кл`уф] Сяду [с`аду] (13 слайд) -Проследите и скажите, где стоят буквы Е,Ё,Ю,Я ( после согласных) -Сколько звуков они обозначают?(1) -После каких согласных они стоят? (После мягких) -Решите эту пропорцию, записав её в тетради. -Что вы вставили вместо вопросительного знака? (Я=Ю=Ё=Е ) `А `У `О `Э -Почему? -Подведём итог: так когда буквы Е,Ё,Ю.Я обозначают 1 звук? (обозначают 1 звук , когда стоят после мягкой согласной) (14 слайд) -Ребята, ещё раз прочитайте и запомните 1 вывод. -Работаем со следующим столбиком. К доске ::: (15 слайд) Ем [й`эм] Ёлка [й`олка ] Юг [й`ук ] Ясный [й`асный` ] -Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я (В начале слова) -Сколько звуков они обозначают? (2) -Какие звуки? (ЙА,ЙО,ЙЭ,ЙУ) -С какого слова мы начали сегодняшний урок? (яичница) -Подходит оно под наше правило (Да) -Сколько звуков обозначает буква Я и почему? (2 и стоит в начале слова) -Подведите итог этой работе: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят в начале слова , то обозначают 2 звука. -Записываем следующий столбик: Боец [бай`эц ] Приём [пр`ий`ом ] Каюта [ кай`ута ] Стоят [стай`ат ] -Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я? (После гласной ) -Сколько звуков обозначают? (2) -Подведём итог этой работе: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после гласной , то обозначают 2 звука. -Записываем следующий столбик: отъезд [атй`эст ] съёмка [сй`омка ] вьюга [в `й`уга ] обезьяна [аб`из`й`ана ] -Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я ( После Ъ или ь знаков) -Сколько звуков они обозначают? (2) -Подведём итог этому исследованию: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после Ь или Ъ знака , то они обозначают 2 звука. -Ещё раз обратите внимание на слайд : сколько букв там отображается -4, а сколько звуков они дают- 2. -А при каких условиях, кто может сказать? ( В начале, после мягкой согласной и после Ь и Ъ знака) -Ещё раз внимательно посмотрите, и скажите всё ли в порядке в транскрипции?( Не хватает запятой после Й) -А зачем она нужна? ( Для обозначения мягкости, Й всегда мягкий) -Кто может сделать вывод? Так когда буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают 2 звука? (16 слайд) -Вы уже, наверное, догадались, как можно сформулировать тему урока? (17 слайд) Записали тему урока: "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я" -Это будет нашим заголовком к таблице, которую мы заполним. -Откроем учебник на странице127 и прочитаем правило, затем запишем условие обозначения 1 или 2 звуков. -таблица состоит из 2 столбиков. (18 слайд)
Закрепление материала. -Выполним упражнение 305 (пятое), читаем задание и находим слова соответствующие нашему правилу. БАЯН, ЕДА Баян- слово из 4 букв и 5 звуков. -Почему? Так как буква Я обозначает 2 звука, потому что стоит после гласной. ЕДА- слово из 3 букв и 4 звуков. Потому что буква Е обозначает 2 звука, т.к. стоит в начале слова. -Какой случай правописания мы не повторили? ( после Ь и Ъ знака ) СЪЕЛ- слово из 4 букв и 4 звуков, т. к. Ъ не обозначает звука , а Е обозначает 2 звука. РЮМКА- слово из 5 букв и 5 звуков, т.к. Ю стоит после согласной. -ещё раз, смотря на таблицу, делаем вывод: буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают 2 звука, когда стоят после гласной . после Ъ и Ь знака, в начале слова. И 1 звук, когда стоят после согласной. -Но у этих букв есть ещё одна роль- (19 слайд) Возьмём слово. Что происходит с согласной буквой Р- стала мягкой , а если поменяем букву на А- станет твёрдой. -Следовательно, эти буквы смягчают впереди стоящий согласный. (20 слайд) -Можно ещё привести примеры (21 слайд) Вывод: какая роль у этих букв? -А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание: Упражнение 306 - записать слова в 2 столбика, т. е. 2 способа обозначения мягкости с помощью ь знака и букв Е,Ю,Ё,Я,И. Напишите сказку "Й играет в прятки", где хитрый звук, выделяясь среди всех согласных, пытается то исчезать, то, при определённых условиях, появляться. (Живёт в Объединенном Королевстве Фонетика известный волшебник::_)- возможное начало. -Закрыли дневники и продолжаем работать. -У вас на парте лежат листки с заданием. Прошу их подписать. Смотрим 1 задание.(5 мин.) 2 задание (7 мин.) -Подведём итог урока: -С какой темой мы сегодня познакомились? -Сколько выводов сделали (3) -Какую роль играют эти буквы ( смягчают и дают 2 звука) -При каких условиях обозначают 2 звука? -При каких условиях 1 звук? Итог урока -Заканчивая урок, ещё раз вспомним правило, с которым мы познакомились сегодня- двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |