Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок русского языка по теме "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок русского языка по теме "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.09.10
Просмотров: 2359

Калинка Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы

ЦЕЛЬ УРОКА:

  • дать понятие о двойной роли букв Е,Ё,Ю,Я, доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука;
  • сформировать навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях;
  • продолжить формировать навык транскрибирования;
  • повторить предложения с прямой речью и знаками препинания при ней;
  • продолжить формировать навык разграничения прямой речи и слов автора.

ЗНАТЬ: буквы Е,Ё,Ю,Я могут обозначать 1 или 2 звука.

УМЕТЬ: называть звуки, обозначаемые буквами Е,Ё,Ю,Я.

Ход урока

Презентация.

(4слайд)

-Сегодня на уроке мы возьмём словарное слово ЯИЧНИЦА.

-Обратите внимание, что произносится оно по другому "яишница"!

-Лексическое значение этого слова? (Приготовленное из яиц блюдо.)

-Составляем словосочетание.

-Возьмём одно из предложенных- вкусная яичница!

(5 слайд)

-Разберём словосочетание (главное и зависимое слово, вопрос)

-Какое это словосочетание? (Именное)

-А какие ещё бывают словосочетания? (Глагольные)

-Что такое словосочетания?(Два слова, связанные по смыслу и грамматически)

-В этих словах спрятались орфограммы. Какие? (Непроизносимая согласная в корне слова, ЧК,ЧН без Ь знака)

-Следующее задание: записать предложение и разобрать под цифрой 4.

-Как называется этот разбор? (Синтаксический)

сущ. гл. прил сущ.

Мама приготовила вкусную яичницу .(Повест., невоскл., прост., распр.)

(6 слайд)

-А теперь, чтобы не забыть главные и второстепенные члены предложения, которые мы используем на каждом уроке, проведём физкультминутку.

-Обратите внимание на слайд, который называется "Второстепенные члены предложения", он содержит подсказку. Делая зарядку, попробуйте ответить на вопросы:

-На какие вопросы отвечает обстоятельство?

-Чем является в предложение дополнение?

-Как подчёркивается определение?

-Спасибо, садитесь!

(7 слайд)

-Обратите внимание на схемы. "П," -а. А: "П"

-Что изображено на слайде? (Прямая речь)

-Из чего состоит прямая речь? ( Из слов автора и прямой речи.)

-Задание: я диктую предложения, вы записываете и расставляете знаки препинания при прямой речи, обращая внимание на схемы

"Спасибо, мама, за вкусный завтрак, " - сказал сын.

Мама ответила: "Пожалуйста."

(8 слайд)

-А теперь проверьте, правильно ли вы расставили знаки.

-Почему слово "мама" выделено запятыми? (Это обращение)

(9 слайд)

-А теперь второе предложение.

-Что стоит вначале - прямая речь или слова автора? (Слова автора.)

(10 слайд)

-Посмотрите и скажите, что изображено на этом слайде?

(Диалог)

-Чем отличается диалог от прямой речи?

-Что такое диалог?

-Запишем небольшой диалог , к доске

-Сегодня очень вкусный завтрак!- сказала Аня.

-Тебе понравилась яичница?- спросила мама.

-Очень,- ответила дочь.

-Скажите, ребята, из какой темы мы взяли термины: второстепенные члены предложения, простое предложение, прямая речь, диалог? ( Из темы "Синтаксис", это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, правила их построения)

-Следующее государство необъятного материка Русский язык,

которое называется :.."Фонетика", мы с вами изучаем сейчас.

-Что же такое фонетика? ( Это раздел науки о языке, который изучает звуки речи.)

(11 слайд)

-А теперь ответьте на вопросы на следующем слайде.

(12 слайд)

-Какие звуки существуют в русском языке? ( Гласные и согласные.)

-Сколько всего гласных букв?(10)

-Сколько всего гласных звуков? (6)Чтобы запомнить эту цифру, нужно вспомнить сколько частей света: Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка, Антарктида .Их тоже 6.

-Почему так происходит? (Потому что некоторые буквы на письме могут обозначать 1 или 2 звука)

Объяснение нового материала

-Посмотрите на доску. Работаем с первым столбиком. Записываем слова и транскрибируем их. К доске.

Мера[м`эра]

Полёт[пал`от]

Клюв [кл`уф]

Сяду [с`аду]

(13 слайд)

-Проследите и скажите, где стоят буквы Е,Ё,Ю,Я ( после согласных)

-Сколько звуков они обозначают?(1)

-После каких согласных они стоят? (После мягких)

-Решите эту пропорцию, записав её в тетради.

-Что вы вставили вместо вопросительного знака? (Я=Ю=Ё=Е )

`А `У `О `Э

-Почему?

-Подведём итог: так когда буквы Е,Ё,Ю.Я обозначают 1 звук?

(обозначают 1 звук , когда стоят после мягкой согласной)

(14 слайд)

-Ребята, ещё раз прочитайте и запомните 1 вывод.

-Работаем со следующим столбиком. К доске :::

(15 слайд)

Ем [й`эм]

Ёлка [й`олка ]

Юг [й`ук ]

Ясный [й`асный` ]

-Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я (В начале слова)

-Сколько звуков они обозначают? (2)

-Какие звуки? (ЙА,ЙО,ЙЭ,ЙУ)

-С какого слова мы начали сегодняшний урок? (яичница)

-Подходит оно под наше правило (Да)

-Сколько звуков обозначает буква Я и почему? (2 и стоит в начале слова)

-Подведите итог этой работе: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят в начале слова , то обозначают 2 звука.

-Записываем следующий столбик:

Боец [бай`эц ]

Приём [пр`ий`ом ]

Каюта [ кай`ута ]

Стоят [стай`ат ]

-Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я? (После гласной )

-Сколько звуков обозначают? (2)

-Подведём итог этой работе: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после гласной , то обозначают 2 звука.

-Записываем следующий столбик:

отъезд [атй`эст ]

съёмка [сй`омка ]

вьюга [в `й`уга ]

обезьяна [аб`из`й`ана ]

-Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я ( После Ъ или ь знаков)

-Сколько звуков они обозначают? (2)

-Подведём итог этому исследованию: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после Ь или Ъ знака , то они обозначают 2 звука.

-Ещё раз обратите внимание на слайд : сколько букв там отображается -4, а сколько звуков они дают- 2.

-А при каких условиях, кто может сказать? ( В начале, после мягкой согласной и после Ь и Ъ знака)

-Ещё раз внимательно посмотрите, и скажите всё ли в порядке в транскрипции?( Не хватает запятой после Й)

-А зачем она нужна? ( Для обозначения мягкости, Й всегда мягкий)

-Кто может сделать вывод? Так когда буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают 2 звука?

(16 слайд)

-Вы уже, наверное, догадались, как можно сформулировать тему урока?

(17 слайд)

Записали тему урока: "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я"

-Это будет нашим заголовком к таблице, которую мы заполним.

-Откроем учебник на странице127 и прочитаем правило, затем запишем условие обозначения 1 или 2 звуков.

-таблица состоит из 2 столбиков.

(18 слайд)

Обозначает 1 звук Обозначает 2 звука
После мягких согласных (люк) В начале слова (яма)

После гласных(баян)

После Ъ и Ь(съел, вьюга)

Закрепление материала.

-Выполним упражнение 305 (пятое), читаем задание и находим слова соответствующие нашему правилу.

БАЯН, ЕДА

Баян- слово из 4 букв и 5 звуков.

-Почему? Так как буква Я обозначает 2 звука, потому что стоит после гласной.

ЕДА- слово из 3 букв и 4 звуков. Потому что буква Е обозначает 2 звука, т.к. стоит в начале слова.

-Какой случай правописания мы не повторили? ( после Ь и Ъ знака )

СЪЕЛ- слово из 4 букв и 4 звуков, т. к. Ъ не обозначает звука , а Е обозначает 2 звука.

РЮМКА- слово из 5 букв и 5 звуков, т.к. Ю стоит после согласной.

-ещё раз, смотря на таблицу, делаем вывод: буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают 2 звука, когда стоят после гласной . после Ъ и Ь знака, в начале слова. И 1 звук, когда стоят после согласной.

-Но у этих букв есть ещё одна роль-

(19 слайд)

Возьмём слово. Что происходит с согласной буквой Р- стала мягкой , а если поменяем букву на А- станет твёрдой.

-Следовательно, эти буквы смягчают впереди стоящий согласный.

(20 слайд)

-Можно ещё привести примеры

(21 слайд)

Вывод: какая роль у этих букв?

-А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание:

Упражнение 306 - записать слова в 2 столбика, т. е. 2 способа обозначения мягкости с помощью ь знака и букв Е,Ю,Ё,Я,И.

Напишите сказку "Й играет в прятки", где хитрый звук, выделяясь среди всех согласных, пытается то исчезать, то, при определённых условиях, появляться.

(Живёт в Объединенном Королевстве Фонетика известный волшебник::_)- возможное начало.

-Закрыли дневники и продолжаем работать.

-У вас на парте лежат листки с заданием. Прошу их подписать.

Смотрим 1 задание.(5 мин.)

2 задание (7 мин.)

-Подведём итог урока:

-С какой темой мы сегодня познакомились?

-Сколько выводов сделали (3)

-Какую роль играют эти буквы ( смягчают и дают 2 звука)

-При каких условиях обозначают 2 звука?

-При каких условиях 1 звук?

Итог урока

-Заканчивая урок, ещё раз вспомним правило, с которым мы познакомились сегодня- двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я.

Приложение.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21