Преподавание литературы Традиции русской православной семьи в рассказе протоиерея Н.Агафонова "История одного колокола"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.09.09 Просмотров: 763 Ситникова Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы Все начинается с детства. Привить человеку любовь людям, к Отечеству, навсегда сохранить потребность в душевной чистоте можно только в детстве. Первым проводником в мире общения является семья. Именно родители помогают детям открывать для себя мир человеческих отношений, учат их понимать и чувствовать окружающих. Для России отношение к традициям семьи в течение долгого времени было знаковым понятием. В одном из своих писем Оптинский старец Амвросий пишет: "Как мать чадолюбивая, сами передавайте сведения об этих предметах вашим детям, как умеете. Наставления других действуют на ум, а наставления матери на сердце". Но как найти родителям правильные слова, кто поможет им в этом, особенно если они ведут светский образ жизни. И здесь на помощь приходят традиции русской православной семьи, очень богато представленные в художественной литературе. Можно сказать, что уклад русской семьи определил характер нашей национальной культуры, в свою очередь русская культура всегда была хранительницей традиций русской семьи. Большую работу по этой теме можно и нужно проводить на уроках литературы, на примерах произведений Н.С. Лескова, А.П. Чехова, И.А. Бунина, Л.Н.Толстого. Художественная литература здесь выступает в роли проводника в вопросах, когда деликатность мешает членам семьи открыто обсудить волнующие их проблемы. Интересным современным автором, произведения которого можно использовать для обсуждения этих вопросов, является протоиерей Агафонов Николай Викторович. На примере его маленького по объему, но очень глубокого по содержанию произведения, сказки - притчи "История одного колокола" можно проследить историю страны в контексте семейных традиций православной русской семьи. Словарь В.Даля толкует слово "притча" как "поучение в примере". Это весьма близко к толкованию современного литературоведения: притча - небольшой нравоучительный рассказ в иносказательной форме. Этот жанр хорошо знаком ребятам из теоретического курса литературы, многие знают, что притчами проповедовал Иисус Христос. С самых первых строк притчи становится понятно, что ее герой маленький колокол, мечтающий вырваться из-под родительской опеки, мало думающий о последствиях своих поступков: " Как бы я хотел быть рындой, - вздыхал грустно Бим-Бим:" Как часто эти желания рождаются в головах современных подростков. Причем, только меньшинство ребят говорит о том, что родителей надо слушаться, что плохого они не пожелают. Заповеди " Почитай отца и мать свою", для многих звучат пустыми словами. В наш век, когда несколько детей в семье стало "роскошью", одна из традиций православной русской семьи - многодетность, является скорее исключением из правила. В многодетной семье старшие дети учатся возиться с малышами - играть, кормить, укладывать спать, таким образом, готовясь к материнству и отцовству. Среда многодетной семьи (разновозрастного детского коллектива) несравненно более полезна для воспитания детей, чем одновозрастного (например, детского сада). В многодетной семье меньше предрасположенность к избалованности, детям в такой семье приходится привыкать трудиться с самых малых лет. Папа - солидный сорокапудовый колокол, и звали его Бум-Бум. Мама - колокол хотя и поменьше, но тоже весил немало, целых 25 пудов. Маму звали Бам-Бам. А старшего сына звали - Бом- Бом, он весил 7,5 пудов. Старшую дочь звали Бем-Бем, она весила целых 3 пуда. А младшего брата звали Бим-Бим, и он весил один пуд, то есть 16 килограммов. А были и совсем малыши, по нескольку килограммов веса: Динь и Дилинь. Надо заметить, что для праздничного звона и эти малыши не были лишними: Сами дети говорят о том, что они хотели бы иметь много братьев и сестер, жаль, что в этом родители не прислушиваются к своим детям. С современными детьми, привыкшими к открытым дверям храмов, колокольному звону по праздникам, был полностью непонятен один из отрывков рассказа. Как-то раз, проплывая мимо храма, Ранда прокричал Бим-Биму: - Послушай, Бим! В стране произошла революция. Наступила свобода. Храмы закрываются и религия отменяется. Бим-Бим очень обрадовался этому известию и даже закричал: - Ура! А теперь я могу стать рындой? конечно, ты теперь можешь стать кем угодно! Поэтому здесь требуется серьезный исторический комментарий по теме "Русская православная церковь после 1917 год", примеров мученичества за веру в России 20 века великое множество. Но здесь очень важно обратить внимание на два существенных момента: почему семья колоколов не обвиняет своих палачей, прощает их. Современным подросткам, воспитанным на примерах: "Око за око, зуб за зуб", трудно представить милосердие по отношению к мучителям. Здесь можно и говорить и о традиции отношения православного человека к врагам: " Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 31-36)". И о том, что все мы братья и сестры, а на родных долго не обижаются, понимают и прощают, "ибо они не ведают, что творят:" Не дочитывая до конца текст притчи, можно разбить ребят на группы по 5- 6 человек, предложив каждой группе сое задание. Задание группе №1. Допишите окончание рассказа. Задание группе №2. Расскажите от первого лица дальнейшую историю Бим-Бима. Задание группе №3. Изобразите историю семьи колоколов при помощи цвета (семейный портрет, герб семьи, иллюстрации). Задание группе №4. Продолжите историю жизни, оставшихся в живых братьев и сестер Бим-Бима. Выполнив задание, группы познакомили класс с результатом. Первой выступила группа №3 (художники). Они представили семейный портрет в виде матрешки - колокола: внутри папы - колокола находится вся его семья, он ее оберегает и защищает.
Самое интересное в этой работе рефлексия ребят, это примерно так они представляют модель своей будущей семьи. Отрадно наблюдать, что для большинства семья является нравственным ориентиром, примером для подражания. Уроки, которые мы получаем в своей семье, остаются с нами на всю жизнь. Народ, у которого нет понятия о семье, не имеет будущего. Он просто обречен на вымирание. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |