Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Тема урока: "Комплексный анализ текста" (подготовка к ЕГЭ)
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Тема урока: "Комплексный анализ текста" (подготовка к ЕГЭ)


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.09.07
Просмотров: 1265

Амирова Рушания Фрунзевна, учитель русского языка и литературы

ТИП УРОКА: Урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.

ЦЕЛИ УРОКА:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: работа с текстом, повторение сложных вопросов различных разделов языкознания; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю.

2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.

3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения задавать уточняющие вопросы; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ:

1. Систематичностьи последовательность обучения. Объединение в систему всех знаний учащихся на данном этапе изучения курса русского языка (организация контроля с учетом внутренних связей, существующих в структуре проверяемых знаний и умений; разбор слов по составу как основа систематизации изученного по морфемике; морфологический разбор слов разных частей речи как основа систематизации изученного по морфологии; синтаксический разбор предложения как основа систематизации изученного на данном этапе синтаксиса простого и сложного предложения).

2. Доступность (контроль базовых знаний и умений).

3. Индивидуализация обучения (учет психологических типов восприятия материала учащимися, а также качественных и количественных характеристик словарного запаса учащихся, дифференциация дидактического материала к заданиям).

4. Научностиь(опора на основные виды орфографической памяти).

5. Связь теории с практикой (организация процесса формирования орфографических умений на уровне слова, словосочетания, предложения).

ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКИЕ:

1. Структурно-семантический (задания на выяснение классификационных признаков разных частей речи).

2. Нормативно-стилистический (приведение доказательств принадлежности текста к публицистическому стилю).

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА (СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ):

1. Таблицы орфограмм и пунктограмм (на вспомогательной доске).

2. Листы с заданиями к тексту из “Сборника текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы, 9 класс /Авт.-сост. Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова”.

3. На рабочем столе учащихся: “Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы, 9 класс /Авт.-сост. Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова”, тетради, ручки и карандаши.

СТРУКТУРА УРОКА:

  1. Организационный этап.
  2. Этап проверки домашнего задания.
  3. Этап всесторонней проверки знаний.
  4. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  5. Подведение итогов урока.

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДАННОМ УРОКЕ:

  1. Устный и письменный.
  2. Фронтальный, групповой, индивидуальный.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.

  • Подготовка учащихся к работе на уроке.
  • Взаимное приветствие учителя и учащихся.
  • Визуальный контроль готовности к уроку.
  • Работа с журналом.

II. ЭТАП ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

На уроке проводится комплексный анализ текста № 58 (“О колокольном звоне”) из “Сборника текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы, 9 класс” /Авт.-сост. Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова.- с.128-130:

(1-ый абзац). Любила Русь колокольный звон. Уже в первой половине четырнадцатого века (а возможно, много раньше, но сведений нет) колокола делали в Москве и Новгороде. Новгородская летопись в 1342 году отметила: “…архиепископ Василий велел слить колокол великий к святой Софии и привел мастера из Москвы, человека почтенного, по имени Борис. Этот же Борис, по словам летописца, отливал колокола для Москвы и других городов. Высказываются предположения, что именно Борис, освоив мастерство, положил начало литью колоколов в России. Церковные колокола, звучавшие на десятки верст, были своеобразным эпическим оркестром, музыкой для всех, грандиозным музыкальным инструментом. Колокола звучали “во дни торжеств и бед народных”. Многие века колокольный звон сопутствовал народный жизни: оповещал о приближении врага, созывал ратников на битву, был криком о помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность.

(2-ой абзац). Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля. Под колокольный звон проходили по Москве ополчения Минина и Пожарского, изгнавшие интервентов из столицы. Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором решались судьбы Отечества.

(3-ий абзац). Колокола обычно изготовлялись в пушечных мастерских. Пушечных дел мастера лили преимущественно крупные колокола, а колокольники (была и такая специальность) – отливали мелкие звоны и била. Литье колоколов и бил считалось почетным делом. Когда отливался большой колокол, то летописец заносил это событие в свою хронику, не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела. В колокольный сплав, состоявший из меди и олова, добавляли серебро – для благозвучности. Отсюда и выражение “серебряный звон”.

(4-ый абзац). С колоколами были связаны самые различные поверья. Когда, например, приступали к литью крупного колокола, то нарочито распускали ложный слух. Надо было выдумать что-нибудь совершенно маловероятное, чтобы молва расходилась от села к селу, от города к городу. Считалось, что, чем дальше распространится слух, тем сильнее будет гудеть колокол.

(5-ый абзац). Было дурной приметой, если колокол ночью позвонит сам по себе. Тот, кто услышит ночью звон, должен ждать для себя величайшего несчастья. Так, в Москве, в самом центре, висел набатный колокол, который в разговорной речи именовался всполошным. Все знали, что за колоколом числилась крамола: до 1478 года он был вечевым колоколом Великого Новгорода, затем его отобрали у новгородцев, перевезли в Москву и перелили. Но бывшему новгородцу мало пришлось послужить москвичам. В 1681 году глухой ночью царь Федор Алексеевич вскочил в испуге: ему показалось, что всполошный колокол сам по себе позвонил. Разгневанный царь утром созвал ближайших бояр и держал совет. Колокол отправили в ссылку за тридевять земель, в глухую и лесистую Карелию. Так новгородский “бунтовщик” и не прижился в Москве.

(6-ой абзац). О колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных притч, пословиц, поговорок, загадок и шуток. Колокол был, например, для деревенских жителей своего рода часами, возвещавшими о начале дня. Поэтому в ходу была поговорка: первый звон – пропадай мой сон, другой сон – земной поклон, третий звон – из дому вон.

(7-ой абзац). О колокольных звонах повествовали метафорично: сидит петух на воротах, косы до полу, голос до небу.

(8-ой абзац). Трудное дело – отливка колоколов. Колокол – это гигантский музыкальный инструмент. У каждого колокола – свои переливы, у каждого звона – свое назначение.

(Е.Осетров)

Как вы озаглавили текст? “Колокольный звон”, “Колокола России”, “История российских колоколов”.

Какова тема данного текста? (Колокольный звон. История колоколов в России).

Назовите главную мысль данного текста. (Необходимость сплочения людей. Ведь колокола всегда объединяли народ, это помогало выстоять в несчастьях и вместе радоваться победам).

III. ЭТАП ВСЕСТОРОННЕЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ.

Словарный диктант: Новгородская летопись, архиепископ, эпический оркестр, грандиозный инструмент, изгнавшие интервентов, дурная примета, набатный колокол, совет бояр, числилась крамола, повествовали метафорично, за тридевять земель, лесистая Карелия.

Установите соответствие между словами и их лексическим значением:

1. интервент

2. летописец

3. набат

4. крамола

5. ратник

6. вече

А). В старину человек, который воевал, сражался с врагами.

Б). участник преимущественно вооруженного вмешательства одного или нескольких государств во внутренние дела какой-нибудь страны.

В). Составитель в XI-XVII вв. погодной записи исторических событий

Г). устар. Заговор, мятеж, а также (перен.) о чем-нибудь противозаконном, запрещенном.

Д). На Руси в 10-15 веке: собрание горожан для решения общественных дел, а также место такого собрания.

Е). Удары в колокол как сигнал к сбору людей в случае пожара, тревоги.

4. Как вы понимаете смысл слов “набатный” и “вечевой”? В словаре Ожегова:

Набат – удары в колокол как сигнал к сбору людей в случае пожара, тревоги. В переносном значении: о тревожном призыве на помощь, о необходимости срочного вмешательства во что-нибудь. (Этот звон объединял людей перед лицом опасности, наполнял их силой и уверенностью в том, что всем миром с опасностью можно справиться)

Вече – На Руси в 10-15 вв.: собрание горожан для решения общественных дел, а также место такого собрания. (Вечевой колокол собирал людей для мирных целей. Вечевой колокол был своеобразным голосом демократии, обещал открытое обсуждение важных для общества вопросов).

Что является общим у слов “набатный” и “вечевой”? (Общим у этих слов является значение объединения, сбора людей).

5. Диктант. 2-ой абзац текста. (Перед записью каждого предложения напишите его номер). 1. Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля. 2. Под колокольный звон проходили по Москве ополчения Минина и Пожарского, изгнавшие интервентов из столицы. 3. Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором решались судьбы Отечества.

Вопросы и задания к диктанту:

1. Напишите номер сложного предложения. (3).

2. Укажите вид придаточного в сложноподчиненном предложении. (Определительное)

3. Обозначьте все причастные обороты. (Возвратившихся с Куликова поля; изгнавшие интервентов из столицы). Сколько их?

4. Выпишите слово(-а), в которых все согласные мягкие. (вече).

5. Выпишите слово, обладающее следующими морфологическими признаками: возвратное действительное причастие прошедшего времени, совершенного вида, множественного числа. (Возвратившихся).

6. Задания по группам (уровням) .

Индивидуальные задания.

4-й абзац:

  1. Разберите по составу слово расходилась.
  2. Объясните расстановку знаков препинания в предложении: Когда, например, приступали к литью крупного колокола, то нарочито распускали ложный слух.
  3. Назовите все орфограммы в слове распространится (слух).

8-й абзац:

  1. Каким членом предложения является слово “инструмент” в втором предложении? Колокол – это гигантский музыкальный инструмент. (Составное именное сказуемое).
  2. Выпишите слово с орфограммой “Непроизносимая согласная в корне слова” (Гигантский).
  3. Какой вид связи использован в словосочетании отливка колоколов? (Управление).

1-я группа (уровень).

Восстановите последовательность пунктов плана текста.

  1. Поверья, связанные с колоколами.
  2. Благозвучный “серебряный звон”.
  3. Первые упоминания о литье колоколов.
  4. Колокол – музыкальный инструмент, имеющий свои переливы и назначение.
  5. Звучание колоколов “во дни торжеств и бед народных”.
  6. Колокол в фольклорных жанрах: притчах, загадках, шутках, поговорках.

Ответ:

  1. Первые упоминания о литье колоколов.
  2. Звучание колоколов “во дни торжеств и бед народных”.
  3. Благозвучный “серебряный звон”.
  4. Поверья, связанные с колоколами.
  5. Колокол в фольклорных жанрах: притчах, загадках, шутках, поговорках.
  6. Колокол – музыкальный инструмент, имеющий свои переливы и назначение.

2-я группа (уровень).

  1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква;
  2. А). арх..епископ, почт…ный, ж..знь, возв..щавший;

    Б). пр..жился, ж..тели, пр..мета, бл..жайший;

    В). п..тух, с..ребро, з..мля, пр..ветствовать.

    Г). с..зывать, гр..ндиозный, ст..лица,

  3. Какие слова являются грамматической основой в предложении: С колоколами были связаны самые различные поверья.
  4. А). были связаны;

    Б). поверья были связаны;

    В). поверья были;

    Г). поверья связаны.

  5. Укажите верную характеристику предложения: Когда, например, приступали к литью крупного колокола, то нарочито распускали ложный слух.
  6. А). простое;

    Б). сложносочиненное;

    В). сложное бессоюзное;

    Г). сложноподчиненное.

  7. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
  8. А). летоп..сь, пр..дположения, осво..в, сво..образное;

    Б). праздн..к, сч..талось, хрон..ка, л..тейный.

    В). в..селье, торжеств..нность, м..лодичность, пуш..чный.

    Г). пр..мета, вел..чайшая, числ..лась, м..тафора.

  9. Укажите правильную морфологическую характеристику выделенного слова: Надо было выдумать что-нибудь совершенно маловероятное, чтобы молва расходилась от села к селу, от города к городу.

А). существительное; Б). наречие; В).краткое прилагательное; Г). краткое причастие.

Дополнительное задание.

1. Найдите орфографическую ошибку в предложении: О колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных притчь, пословиц, поговорок, загадок и шуток.

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Е? Пуш(1)чных дел маст(2)ра лили пр(3)имущественно крупные колокола, а колокольн(4)ки (была и такая спец(5)ьность) – отл(6)вали мелкие звоны и била.

А). 1, 3, 5 6; Б). 2, 4, 6; В). 1,2,3,4,5. Г). 1,2,3.

3. Какое из предложений соответствует данной характеристике: “Предложение простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, полное. Осложнено причастным оборотом”?

А). Этот же Борис, по словам летописца, отливал колокола для Москвы и других городов.

Б). Когда отливался большой колокол, то летописец заносил это событие в свою хронику, не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела.

В). Было дурной приметой, если колокол ночью позвонит сам по себе.

Г). Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля.

7. Вопрос всему классу. Как вы думаете, что означает слово “всполошный” (колокол)? См. 5-ый абзац. (Всполошить – от слова полошить – волновать, вызывать общую внезапную тревогу. Значит, всполошный – вызывающий внезапную общую тревогу, волнение).

8. Докажите принадлежность данного текста к публицистическому стилю. (Проверка домашнего задания). (Вариант ответа взят из методических материалов (Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: универсальное пособие.- М.: ВАКО, 2006.- с.196). Данный текст принадлежит к публицистическому стилю. Во-первых, текст в сжатом виде рассказывает об истории колоколов в России и их значении для общества, то есть ставит важную для народа цель.

Во-вторых, эта цель служит выражению главной мысли текста: необходимости объединения, сплочения людей. Ведь колокола всегда объединяли народ, это помогало выстоять в несчастьях и вместе радоваться победам. В-третьих, в тексте приводятся конкретные исторические даты, факты, цитаты из летописей, из стихотворений, которые иллюстрируют главную мысль, делают ее более точной, образной, яркой. Далее, в тексте совмещаются слова возвышенного стиля (“победоносные”, “созывал”, “торжественность” и другие) и просторечные (“всполошный”, “за тридевять земель”, “из дому вон”). Так происходит потому, что автор рассказывает о разных сторонах жизни народа: о серьезных и значительных и о бытовых, обычных. Это тоже характерно для публицистического стиля.

Весь текст пронизывает пафос гордости за свою страну, за славных мастеров, которые занимались таким важным для народа ремеслом.

Сфера употребления публицистического стиля: общественно-экономические, политические, культурные отношения, используется в газетах, журналах. Задача речи: информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

Стилевые черты: Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность.

Языковые средства: 1. общественно-политическая лексика; 2. эпитеты, сравнения, лексические повторы, градация, фразеологизмы, термины в переносном значении; 3. побудительные и вопросительные предложения; 4. риторические вопросы; 5. распространенные обращения; 6. вводные слова, причастные и деепричастные обороты, сложные синтаксические конструкции.

ЭТАП ИНФОРМАЦИИ УЧАЩИХСЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ, ИНСТРУКТАЖ ПО ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ.

Домашнее задание. Обязательное. Выпишите из текста все сложноподчиненные предложения с указанием вида придаточного. Сделайте синтаксический разбор 2-х сложноподчиненных предложений.

Дополнительное. Найти пословицы или поговорки о колокольном звоне.

ЭТАП ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ УРОКА.

Подведение итогов работы в классе. На сегодняшнем занятии мы работали с текстом из сборника текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку (изложение), выполнили задания к тексту, предложенные авторами-составителями сборника. Мы доказали принадлежность данного текста к публицистическому стилю, выполнили тестовые задания, аналогичные тем, что встречаются в сборниках для подготовки к ЕГЭ.

Список использованной литературы:

  1. Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс / Авт.-сост.Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова.- 6-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2002.- 224 с.
  2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс. Универсальное пособие.- М.: ВАКО, 2006.- 224 с.(В помощь школьному учителю).

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21