Преподавание русского языка Путешествие в страну Числительных: обобщающий урок по теме "Имя числительное"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.09.07 Просмотров: 2009 Полупанова Надежда Васильевна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Оборудование: Презентация (Приложение 1), клад – сундучок с “пятерками” (заранее спрятать в кабинете под парту), раздаточный материал (кроссворд, тест) каждому ученику. Ход урока(Слайд 1) – Сегодняшний урок необычный. Необычен он тем, что мы совершим путешествие в страну в страну Числительных. Путешествие тоже не простое. Мы отправляемся за кладом!
Целью нашего путешествия является поиск клада, найти его вам помогут знания по теме “Имя числительное”. Компасом будут служить ваши эрудиция, смекалка, умение сотрудничать. Актуализация знаний. Разминка (слайд 2) – Начнем с разминки. Ответьте на вопросы и запишите числительные в нужной форме. (у доски работает ученик)
– Теперь поработаем с теми словами, которые вы записали. – Сколько из записанных вами числительных являются порядковыми? (Три) – В скольких числительных только 3 буквы? (Два, сто, три) – Назовите формы одного и того же слова (Семь, у семи) – Сколько слов с удвоенной н? (Одно) Лингвистическая миниатюра в исполнении учащихся. Однажды из страны Арифметики в страну Грамматику шли два числительных: Одиннадцать и Двенадцать. Устали по дороге, сели отдохнуть. Вот Одиннадцать и спрашивает: “Скажи: почему ты пишешься с двумя н, а я – с одним?”. Одиннадцать ответило: “Это очень интересная история, которая произошла давным-давно.…Когда-то наши предки не были похожи на нас и писались: один на десяте, два на десяте. Позже эти сочетания слов решили, что удобнее жить одним словом, и соединились. Так появились в числительном одиннадцать два н – одно от корня, другое – от бывшего предлога”. Игра “Кто больше” Аукцион пословиц с числительным семь (слайд 3) – Число семь, так же как и у некоторых других народов, на Руси издавна считалось магическим: семь чудес света, семь дней недели, семь нот семь цветов радуги. Числительное семь вошло во многие пословицы и поговорки. О непостоянном человеке, который часто меняет свои решения, говорят: “У него семь пятниц на неделе”; об умном человеке говорят: “Он семи пядей во лбу”; провинившийся человек, совершая очередной поступок или проступок, говорит: “Семь бед – один ответ”. А какие пословицы и поговорки с числительным семь известны вам, ребята? Объясните смысл пословицы “У семи нянек дитя без глазу”. – Часто употребляется выражение “Семеро одного не ждут”. – О дальних родственниках говорят: “Седьмая вода на киселе”. – О чем-либо хорошо спрятанном говорят: “За семью замками”. Имея опыт, утверждают: “Один добытый опыт важнее семи поучений”. – О трудолюбивом человеке говорят: “Работает до седьмого пота”. – Если несколько человек, ответственных за дело, надеются друг на друга и относятся к своим обязанностям недобросовестно, говорят: “У семи нянек дитя без глазу” (т.е. без надзора, без присмотра). – Продолжаем путешествие (слайд 4) Мы на поляне ребусов, чтобы справиться с заданием, надо проявить смекалку. Игра “Кто быстрее” – Прочитайте ребусы, используя синонимичные названия одной и той же цифры – Разберем по морфемам слово ОДИНОЧКА Тренировочные упражнения – Путешествие продолжается. Преодолеть эти горы возможно, выполнив ряд заданий с записанными числами: 10; 1; 2; 27; 5. (слайд 5) 1) запишите первое числительное в тв. п. (десятью); – Каковы особенности склонения числа 40, какие числа склоняются так же? (90, 100); (В 1945 году закончилась Великая Отечественная война.) – Какова роль числительного в предложении? (Может быть любым членом предложения) – На нашем пути озеро с кроссвордом (слайд 6). Разгадаем его. Приложение 2.
Прочитайте пословицы и поговорки. Выделенные слова назовите в начальной форме и словами, называющими их цифровое значение, заполните кроссворд По горизонтали: 2.Час побережешься – век проживешь (шестьдесят). По вертикали: 1.Он не робкого десятка (десять) – Мы в непроходимых джунглях (слайд 7) Чтобы пройти через эти джунгли нужно показать умение склонять числительные. Умение склонять числительные нам просто необходимо. Решая примеры и задачи, находя физические величины, указывая координаты на географической карте, составляя деловые бумаги, мы постоянно сталкиваемся с необходимостью употреблять имена числительные в том или ином падеже, иными словами, нам приходится их склонять. Чтобы пройти через эти джунгли нужно показать умение склонять числительные. Составьте предложения с предложенными числами и примерами: свыше 570 000, 289+311, 2791– 1447 – За несколько дней на спортивных соревнованиях побывало свыше 570 тысяч зрителей. Пустыня ошибок (слайд 8) Найдите ошибки, объясните их характер 1. Шестеро девочек сбежали с уроков. Тестовое задание Приложение 3. Укажите правильные ответы Задание 1. Найдите “третье лишнее”: 1. Семьдесят. 1. Шестичасовой. Задание 2. В каком числительном Ь пишется в конце слова? 1. В 70 лет здоровьем не хвалятся Задание 3. В названии какого произведения есть собирательное числительное? 1. “Тысяча и одна ночь” Задание 4. Вычеркните слова, с которыми собирательным числительным “дружить” запрещено. 1. Двое (певицы, котята, джинсы, ребята). Задание 5. В какой пословице выделенное слово является числительным? 1. Имя хозяина носит, а семью свою прокормить не может (мордовская). Подведение итога урока (слайд 9) – Проделав долгий путь, мы достигли цели нашего путешествия. Вот ваш клад! (дети находят клад в указанном месте) За ваши знания и умения отличные оценки! Выставление оценок за урок. Домашнее задание (слайд 10) Подберите пословицы, поговорки, фразеологизмы, включающие числительные. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |