Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6-м классе по теме "Этикет как ценность культуры"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6-м классе по теме "Этикет как ценность культуры"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 2526

Ильбулова Гульшат Вакилевна, учитель русского языка и литературы

Современное общество пытается навести порядок во всех сферах жизни. Успех проводимых реформ во многом зависит от отдельной личности, ее жизненной позиции, порядочности, ответственности как за свою судьбу, так и за судьбу страны в целом. В обществе востребован человек, способный быстро ориентироваться в сложившейся ситуации, творчески подходить к решению возникающих проблем, понимающий меру ответственности за свои решения, нравственно здоровый, эстетически просвещенный, культурный. От него сегодня требуется многое, в том числе и знание правил этикетного поведения, умение общаться.

Как отмечал И.Кант: “…человек имеет склонность общаться с себе подобными, ибо в таком состоянии он больше чувствует себя человеком, то есть чувствует развитие своих природных задатков”. А. де Сент-Экзюпери говорил о “роскоши человеческого общения”. В современном мире общение, основанное на уважении друг к другу, не только потребность, “роскошь”, но и необходимость.

В нашем многонациональном государстве русский язык, являясь языком русского народа, стал в то же время языком межнационального общения. Это государственный язык Российской Федерации, один из мировых языков. Эти общественные функции языка подготовлены всем ходом исторического развития. Естественно, что в наши дни особенно широко ставится задача изучения и научной нормализации русского языка, повышения культуры устной и письменной речи. Культура русской речи – одна из важных составляющих культуры личности, показатель уровня образованности и общей культуры. “Границы моего языка означают границы моего мышления”, - писал Л.Витгенштейн.

Мы постоянно сталкиваемся и в школе на уроках, и в общении между собой, и на страницах газет и журналов с требованиями культуры речи, соблюдением норм литературного языка, часто слышим споры о языке. То, что “непривычно” и “ново” в речи для одного, может быть естественно возможным для другого. Человеку, стремящемуся к овладению речевой культурой, конечно, не обязательно, как ученому, знать в деталях основы “специальных” языковедческих наук: фонетики, морфемики, морфологии, синтаксиса, лексикологии и других. Но есть целый ряд проблем в общей науке о языке, который, конечно, должен быть знаком самому широкому людей. Ведь неправильную речь или трудно понять, или можно понять ошибочно. А неправильно поймешь – неправильно и поступишь. Значит культура речи не личное дело каждого из нас, а общественная потребность и необходимость.

Задача воспитания навыков культуры речи у учащихся – одна из серьезных задач, стоящих перед школой.

В связи с этим в процессе преподавания школьных предметов, в частности русского языка, особое внимание следует уделять развитию системы личностных качеств учащихся: культуры мышления, речи, поведения, эрудиции.

Справедливо говорится и повторяется, что “язык – это орудие культуры”. А овладение культурой, всеми знаниями, которые выработало человечество, – это насущная задача, острая необходимость для каждого человека.

Тема мероприятия: Этикет как ценность культуры.

Цели мероприятия:

  1. Повторить определение понятий: “текст”, “объявление”, “общение”, “адресант”, “адресат”, “комплимент”; средства общения (язык, жесты, мимика, телодвижения), речевые этикетные формулы.
  2. Приобщить учащихся к культуре речи и поведения.
  3. Развить творческие, артистические способности учащихся.

Подготовка учащихся к мероприятию.

Предварительно были отрепетированы с учащимися небольшие сценки, которые затем были поставлены на внеклассном мероприятии.

Ход мероприятия

I. - Здравствуйте, ребята! Сегодняшнее внеклассное мероприятие, которое называется “Этикет как ценность культуры”, мы проведем в нестандартной форме – театрализованной. Вы должны будете показать свои знания, полученные на предыдущих уроках русского языка, риторики, проявить актерские способности. А для этого каждый из вас примет участие в постановке небольших сценок. А товарищи, внимательно посмотрев выступления, ответят на вопросы, касающиеся сценок.

Человек живет среди людей. Разнообразные формы общения пронизывают его каждодневное бытие. В течение тысячелетий люди искали такие способы организации отношений, которые способствовали бы достижению согласия и взаимопонимания в обществе. Одними из них и были правила и нормы этикета, зародившиеся еще в глубокой древности и ставшие в дальнейшем надежным средством диалога в процессе общения.

II. У многих из вас дома живут различные животные: собаки, кошки, попугаи, хомяки, черепахи. Оказывается, они тоже умеют разговаривать друг с другом. Давайте заглянем в одну из городских квартир и послушаем разговор двух собак.

Сценка № 1.

Дворовый пёс Бобик попал в гости к домашнему Барбосу:

- А что это за штука у Вас на стене висит? Всё тик-так, да тик-так, а внизу болтается.

- Это часы, - ответил Барбос. – Разве ты часов никогда не видел?

- Нет, а для чего они?

Барбос и сам толком не знал, для чего часы, но все-таки принялся объяснять:

- Ну, это такая штука, понимаешь… часы… они ходят…

- Как ходят? – удивился Бобик. – У них ведь ног нету!

- Ну, понимаешь, это только так говорится, что ходят, а на самом деле они просто стучат, а потом начинают бить.

- Ого! Они ещё и дерутся? – испугался Бобик.

- Да нет! Как они могут драться!

- Ты же сам – бить!

- Бить – это значит звонить: бом-бом!

- А, ну так бы и говорил!

(Н. Носов)

- Состоялось ли общение между героями? (Да.)

- Что мы называем общением?

- Как можно назвать того, кто слушает, получает информацию? (Адресат.)

- Как называют того, кто говорит, отправляет, передаёт информацию? (Адресант.)

- Эти слова подчёркивают, что в общении участвуют хотя бы двое. Как называют тех, кто общается одним словом? (Партнёры, собеседники, коммуниканты.)

- Какие средства общения использует человек? (Язык, жесты, мимику, пантомимику.)

Посмотрите сценку “Котята” и определите, при помощи каких средств произошло общение между героями.

Сценка № 2.

Котята.

Два маленьких котёнка поссорились в углу.
Сердитая хозяйка взяла свою метлу.
И вымела из кухни дерущихся котят,
Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.
А дело было ночью, зимою в январе.
Два маленьких котёнка озябли во дворе.
Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,
Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.
Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.
“Ну что, - она спросила, - не ссоритесь теперь?”
Прошли они тихонько в свой угол на ночлег.
Со шкурки отряхнули холодный, мокрый снег.
И оба перед печкой заснули сладким сном.
А вьюга до рассвета шумела за окном.

- Назовите основное средство общения. (Язык.)

- Что может сказать о человеке его язык, речь?

- Действительно, речь человека - это его “визитная карточка”, его “языковой паспорт”. По этой визитке составляется впечатление о человеке.

Посмотрим сценку из школьной жизни.

Сценка № 3.

Случилось это на первом уроке. Новенький стоял возле стола Зинаиды Антоновны, переминался с ноги на ногу и краснел, как все новенькие, а мы смотрели на него и радовались, что на урок остаётся меньше времени.

- Где ты учился, Серёжа Ёлкин? – спросила Зинаида Антоновна.

- Теперя? В этом году?

- Ну, разумеется.

- Теперя в 35 школе.

- А раньше?

- Раньше… Начал в 147, а ещё первее – в 549. В классе сделалось совсем тихо.

- Садись вон туда. - Зинаида Антоновна кивнула в сторону Люси Булочкиной.

- Я не хочу сидеть с двоечником, - обиженно заявила Люся…

(По А. Минчковскому.)

- Почему Люся подумала, что новенький – двоечник? (Сергей допустил ошибки в речи.)

- Какие нарушения норм (ошибки) допустил новенький? (Теперя, начал, первее.)

- В разных ситуациях общения мы используем речевые этикетные формулы. Приведите примеры речевых этикетных формул приветствия, прощания, извинения, просьбы.

Посмотрите сценку, назовите, какие речевые этикетные формулы будет использовать герой.

Сценка № 4.

- Знаешь, мама, чего мне хочется сильнее всего?

- Ну-ну? – рассеянно отозвалась мама.

- Мне так хочется щенка…

- Мама только вздохнула. Опять Малыш заговорил о своей собаке…

- Мамочка, подари мне щенка, ну пожалуйста…

- А по-моему, Малыш, тебе уже пора одеваться и завтракать, иначе опоздаешь в школу.

- Ясно! Как только я о собаке, ты - про школу. – Малыш огорчённо махнул рукой и отправился умываться.

(По А. Линдгрен.)

- О чём просит Малыш?

- Какие речевые этикетные формулы использовал мальчик?

- Дала ли мама согласие исполнить просьбу Малыша?

- Как можно было ему отказать, чтобы он меньше огорчился?

Нужно быть внимательным в общении с собеседником, уметь использовать в речи вежливые слова. Но человек должен проявлять культуру не только в общении, но и в поведении. Давайте заглянем в квартиру, где живёт семья Власовых.

Сценка № 5.

Я ел рассольник и потихоньку стонал от удовольствия. И вдруг мама положила ложку и сказала ни с того ни с сего:

- Прямо не знаю, пускать его в гости или нет? Вот тебе раз! Гром среди ясного неба! Я сказал:

- А почему?

- И папа тоже:

- В чём дело – то?

- Он нас там опозорит. Он совершенно не умеет есть. Стонет, хлебает, ложкой везёт… Кошмар!

- Ничего, - сказал я.

- Нужно знать правила, - сказал папа строго. – Ты знаешь? Нет. А вот они: Когда ешь, не чавкай, не причмокивай, не дуй на еду, не стони от удовольствия и вообще не издавай никаких звуков при еде…

- Не роняй вилку на пол, - говорила мама. – А если уронил, сиди спокойно, не становись на четвереньки, не ныряй под стол и не ползай там полчаса. Не барабань пальцами по столу, не свисти, не пой! Не хохочи за столом!

(В. Драгунский.)

- А какие правила поведения за столом знаете вы?

- Как следует вести себя за столом в гостях?

Послушайте, какие советы и рекомендации давались молодым людям ещё в XVIII веке.

Когда случиться тебе с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу:

Во-первых, обрежь свои ногти, да не явишься, якобы они у тебя бархатом обшиты;

Во-вторых, умой руки и сиди благочинно, сиди прямо и не хватай первым блюдо;

  • не жри, как свинья, и не дуй на ушное, чтобы везде брызгало;
  • не сопи, когда ешь, первым не пей, будь воздержан, пей и ешь столько, сколько тебе потребно;
  • в блюде, если последнее тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому;
  • ногами везде не мотай;
  • когда будешь пить, не утирай рта рукою, но полотенцем, и не пей, пока ещё пищи не проглотил, и не облизывай перстов, и не грызи костей, но обрежь ножом…;
  • над едой не чавкай, как свинья, и головы не чеши;
  • не проглотя кусок, не говори…

(“Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению”, 1717 год).

- Конечно, если человек умеет правильно себя вести, общаться с другими людьми, он может услышать в свой адрес комплимент. Что такое комплимент? (Это приятные слова, похвала.)

- Сделайте комплимент кому-нибудь из присутствующих.

Посмотрите сценку, скажите, с какой целью лиса будет хвалить петуха?

Сценка № 6.

Утром, только что заря стала заниматься, петух и закричал: “Ку-ка-ре-ку!”. Услышала петуха лиса: захотелось ей петушиным мясом полакомиться. Вот она подошла к дереву и стала петуха расхваливать:

Вот петух так петух! Такой птицы я никогда не видывала: и пёрышки-то какие красивые, и гребень-то какой красивый, и голос-то какой звонкий! Слети ко мне, красавчик!

- А за каким делом? – спрашивает петух.

- Пойдём ко мне в гости: у меня сегодня новоселье, и про тебя много горошку припасено.

- Хорошо, - говорит петух, - только мне одному идти никак нельзя: со мной товарищ.

“Вот какое счастье привалило! – подумала лиса. – Вместо одного петуха будет два”.

- Где же твой товарищ? – спрашивает она. – Я и его в гости позову.

- Там, в дупле, ночует, - отвечает петух. Лиса кинулась в дупло, а собака её за морду цап! Поймала и разорвала лису.

(К.Д. Ушинский.)

- Как хвалит лиса петуха? С какой целью?

- С каким тоном она произносит свои слова?

(Стук в дверь.)

- Кто к нам стучится?

(Заходит королевский герольд.)

- Жители сказочного королевства! А жители сказочного королевства! Это говорю я, королевский герольд. Вы слышите меня?

Ох, до чего же приятное известие велено передать мне вам. Всё готово к балу в королевском дворце.

Приглашённые на бал! А приглашённые на бал! Не забудьте, что вы приглашены. На балу непременно произойдёт что-нибудь удивительное, ведь наше королевство сказочное.

Приходите! Не забудьте! Честное слово, не пожалеете.

- Что зачитал нам королевский герольд: отдельные предложения или текст? Что называется текстом?

- Текст какого жанра был прочитан? (Объявление.)

- Назовите особенности жанра объявления.

III. – Дома вы должны были составить текст объявления. Прочитайте написанные тексты и развесьте их на доске объявлений.

IV. Сегодня “светскость”, “правила хорошего поведения”, “хорошие манеры”, “этикет” - это не просто “ярлык”, а прежде всего “визитная карточка” цивилизованного, культурного, воспитанного человека, на котором лежит ответственность не только за свою судьбу, но и за будущее общества.

“Век живи - век учись”, - гласит народная мудрость. Культуре речи, поведения, хорошим манерам учиться никогда не поздно. Правила хорошего тона необходимо знать каждому. Ведь без этого трудно поддерживать в современном обществе репутацию воспитанного, цивилизованного и культурного человека.

V. - Посмотрите на доску и скажите, какой из рисунков отражает ваше настроение, с которым вы уйдёте с сегодняшнего мероприятия: весёлое, грустное или, может быть, мероприятие не произвело на вас никакого впечатления.

- Хотелось бы, чтобы вы уходили со всех школьных уроков, мероприятий с таким же хорошим настроением, как сегодняшнее. В заключение споем песню Булата Окуджава.

Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты –
ведь это все любви счастливые моменты.

Давайте горевать и плакать откровенно
то вместе, то по врозь, а то попеременно.
Не нужно придавать значения злословью –
поскольку грусть всегда соседствует с любовью.

Давайте понимать друг друга с полуслова,
чтоб, ошибившись раз, не ошибаться снова.
Давайте жить, во всем друг другу потакая –
тем более, что жизнь короткая такая.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21