Преподавание русского языка Виды односоставных предложенийNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.31 Просмотров: 1101 Дик Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы Цели: Ход урока I. Проверка домашнего задания а). Словарная работа Прочитать вслух, как правильно произносятся слова, написанные на доске: Красивее, торты, жалюзи, водопровод, электропровод, одновременно, ходатайствовать, звонит, начаты, осведомить, облегчить, откупорить. б) Объяснить лексическое значение слов: Игнорировать – намеренно не замечать, не желать знать, не принимать во внимание – игнорировать факты. Парадоксальный – невероятный, являющийся парадоксом (странным мнением, расходящимся с общепринятым) – парадоксальное поведение. Корректный – вежливый, безупречный – корректное замечание. Факсимиле - точное воспроизведение рукописи, документа, подписи – факсимиле подписи. II. Изучение нового материала а) Проблемная ситуация Объяснить, почему в предложении перед союзом “и” необходимо поставить запятую:
Объяснение учащихся: Чтобы не допустить пунктуационной ошибки в сложном предложении, надо уметь “видеть” в составе сложного односоставные предложения. III. Закрепление темы 1. Работа у доски. Записать строфу из стихотворения А.Блока:
2. Вопрос учителя. - Сколько в этой строфе предложений? - Подчеркнуть в каждом предложении грамматическую основу. a) Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет. б) Живи еще хоть четверть века – все будет так. в) Исхода нет. - Чем отличаются эти предложения? - В чем разница между односоставными и двусоставными предложениями? - Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных неполных предложений? Работа с таблицей в “Теоретических тетрадях”. (“Теоретические тетради” - условное название тетрадей, куда учащиеся записывают правила, изученные определения, термины, словарные слова и т.д. (ведутся с 5-го класса)). - Вспомнить виды односоставных предложений (учащиеся обращаются к таблице).
Вопрос учителя: на какие виды делятся односоставные предложения? г) Комментируемое письмо. (Записать предложения, объяснить виды односоставных предложений)
Объяснение учащихся: Слышу колокол. (Предложение односоставное, т.к. в нем один главный член предложения – сказуемое, выраженное личным глаголом настоящего времени 1 лица единственного числа. Это определенно-личное предложение.) В поле весна. (Предложение односоставное, т.к. в нем один главный член предложения – подлежащее, выраженное именем существительным в И.п. Это назывное предложение.) 2. Тяжко нам было под вьюгами Объяснение учащихся: Предложение односоставное, т.к. в нем один главный член предложения – сказуемое, выраженное глаголом в форме среднего рода прошедшего времени (было), инфинитивом (спать) и словом состояния (тяжко). Это безличное предложение. д) Объяснительный диктант с грамматическим заданием. - Записать предложения, подчеркнуть грамматические основы, указать типы односоставных предложений. 1. Расскажите мне что-нибудь. (Определенно-личное) 2. Чуть брезжило. (Безличное) 3. Быть грозе великой! (Безличное) 4. Слезами горю не поможешь. (Обобщенно-личное) 5. Знаю, что шутишь – а все-таки верю. (Определенно-личное) 6. Дождь над вокзалом. (Назывное) е) Графический диктант с проверкой. - Определить вид односоставных предложений. Используя условные знаки, записать ответ буквами.
(Учитель читает предложения, учащиеся на слух определяют вид односоставного предложения и оформляют запись. См. ответ)
Ответ:
lV. Подведение итогов. Самостоятельная работа. - Определить тип односоставных предложений. 1 вариант А) Теперь зубров не только охраняют, но и разводят. Б) У въезда в усадьбу всегда многолюдно. В) Нам пришлось свернуть с шоссе и ехать проселками. Г) Страшный треск… Д) У нас сорвало обе мачты и все паруса. Е) Вижу, вижу лунный луг сквозь листву густых ракит. 2 вариант А) Однажды у нас во дворе полоскали белье и оставили корыто. Б) Снявши голову, по волосам не плачут. В) Хочу записаться в секцию плавания. Г) Вот и весна. Д) Ночью холодом веет с земли. Е) перелетным птицам надевают на лапки кольца с маркировкой. V. Домашнее задание. Из сборника “Типовые тестовые задания. ЕГЭ – 2008 г.” Пучковой Л.И. выполнить вариант 1-10 задание В4. Использованная литература
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |