Преподавание литературы Урок-презентация "Анна Ахматова – "голос своего поколения"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.31 Просмотров: 2405 Сенякина Мира Сергеевна, учитель русского языка и литературы Цели:
Средства обучения – учебники, хрестоматии, тексты стихов А.Ахматовой, опорные конспекты, медиасредства. Тип урока – урок– презентация. Презентация. План.
Ход урока Предварительная работа. Учащиеся имели предварительное задание познакомиться с биографией А.Ахматовой, составить хронологическую таблицу ее жизни и творчества, выучить наизусть стихотворения, вспомнить сведения о поэтах Серебряного века и особенностях этого периода в русской поэзии. I. Организационный момент. Активизация знаний учащихся. Выполняя предварительное задание, вы познакомились с творческой биографией Анны Андреевны Ахматовой, выучили ее стихи. Вы обратили внимание на то, что начало ее творчества связано с Серебряным веком русской поэзии, а последние произведения появляются в 60-е годы. Задание: – Вспомните, пожалуйста, определение Серебряного века русской поэзии. (Серебряным веком принято называть период расцвета русской поэзии в начале XX века.)
II. Запись в тетрадях темы урока и плана. 1. История появления псевдонима “Ахматова”. Уже в гимназические годы Ахматова писала стихи. Ахматова – это фамилия бабушки (пробабушки по материнской линии), ставшая псевдонимом Анны Андреевны Горенко. Из биографии А.Ахматовой: родилась 23 июня (н.с.) в 1889 году в селении Большой Фонтан близ Одессы (настоящая фамилия Горенко, в замужестве Гумелева). Детские годы прошли в Царском селе под Петербургом. Здесь она училась в Царскосельской (Мариинской) женской гимназии. Каникулы проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты (сейчас это один из районов Севастополя). “Самое сильное впечатление этих лет, – вспоминала Ахматова, – древний Херсонес, около которого мы жили”. В этом районе на берегу моря разбит парк им. Анны Ахматовой. У входа в парк поставлена памятная доска, на которой изображение профиль поэта (она не разрешала себя называть поэтессой) и написаны слова, взятые из ее замечательной поэмы “Реквием”:
В 1903 году знакомится с Николаем Гумелевым. Написаны первые ранние стихотворения. Затем учеба в Киево-Фундуклеевской гимназии. А в 1907 году в парижском журнале “Сириус”, издававшемся Н.Гумелевым, появилось первое опубликованное стихотворение Ахматовой. 1908–1909 г.г. – учеба на юридическом факультете Киевских высших женских курсов. И вот в апреле 1910 года “… я вышла замуж за Н.С. Гумелева, и мы, – пишет Ахматова, – поехали на месяц в Париж”. . История любви Н.Гумилева и А.Ахматовой нашла отражение в стихах. Первые сборники стихов А.Ахматовой назывались “Вечер” (1912) (По свидетельству Л.Чуковской, сначала хотела сборник “Вечер” назвать “Лебеда”, но ее отговорили).
Предварительные вопросы: Какова тема стихотворения “Сжала руки под темной вуалью…” ?
Анализ стихотворения “Сжала руки под темной вуалью...” (1911). Это характернейшее стихотворение из книги “Вечер”, в котором представлены непростые отношения между мужчиной и женщиной. Темой стихотворения является любовь. Лирическая героиня говорит со своей совестью (невидимый герой) после свидания с человеком, у которого в стихотворении нет никаких опознавательных знаков. Весь разговор опущен, а его содержание сконцентрировано в одной емкой метафоре “…я терпкой печалью/ Напоила его допьяна.” Женщина, охваченная внезапным состраданием, признает свою вину перед тем, кого она заставляет страдать. Печалью “напоили” его, но сейчас страдает она, сама в этом виноватая. О силе чувства говорят повторяющиеся глаголы: “сбежала”, “я бежала”, “задыхаясь, я крикнула”. “Перил не касаясь”, то есть стремительно, без всякой осторожности, – это акмеистически точная, психологически насыщенная внутренняя деталь В конце первого стиха последней строфы повисает слово “шутка”, отделенное от завершения фразы сильным стихотворным переносом. Ясно, что все предыдущее было всерьез. 10 октября 1912 году у Анны Ахматовой родился сын Левушка (Лев Николаевич Гумелев – историк, географ, специалист по этногенезу народов Евразии). В марте 1914 года выходит вторая книга стихов “Четки”, в которую вошло стихотворение “Я научилась просто, мудро жить…”, написанное во Флоренции (1912), где они отдыхали вместе с Н.Гумелевым 10 дней.(есть мнение, что стихотворение было написано по возвращении из Италии в Киеве в имении Литки, принадлежащем родственникам Ахматовой).
!914 год. В марте выходит вторая книга стихов “Четки”. Казалось бы, в жизни А.Ахматовой все складывалось великолепно: брак с любимым человеком, признание, рождение сына. Но трагическая эпоха коснулась жизни каждого человека. 1914 год. Первая Мировая война. Н.Гумилев в армии. Переписка.
Предварительные вопросы:
Кровная связь с Россией ощущалась особенно резко в самые трудные времена, начиная с первой мировой войны. М.Цветаева называла А.Ахматову “музой плача”. Революция и Гражданская война. Отказ покинуть Россию.
Совсем не просты были отношения Ахматовой с родиной. Здесь она испытала страдания и муки, разделила боль с народом, голосом которого по праву стала. Но для Ахматовой слова “Родина” и “власть” никогда не были синонимами. Для нее не было выбора – уехать из России или остаться. Она считает бегство предательством: В сентябре 1917 года увидела свет книга стихов “Белая стая”.
Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь своей родины. Уже в первые послереволюционные годы имя Ахматовой часто противопоставлялось именам поэтов революционной России. В 1921 год… Напечатана книга стихов “Подорожник”. Волна сталинских репрессий накрыла и Ахматову. На похоронах А.А.Блока Ахматова узнает, что арестован муж, Николай Гумелев, якобы за участие в контрреволюционном заговоре. (Дело было сфабриковано органами ВЧК). Вскоре он был расстрелян. 1922. Напечатана книга стихов “Anno Domini”. Середина 20-х… 1-й ученик: “С середины 20-х годов мои новые стихи почти перестали печатать, а старые – перепечатывать”. 2-й ученик: “С 1925 г. ЦК вынес постановление (не опубликовано в печати) об изъятии меня (имеется ввиду стихи Ахматовой ) из обращения” 1935 год. Арест единственного сына Анны Ахматовой Льва Николаевича Гумелева (его арестовывали трижды – в 1935. 1938 и 1940 годах). После ареста сына в 1938 г. Ахматова начала поэму “Реквием”. Массовые репрессии в стране, личные трагедийные события вызвали к жизни это произведение . “ В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то “опознал” меня. Тогда, стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): – А это вы можете описать? И я сказала: – Могу. Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом”. Пять лет с перерывами работала Ахматова над этим произведением. Создавалась поэма в нечеловеческих условиях. Стихи жили в памяти друзей и близких, так как на бумаге оставлять их было опасно. Ахматова, как вспоминает Лидия Чуковская, говорила: “ “Реквием” наизусть знали 11 человек, и никто меня не выдал”. Основные мотивы поэмы – память, горечь забвения, немыслимость, невозможность смерти, мотив распятия, евангельской жертвы. Поэма сложилась из отдельных стихотворений, созданных в основном в предвоенный период. Окончательно эти стихи были скомпонованы в единое произведение лишь осенью 1962 года, когда оно было впервые написано на бумаге. При знакомстве с поэмой ее структурными частями поражает чересполосица дат: “Вместо предисловия” датировано 1957 годом, эпиграф “Нет, и не под чуждым небосводом...” – 1961-м, “Посвящение” – 1940-м, “Вступление” – 1935-м Известно также, что вариант “Эпилога” был продиктован автором подруге Л. Д. Большинцовой в 1964 году. Следовательно, даты эти – лишь разные знаки того, что к этому творению Ахматова обращалась на протяжении тридцати последних лет жизни. Важно уметь отвлечься от этих цифр и воспринимать “Реквием” как целостное произведение, продиктованное трагедийным временем. Слово “Реквием” переводится как “заупокойная месса”, как богослужение по умершему. Одновременно это – обозначение траурного музыкального произведения. Уже в 1961 году поэме был предпослан эпиграф, строго, но точно отразивший гражданскую и творческую позицию автора: ) Здесь дважды повторяется слово “чуждый”, дважды – слово “народ”. Выражена идея сплочения судеб народа и его поэта. Название – “Реквием” – настраивает на торжественно-траурный лад, оно связано со смертью, скорбным молчанием, которое пропорционально непомерности страдания. Работа с текстом. Чтение произведения
Для спасения сына Ахматова написала стихи ко дню рождения И.Сталина, обратилась к нему с просьбой. Вскоре освобожденный, сын вновь был арестован, во время войны воевал на фронте до победного конца, а в 1949 году его посадили в третий раз, и лишь в мае 1956 года он оказался на свободе/ (Чтение поэмы VI–X гл. и эпилога.) Последняя глава – самая длинная. В ней представлена история истерзанной души народа: одна половина его в тюрьмах – это мужья и сыновья, другая половина в тюремных очередях, это матери и жены – вся Россия. О палачах ни слова – они не заслужили слов, но заслужили забвение. В последней главе мощный хор женского не крика, не плача – воя. Эта глава не дает надежды и не обещает перемен: “отняли список и негде узнать”. И только Память и эта поэма – главные помощники, то, без чего невозможно сохранить верность прошлому ради будущего. 1941год. Великая Отечественная война. Блокада Ленинграда. В начале войны Ахматова оставалась в блокадном Ленинграде, затем ее эвакуировали в Ташкент, и уже в 1944 году Ахматова вернулась в освобожденный Ленинград. В годы Великой Отечественной войны Ахматова видит свое назначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделить горе своей страны. Родина, в стихотворениях этого периода, отождествляется с русской речью с родным словом, с самым дорогим, за что стоит бороться, что надо жертвенно отстаивать. И если Ахматова говорит “мы” – это голос всего народа, объединенного Словом. Точкой опоры для Ахматовой всегда оставалась родная земля и всею жизнью она была связана с Петербургом. Каждая черточка его облика – важная деталь, подробность ее судьбы. В 1946 году была открыта кампания против Ахматовой, организована травля: в выступлении А. Жданова и последовавшем за этим Постановлении ЦК ВКП(б) “О журналах “Звезда” и “Ленинград” поэзия Ахматовой объявлялась чуждой народу, враждебной ему. Вместе с Ахматовой под пресс власти попал и М. Зощенко. Оба были исключены из Союза писателей, лишены средств к существованию, оказались изгоями в собственной стране. Тираж уже напечатанного в 1946 году сборника стихов А.Ахматовой был уничтожен. Ей пришлось жить буквально в сторожке, будке, в пригороде Комарово. Но и здесь у нее были друзья, ученики. Один из них – И.Бродский – стал лауреатом Нобелевской премии. В 1956 году был освобожден сын. А.Ахматова снова начинает печататься. 5 марта (в день рождения Сталина!) 1966 года Анны Ахматовой не стало. Но, видимо, даже мертвый, настоящий поэт опасен для недостойных правителей. В поэме “Реквием” устами поэта гласит народ, об этом говорится впрямую: “И если зажмут мой измученный рот, // Которым кричит стомильонный народ…” В “Эпилоге” как бы смыкаются функции поэта и поэзии с идеей великого заступничества за людей. А это и есть великое наследие русской литературы, которое делает Ахматову национальным, народным поэтом. На могиле Ахматовой нет грандиозного памятника, только самодельный крест. Она не нуждается в монументах. Вечным и самым прочным памятником стала ее жизнь и ее стихи. III. Анна Ахматова стала голосом своего времени, она разделила судьбу своего народа. “Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя с временем, с новой жизнью моего народа Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны”. (Приложение 7) И еще одна заслуга есть у Анны Ахматовой. “Я научила женщин говорить… Но, Боже, как их замолчать заставить!” Действительно, с приходом в литературу Анны Ахматовой , появились поэтессы: Марина Цветаева, Римма Казакова, Бэла Ахмадуллина и многие, многие другие. Анна Ахматова стала женским голосом своего времени, женщиной-поэтом вечного, общечеловеческого значения. Именно она впервые в русской литературе явила в своем творчестве универсальный лирический характер женщины. IV. Домашнее задание. Письменно проанализировать понравившееся стихотворение Ахматовой. Литература:
Приложение.
7. “Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны”. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |