Преподавание русского языка Урок-эссе об эссе "Эссе как жанр литературного произведения"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.28 Просмотров: 1089 Быркова Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы Вечная новизна – вот в чем мера достоинства любого произведения искусства. Р.У.Эмерсон, американский писатель 19 века. Цель: знакомство с эссе как жанром литературного произведения. Задачи: узнавание эссе, видение его особенностей и отличий от других сопутствующих жанров; анализ образцов. Оборудование: мультимедиапроектор, презентация «Эссе как жанр литературного произведения»; распечатки текстов В.Гроссмана «Сикстинская мадонна» (Письменные работы по литературе. 9-11кл./ Н.Л.Карнаух, И.В.Щербина. – М.: Дрофа, 2002, с.203-213); И.Полянской «Мама», Л.Петрушевской «Страна» (Литература в школе № 3, 2008). ХОД УРОКА Урок начинается с объявления темы, трактовки эпиграфа (в это время они высвечиваются на экране). Далее учитель просит сформулировать цели урока, которые каждый из учащихся ставит для себя на урок (кадры Презентации 1, 2). После этого начинается знакомство с планом урока (кадр 3):
Затем мы слушаем сообщение ученика о Рафаэле Санти, которому в апреле 2008 года исполнилось 525 лет (кадры 4-7): «Пятьсот вёсен расцвело. Пять веков в назначенное время наступало лето, а потом желтели листья, и приходила осень. Позже брала верх зима и снова и снова уступала дорогу весне. Полтысячи лет сменялись поколения, неспешно переворачивались страницы летописи планеты. И, несмотря на это неотвратимое круговращение, смену событий и поколений, род людской свято помнил, что в апреле 1483 года в маленьком итальянском городке Урбино появился на свет художник, воспевший человека и создавший картины, являющие нам мир пленительный и непреходящий, оставивший всем образ Матери – любящей и страдающей, – чудесный и незабываемый. Тысячи мастеров писали мадонн, но мадонны Рафаэля – верх совершенства. О жизни его известно мало. Сын небольшого, но добросовестного художника, в 11 лет остался сиротой, был опекай женой герцога Урбинского Елизаветой Гонзага, учился у знаменитого художника Пьетро Перуджино, в 21 год приехал во Флоренцию, через 4 года вызван папой в Рим. Охотно и даже жадно помогал всем, кто нуждался в его помощи. Умер в 37 лет, умер неожиданно, после недолгой болезни, в день своего рождения. Можно опускать богов на Землю – так делали древние греки. Можно преображать людей до идеальной мечты – так поступал Рафаэль. Всю жизнь он писал мадонн. И всегда они были не столько красивы, сколько прекрасны, как бывает прекрасна возлюбленная, даже если она не отвечает канонам красоты. Были ли они Богородицами? Одна из его картин нежно и мистично называется «Мадонна божественной любви». Но посмотрите на других его мадонн – «Мадонна в зелени», «Мадонна с рыбой», «Мадонна в кресле», «Мадонна со щеглёнком», «Мадонна на лугу»... За несколько лет до смерти Рафаэль приступает к работе над картиной, которой суждено было стать самым знаменитым произведением живописи всех времён и народов. Повод был самый обычный: монахи церкви святого Сикста заказали алтарный образ, Рафаэль принял заказ и выполнил его, без помощи учеников. Художник изобразил Марию во весь рост, с младенцем Христосом на руках спускающейся с неба к людям. Марию сопровождает св.Варвара. Папа Сикст 2 как бы вверяет человечество богоматери-заступнице. Внизу, у самой рамы, два ангелочка смотрят на чудесное видение. Фоном служат клубящиеся облака и бесконечно сияющая даль, раскрывающаяся за фигурой мадонны. Вся композиция поражает своей величавой монументальностью и гениальной простотой». Учитель продолжает: «Через два с половиной века за эту работу заплатят 70 кг золота, увезут в Германию, и она станет украшением Дрезденской галереи. И уже в конце 2 мировой войны она будет лежать в сырой штольне среди десятков килограммов взрывчатки, – гитлеровцы, уходя с исторической арены, готовятся хлопнуть дверью. Русские парни, вовсе никогда не мечтавшие попасть ни в Рим, ни в Дрезден, спасут её, к чести человечества». После этого идёт анализ мини-сочинений «Что представляется мне, когда я слышу слово «Мадонна»? (кадры 8-9, отрывки из сочинений по ассоциациям) «С этим словом у меня ассоциируется певица Мадонна. По телевидению часто произносят это имя, показывают клипы с её участием, поэтому это первое, что всплыло в моей памяти». «Когда я слышу это имя, мне представляется высокая красивая девушка». «Со словом мадонна у меня ассоциируются звёзды российской эстрады». «Когда я слышу это слово, мне представляется картина « Сикстинская мадонна». Что же представляется автору одноимённого произведения, В.Гроссману, когда он смотрит на картину Рафаэля? (текст прочитан учащимися заранее) (кадры 10-11) Справка об авторе. Его представления:
Учитель подводит итог сказанному, предлагает обратиться непосредственно к тексту В.Гроссмана «Сикстинская мадонна» и посмотреть на композицию данного произведения: Примерный план (кадр 12) (учащиеся дома составляли план произведения) 1. Встреча с бессмертием.
2. Сикстинская мадонна в годы суровых испытаний:
Потом вместе с учащимися отмечают особенности этого жанра (кадр 13): небольшой объём, конкретная тема и её неожиданное раскрытие, близость к письму, разговорные интонагцш, свободная композиция. Итак, перед вами не что иное, как эссе (кадр 14) «Эссе (франц. – essau – попытка, проба, очерк, exigo – взвешиваю) – прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, содержащее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определённую трактовку предмета». Обращается внимание на подчёркнутые ключевые слова. Где же требуются нам подобные произведения? – во-первых, на ЕГЭ (русский язык, литература, обществознание, иностранный язык) Продолжается работа с текстом. Учитель просит найти образные афористические выражения в тексте Гроссмана и доказать мысль, заявленную в кадре 15: – Эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чём-либо... Записи в тетради продолжаются: «Главная цель эссе (кадр 16): «... Главное – заставить читателя думать, разбудить в нём удивление, самостоятельную мысль и, наконец, потребность в самовыражении». О.Ванштейн Далее небольшая справка «Из истории рождения этого жанра» (кадры 17, 18) Слово учителя о работе над эссе в предыдущих классах. «Мы с вами тоже обращались к этому жанру, писали письмо вороне Карповне: кто-то хотел познакомиться с ней, кто-то приглашал на свой день рождения, кто-то рассказывал вороне о своей семье, кто-то мечтал отправиться в путешествие вместе с вороной, а кто-то пообещал даже бороться с собаками, которые отнимают еду у птиц. Помните? После этого учащимся предлагается небольшая практическая работа-обобщение (кадры 19-22) Прочитать названия эссе и проследить общее в названиях «О совести», «Об именах», «О книгах» (Мишель Монтень) «О собеседнике», «О природе слова» (Осип Мандельштам), «Как читать книгу» (Иосиф Бродский), «Пушкин, или Правда и правдоподобие» (Владимир Набоков)
Литературные формы:
Прочитайте названия некоторых работ и определите, какие литературные формы используют авторы
Итак, для автора эссе главное – личное постижение мира и отношение к нему (кадр 23) Для этого он находит многочисленные примеры, проводит параллели, подбирает аналогии, использует всевозможные ассоциативные уподобления. Художественные средства: метафоры, аллегорические и притчевые образы, символы, сравнения. Австрийский писатель 20 века Роберт Музиль писал, что (кадр 24, 25)
В качестве контроля знаний предлагается тестирование 1. В переводе на русский язык эссе – это:
2. Философия, политика, критика, мораль, эстетика, идеология – это ... эссе.
3. Характерными чертами любого эссе являются...
4. Ведущая роль в произведениях этого жанра принадлежит:
5. Структура эссе подразумевает:
Ответы выносятся на доску: 1 – 6; 2 – в; 3 – б, г; 4 – а; 5 – 6. Проверка, ответы на возникшие вопросы. Какие ассоциации вызывает слово страна? (кадр 26) Анализ миниатюр, написанных до урока. – Это что-то величественное, огромное. Это место, где проживают люди определённой национальности. Обратимся к произведению Людмилы Петрушевской с таким же названием (кадры 27, 28). Краткая справка: «Людмила Стефановна Петрушевская родилась в 1938 году. Прозаик, драматург. Её проза представляет собой своеобразную энциклопедию женской жизни от юности до старости: «Приключения Веры», «История Клариссы», «Дочь Ксени», «Страна», «Кто ответит?», «Мистика» и другие. Пишет сказки как для взрослых, так и для детей. В настоящее время живёт и работает в Москве». Что для неё страна? Выразительное чтение рассказа «Страна» – Почему такое название? Похоже ли на эссе? Форма – рассказ (Нет имён, обобщение, странное название, малый объём, позиция рассказчика) Ваши ассоциации со словом мама (кадры 29,30) Анализ миниатюр, написанных заранее. Мама…
Какой обобщённый смысл вкладывает Ирина Полянская в это слово? Выразительное чтение рассказа «Мама» – Сколько поколений здесь показано? Какое дополнительное значение получает это слово в рассказе? (Мама – это связь времён, связь между поколениями, связь с давно ушедшими предками). – Можно ли назвать эти произведения эссе? Почему? Сделайте вывод. Так вот постепенно в течение урока мы с вами проделали путь от Сикстинской мадонны до сегодняшнего дня, проследили развитие такого необычного и интересного, актуального в настоящее время жанра. Работа по написанию эссе у нас впереди. Вы будете это делать не только на уроках, консультациях, но, я уверена, что и в дальнейшей жизни к этому жанру обратитесь не раз.
От времени до вечности – одна жизнь. Помните об этом! Творите добро и будьте счастливы! Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |