Преподавание литературы Лирика. Ритм и размер. Двусложные размеры (ямб и хорей)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.28 Просмотров: 2150 Гусева Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы Цель: научить определять двусложные размеры. Закрепить понятие ритма. Развивать творческие способности учащихся. Ход урока 1. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с поэзией. Вспомните, пожалуйста, что такое лирика? А какие музы были? (Греческое слово "лирикос" значит "произносимый под аккомпанемент лиры", "музыкальный", "волнующий". Музы - по-гречески значит мы слящие. Каллиопа - муза эпической поэзии и знания; Клио - муза истории; Мельпомена - муза пения и трагической поэзии; Эвтерпа - покровительница музыкального искусства; Эрато - муза любовных песен; Терпсихора - муза танцев; Урания - астрономии и математики; Талия - комедии; Полигимния - муза песнопений (гимнов) в честь богов и героев). Автор лирического произведения стремится к выражению чувств, своего отношения к природе, родине, к другому человеку, к самому себе. Но как и любое другое искусство, искусство поэтического слова стремится к правдивому отражению действительности. Недавно вы рисовали рисунки к стихам. Давайте попробуем определить, к какому стихотворению эти работы. Все ли они созвучны стихам? Объясните - почему? 2. Сейчас я прочитаю вам строчки, а вы подумайте - это стихи или не стихи? а) Зима злится недаром, пора ее прошла. Тютчев. б) Луна пробивается сквозь волнистые туманы, она печально льет свет на печальные поляны. Пушкин "Зимняя дорога" Да, это проза. Получилось так, что я изменила порядок слов и что-то пропало. Как должны звучать стихи? Музыкально, ритмично. А ритм и пропал. Верните ритм и прочитайте, кто помнит, эти строчки. Со словом ритм мы часто встречаемся в жизни. Ритмична смена времен года, дня и ночи. Ритм - это свойство всемирного бытия:
Много ритмичного в работе человеческого организама: работа сердца, дыхание. В окружающем мире есть ритмы, которые поэт берет, перенимает: стук колес поезда, ритм часов. Наример, у Пушкина есть "Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы":
А вот другой поэт тоже передает тиканье часов. Булат Окуджава "Часики":
Замечено, что дети сочиняют свои первые стихи в таком ритме: тa-та тa-та тa-та. Откуда это? Какой ритм они постоянно ощущают? Биение сердца. А ритм - это сердце поэзии. Но как это бывает и в жизни, когда человек возбужден, сердце бьется чаще, если грустен, задумчив - медленнее. Также и в стихах:
Ритм - это повторяемость одинаковых элементов. А чем создается ритм? Давайте простучим:
И запишем.
Итак, ритм создается чередованием ударных и безударных слогов. А сравните две схемы, чем они отличаются? Что общего? В первом случае ударение подает на первый слог, а во втором - на второй. Повторяющийся, одинаковый элемент состоит из слогов. Значит это двусложный размер. Таким размерам дали название еще в Древней Греции. Хорей - от слов "пляска, хоровод". Хорей значит плясовой, также бывают стихи маршевыми. Второй размер - ямб. Это самый употребительный размер нашей поэзии. Происхождение этого слова, по всей видимости, произошло от имени дочери бога Пана и нимфы Эхо, которую звали Ямба. Ямба была служанкой в царском доме, куда пришла Деметра, горевавшая из-за похищения дочери. Ямба стала развлекать ее песнями, шутками. И развлекла. Ударение здесь падает на 2 слог. Поучимся определять размер. Примеры с карточки. (Карточки прилагаются в конце плана урока). Но вы понимаете, что стихи это не только ритм. Еще очень важна... рифма. Рифма - это созвучие в конце строки. В старину ее называли краесогласием. Но вот, например, Незнайка понял это так: к слову палка он подобрал рифму селедка. Ну, раз вы знаете, как это делать, давайте попробуем подобрать рифмы:
(Объяснить, почему в этом стихотворении вместо "коня" слово "лошадь" и рифма отсутствует: просто мальчик, обжёгшись о крапиву, заплакал от боли и обиды). Все, о чем мы говорили, направлено на то, чтобы создать выразительные, яркие, ритмичные, мелодичные стихи. Главное в них, конечно, смысл. Догадайтесь, чем закончится стихотворение "В тайге" А.К. Передреева.
А теперь хотелось бы послушать ваши стихи об осени. Почитайте, пожалуйста. Д/з. Учебник стр. 69 (переделать). Сочинить два четверостишья, одно - хореем, другое - ямбом. Задания на карточках. (Определить двусложные размеры).
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |