Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок литературы "В.Костров. "Какой-то есть еще запас в моем обманутом народе…""
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок литературы "В.Костров. "Какой-то есть еще запас в моем обманутом народе…""


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.27
Просмотров: 738

Тюрморезова Светлана Александровна, преподаватель

Большая плотность школьной программы по литературе не позволяет включить в неё изучение произведений тех современных поэтов, творчество которых хотя и значимо для русской литературы, но не оказалось в силу разных причин на её «магистральной линии». Но их имена в настоящее время составляют гордость современной русской литературы. Знакомство с их творчеством возможно на факультативных занятиях или уроках внеклассного чтения по литературе.

Для проведения данных занятий мной было разработано учебное пособие, состоящее из трёх разделов.

Первый раздел включает в себя тематическое планирование факультативных занятий по современной поэзии. Планирование представляет собой примерное поурочное распределение часов на каждую тему программы.

Второй раздел содержит блок статей, в которых предлагается авторское осмысление поэтических произведений, предложенных к изучению на факультативных занятиях.
Третий раздел включает методические модели занятий по литературе, один из возможных вариантов уроков.

Главное, что объединяет эти уроки, - знакомство с жизнью и творчеством художников слова, со спецификой лирики; внимание к художественному тексту, к позиции писателя, формирование у обучающихся теоретико-литературных понятий; нравственные уроки поэтических произведений, работа с различными видами словарей

Цели и задачи урока:

  • Продолжить знакомство учащихся с лучшими произведениями русской культуры.
  • Раскрыть особенности мировосприятия лирического героя поэта.
  • Развивать умение учащихся работать со словарём.

Домашнее задание к уроку:

  • Индивидуальные задания:
    • Выразительное чтение наизусть стихотворения В. Кострова «Какой-то есть ещё запас в моём обманутом народе…»
    • Сообщение «Георгий Свиридов – национальный гений России».
    • Сообщение «Г. Свиридов. «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель».
    • Выразительное чтение наизусть стихотворения Е.А. Баратынского «Болящий дух врачует песнопенье».
    • Сообщение: «Библейские ценности. Заповеди блаженства».

Запись на доске проблемных вопросов урока:

  • Можно ли «Романс» Г. Свиридова из «Музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель» назвать душой нации? Почему?
  • В чём назначение искусства?
  • Можем ли мы считать поэта В. Кострова национальным художником?

Эпиграф к уроку:

«Национальный художник оставляет нации знак любви – произведение, становящееся любимым украшением нации, душой нации, талисманом, – «Жаворонок» Глинки, Пушкинские вальсы и «Вставайте, люди русские» Прокофьева, «Песня о встречном» Шостаковича, Колокола М. Мусоргского «Рассвет над Москвой-рекой») …» [1].

В. Гаврилин.

Понятийный ряд:

  • Народность искусства.
  • Ценности мнимые и настоящие.
  • Нищие духом.
  • Нищие душой.

Словарь учеников:

  • Аллитерация.
  • Сравнение.

Оборудование:

  • Словарь русского языка С. Ожегова.
  • Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля. Т.1: А – 3. – М.: ТЕРРА, 1994.
  • Художественные иллюстрации: «Три медведя» Шишкина, «Грачи» Саврасова, Пушкин Аникушина.
  • «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель» Г. Свиридова.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя.

Чтение наизусть учащимся стихотворения В. Кострова.

Какой-то есть ещё запас
В моём обманутом народе.
Опять свиридовский романс
Звучит в подземном переходе.
Его усохший старичок
На ветхой скрипочке играет.
Как бы за печкою сверчок
Мне сердце сладко забирает.
Не обещает он конец
Моим метаниям и мукам,
Но, как за посохом слепец,
Идёт душа за этим звуком.
Угрюмо движется народ
Среди грязищи и пылищи…
Не мы, а он нам подаёт.
Не он, а мы душою нищи.

Какой действительный случай положил поэт в основу своего стихотворения? Что послужило материалом для его написания?

Встреча поэта с нищим музыкантом в метро. Жена поэта Галина Степановна Кострова рассказывала, что довольно часто в подземном переходе метро недалеко от их дома в Москве они с мужем слушают игру на скрипке этого старичка. Он играет на слух, немного фальшивит, но народ стоит и слушает его музыку.

Какое музыкальное произведение играл музыкант и кто такой Свиридов?

Сообщение учащегося «Георгий Свиридов – национальный гений России».
Георгий Свиридов – выдающийся русский композитор, национальный гений России, философ и мыслитель, отстаивающий в своём творчестве идею национальной самобытности и своеобразия, духовной самостоятельности русской музыки и русского народа, посвятивший всю свою жизнь возрождению русской культуры в музыкальном искусстве…

Сообщение учащегося «Г. Свиридов. «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель».
«Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель» написаны Г. Свиридовым в 1964 году к телефильму «Метель». Многие, наверное, слышали мелодии вальса, марша или романса из «Музыкальных иллюстраций» к одноименной повести А.С. Пушкина. Эта музыка необыкновенно поэтична, образно точна. Слушая её, можно увидеть и картины природы, и жанровые сцены, и бал, который разворачивается на фоне вальса. А сразу ставший популярным «Романс» напоминает романсы пушкинской поры, но наполненность какими-то роковыми предчувствиями приближает его к развёрнутой симфонической поэме. «Он стал теперь не то что фольклорным, почвенным, а подпочвенным», – приезжая в Москву, я часто слышу его в переходах метро. Говоря словами А. Блока – «потонул в народной душе», – писал А. С. Белоненко, племянник Г. Свиридова. »[2].

Давайте и мы послушаем этот удивительный романс.

Прослушивание учащимися «Романса».

Понравилась ли вам музыка? Что почувствовали вы, слушая её?

Ответы учащихся.

А теперь обратимся снова к стихотворению В. Кострова. О чём это стихотворение? Над чем размышляет поэт?

Строки стихотворения содержат впечатления поэта от встречи со старым музыкантом в подземном переходе метро, от его музыки, и размышления-выводы, которые делает поэт
в начале и конце своего стихотворения.
В стихотворении сталкиваются два противоположных мира: возвышенный мир музыки и духовная опустошённость современных людей. Стихотворение затрагивает морально-эстетические и социальные проблемы.
Безрадостны приметы нашего времени, которые с горечью подмечает поэт: нищие в подземных переходах, угрюмый народ, грязь и пыль, а подлинное музыкальное искусство, «душа нации», которое должно звучать да ведь и звучало когда-то!) в концертных залах и дворцах, теперь очутилось в подземных «катакомбах».

Заметили ли вы, как описывает облик музыканта поэт? Попробуем осмыслить звуковую материю поэтических слов.

Описывая старика-музыканта, В. Костров использует приём аллитерации, усиливающий художественную выразительность образа: «усохший старичок» играет на «ветхой скрипочке». Всего две строчки, описывающие облик музыканта, но отчего от них так больно становится сердцу? «Не мы, а он нам подаёт», – скажет в конце стихотворения автор, и так хочется верить, что «не оскудеет рука дающего».

Каковы впечатления поэта от игры музыканта, от его музыки? Какие слова находит он, чтобы передать то, что почувствовал, слушая музыку? Давайте найдём и зачитаем эти строки.

Как бы за печкою сверчок
Мне сердце сладко забирает.

Откроем словарь С.Ожегова и прочитаем определение слова «забирать».

Работа учащихся со словарём:
«Забирать – захватывать, зацеплять, врезываться, проникать, одолевать.
Забрало его за живое» [3].

Музыка захватила поэта, проникла в его душу и сердце, взволновала его. Г. Свиридов писал, что в его «музыке отразились искания русской души» [1, стр. 23].
Прочитав эти слова великого композитора, понимаешь, почему эта музыка так взволновала поэта В. Кострова, почему его душа отозвалась на эти звуки. Потому что и Г. Свиридов, и В. Костров – русские люди.

Какие художественные средства использует автор, передавая свои чувства?

Автор использует сравнения. Звучание музыки он сравнивает с пением сверчка.

О чём говорит это сравнение?

Оно указывает на крестьянское происхождение лирического героя. Кто не слышал пения сверчка с детства, тому он сердце не тронет. На Руси по деревням раньше говорили: «Сверчок поёт, Бога хвалит». Музыка проникает в сокровенные тайники духа, будит в душе лирического героя стихотворения дорогие воспоминания: тепло родного дома, где всё так привычно, близко, дорого, заливается трелью запечный сверчок…

Какие ещё сравнения использует автор?

Но как за посохом слепец, / Идёт душа за этим звуком.

Что такое посох?

Работа учащихся со словарём:
Посох – это палка путника, странника, клюка, костыль. То, что помогает преодолеть путь. Существуют выражения: взяться за посох – пуститься в путь. А ещё бывает архиерейский посох, жезл, как знак власти при пасении паствы.

Как вы считаете, в каком значении использует поэт это слово? Почему «Идёт душа за этим звуком»? У Е.А. Баратынского есть замечательное стихотворение, написанное им в 1834 году. Давайте послушаем его и, возможно, оно поможет нам ответить на эти вопросы.

Учащийся читает наизусть стихотворение:

Болящий дух врачует песнопенье.
Гармонии таинственная власть
Тяжёлое искупит заблужденье
И укротит бунтующую страсть.
Душа певца согласно излитая,
Разрешена от всех своих скорбей;
И чистоту поэзия святая
И мир отдаст причастнице своей.

О чём говорит в своём стихотворении поэт?

В этой лирической миниатюре поэт говорит о назначении поэзии, её роли в жизни человека, её влиянии на людей, и это помогает нам понять природу другого искусства – музыки. Мы понимаем, что назначение музыки в очищении души, в пробуждении её. Музыка – это гармония звуков, которым также свойственна «таинственная власть» над душой человека. Цель её, по словам Баха, служение славе Божией и освежение духа.

Но почему же тогда в стихотворении Е. Боратынского душа, причастившись поэзии, «разрешена от всех своих скорбей», а в стихотворении В. Кострова звуки музыки не обещают «конец» его «метаниям и мукам»?

Думается, это можно объяснить мировоззрением самого поэта, который «не отрывается от земли, но его земные заботы освещены небесным светом, светом вечности» [4], без которого жизнь человека не имеет смысла.
Наверное, ответ на этот вопрос заключается и в хорошо известном высказывании христианского писателя второго века Тертуллиана: «Душа по природе христианка». Если она не питается духовной пищей, то наступает тяжёлое хроническое голодание.
Митрополит Антоний Сурожский говорил, что когда люди обнаруживают в себе внутренний голод по чему-то нематериальному, невидимому, неосязаемому, они питают эту жажду переживанием красоты природы, музыки, поэзии. В них развивается, зреет внутренняя духовная жизнь, но, по словам святителя Феофана Затворника, «не красивости только ищет душа, духом водимая, но выражения в прекрасных формах невидимого прекрасного мира, куда манит её своим воздействием дух» [5]. Видимо, это свойство человеческой души и отметил В. Костров в своём стихотворении. Творчество человека родственно вере, но только «глаголы предвечного слова – источник покоя и сил».

В стихотворении В. Кострова появляется такое обыденное и такое таинственное слово «душа». Кого же врачует ещё эта музыка кроме самого поэта?

В стихотворении Е. Боратынского поэзия врачует болящих духом, в стихотворении В. Кострова музыка врачует нищих душой, обманутый народ…Всё тех же болящих духом…

Почему же в начале стихотворения поэт называет свой народ обманутым? Только ли из-за общественных неустройств?

В стихотворении звучит тревога за судьбу русского народа, но совсем по другому поводу.
«Мы душою нищи», – делает вывод В. Костров. Вот в чём наша беда! Не духом – душой!
Нищие духом – те, кто, имея любовь, милосердие, сердечную чистоту, святую душу, всё же сознают своё несовершенство перед Богом и печалятся об этом. Такие «очищенные сердца могут исправить и общественные неустройства» [6]. Но чтобы стать нищими духом, надо сначала возрасти душевно.
Душевная же нищета – отсутствие всего, что составляет подлинное богатство: любви, милосердия, чуткости, чистоты сердечной.

Почему это произошло с людьми? Отчего они потеряли подлинное богатство души?

Оттого, что утратили многие жизненно важные ориентиры. Об этом рассуждает и сам поэт В. Костров в своем интервью с Г. Красниковым, говоря, какие сегодня «нравственные ценности» внедряются в сознание людей… какие «разрушительные процессы происходят в обществе, в культуре... Это не что иное, как «Власть тьмы…» [5, стр.10].
И оттого, что произошла эта подмена, нарушен миропорядок, из души ушли святыни, ушли свет и радость.
Человек забыл «глаголы предвечного слова», и из его сердца уходит самый главный источник жизни – любовь.
Последствия такого состояния человека – печальная и жуткая реальность современной жизни в системе перевёрнутых координат. В этом состоянии люди доходят до полного безразличия, уныния, до проклятия жизни, до самоубийства.
И становится понятна «сокровенная суть» происходящего на наших глазах «В погибающей нашей Отчизне, / Где живущим свет белый не мил…» [7].
Так вот над чем размышляет В. Костров в своём стихотворении, вот в чём корень всех наших бед! Теперь нам становится понятно: народ обманут потому, что мнимые ценности, проповедуемые ему, он принял за настоящие.

Сейчас часто можно услышать выражение, что «нравственность отжила свой век». Согласны ли Вы с этим?

Небольшая дискуссия учащихся.

А какие ценности вы знаете? Послушаем сообщение учащегося о библейских ценностях.

Сообщение учащегося.

Одна из заповедей блаженства говорит: «Блаженны нищие духом»…Как вы понимаете это выражение?

Блаженны – значит, счастливы, и потому, что войдут в царство небесное, и потому, что сердца их наполнены Богом, то есть любовью. Ведь Бог есть любовь.
Напротив, нищие душой – опустошены духовно. Когда из сердца уходит главный источник жизни – любовь, человек начинает умирать. «Свято место пусто не бывает», – сказано не случайно, ибо пустоты – опустошённости начинают заполняться гордыней, злобой, разъедающей завистью, обидой. Обедняется даже дар Божий – талант.
Лирический герой стихотворения не отграничивает себя от народа, сливается с ним: «мы душою нищи». В этой строке слышится душевная боль лирического героя.

А можете привести примеры искажений изначального нравственного закона, которые утверждаются сегодня в современном мире прессой, телевидением, рекламой и пр.?

Это признание самой важной ценностью денег, призывы брать от жизни всё, отказаться от всех комплексов, наслаждаться всем, что тебе нравится, апология цинизма и честолюбия…

Возвратимся к первым строкам стихотворения. Как вы понимаете значение слова «запас»? Обратимся к словарю С. Ожегова.

Работа учащихся со словарём:
«Запас – то, что запасено, приготовлено, собрано для чего-нибудь» [3, стр.].

Каким же словом обозначил поэт движение народа?

«Угрюмо движется народ среди грязищи и пылищи…» – пишет автор, и в стихотворении возникает тема пути человеческого под землёй, в замкнутом пространстве, без солнечного света. А ведь в существующей на Руси народной традиции свет всегда был воплощением миропорядка, истинности, красоты, праведности. В былинах и духовных стихах «святорусская» или «светлорусская» земля изображалась как залитое светом открытое пространство.

Как вы понимаете слово «угрюмо»?

«Угрюмо», т.е. уныло, мрачно, безрадостно.
Слово «угрюмо» обобщённо характеризует народ, уставший от бесконечных трудов и забот, страданий и бед, беспросветных лишений и нищеты, бесконечного страха и подавленности.
Безрадостное движение народа под землей, «во тьме и тени смертной», где искусственный свет заменил Свет небесный, становится глубоко символичным в стихотворении В. Кострова.
И мы понимаем, что сегодня поэт «на той же высоте, с тою же мерой совестливости, как в годы предельных испытаний, когда мы знали, что «ныне лежит на весах», берёт на себя ответственность свидетельствовать о правде, о времени, о надежде» [5, стр. 9]

А есть ли надежда на возможность преображения?

А надежда на возможность преображения есть. Это тот «запас. / В …обманутом народе», о котором говорит в начале стихотворения поэт.
И хочется думать, что это только подземный переход: впереди – Свет.

Обратимся к словам В. Гаврилина, великого русского композитора, вынесенным нами в эпиграф к уроку, и ответим на вопросы, записанные на доске:

Можно ли «Романс» Г. Свиридова из «Музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель» назвать душой нации? Почему?

Народность Свиридов считал одним из краеугольных критериев настоящего искусства.
Он несколько раз пытался дать определение народности.
В «Слове о Глинке» он писал: «…неотделимость искусства от народа, любовь, внутренняя свобода и простота его гимнов, и, наконец, неподкупность его совести – вот что вкладывалось Пушкиным и Глинкой в понятие народности искусства» [8].
Народность музыки Свиридова проверена самой жизнью. Поэтому мы смело можем назвать душой нации «Романс» Г. Свиридова.

А можем ли мы считать В. Кострова национальным художником, поэтом? Почему?

Можем, потому что его искусство также неотделимо от народа, его поэтической музой движет любовь, и у него неподкупная совесть.

В чём же назначение искусства?

В очищении души, в пробуждении её.

Литература:

1. Гаврилин В. О музыке и не только… «Композитор – Санкт-Петербург», 2003. – С. 259.
2. Свиридов Г. Музыка как судьба. – М.: Молодая гвардия, 2002. – С. 5.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва, «Русский язык», 1988. – С.160
4. Костров В. Если любишь…Стихи. Поэмы. Переводы. М., 2005. – С.7.
5. Святитель Лука Крымский Войно-Ясенецкий. Евангельское злато. Беседы на Евангелие. – М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2004. – С..28
6. Священник Лепешинский И. Как помочь блудному сыну. М.: Даниловский благовестник. 2005. – Стр. 59.
7. Зиновьев Н. Новые стихи. – М.: Вече, 2005. – С. 6.
8. Золотов А. Книга о Свиридове. – М.: Всесоюзное издательство «Советский композитор». 1983. – С. 215.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21