Преподавание литературы Урок литературы "В.Костров. "Какой-то есть еще запас в моем обманутом народе…""Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.27 Просмотров: 738 Тюрморезова Светлана Александровна, преподаватель Большая плотность школьной программы по литературе не позволяет включить в неё изучение произведений тех современных поэтов, творчество которых хотя и значимо для русской литературы, но не оказалось в силу разных причин на её «магистральной линии». Но их имена в настоящее время составляют гордость современной русской литературы. Знакомство с их творчеством возможно на факультативных занятиях или уроках внеклассного чтения по литературе. Для проведения данных занятий мной было разработано учебное пособие, состоящее из трёх разделов. Первый раздел включает в себя тематическое планирование факультативных занятий по современной поэзии. Планирование представляет собой примерное поурочное распределение часов на каждую тему программы. Второй раздел содержит блок статей, в которых предлагается авторское осмысление поэтических произведений, предложенных к изучению на факультативных занятиях. Главное, что объединяет эти уроки, - знакомство с жизнью и творчеством художников слова, со спецификой лирики; внимание к художественному тексту, к позиции писателя, формирование у обучающихся теоретико-литературных понятий; нравственные уроки поэтических произведений, работа с различными видами словарей Цели и задачи урока:
Домашнее задание к уроку:
Запись на доске проблемных вопросов урока:
Эпиграф к уроку: «Национальный художник оставляет нации знак любви – произведение, становящееся любимым украшением нации, душой нации, талисманом, – «Жаворонок» Глинки, Пушкинские вальсы и «Вставайте, люди русские» Прокофьева, «Песня о встречном» Шостаковича, Колокола М. Мусоргского «Рассвет над Москвой-рекой») …» [1]. В. Гаврилин. Понятийный ряд:
Словарь учеников:
Оборудование:
ХОД УРОКА Вступительное слово учителя. Чтение наизусть учащимся стихотворения В. Кострова.
Какой действительный случай положил поэт в основу своего стихотворения? Что послужило материалом для его написания? Встреча поэта с нищим музыкантом в метро. Жена поэта Галина Степановна Кострова рассказывала, что довольно часто в подземном переходе метро недалеко от их дома в Москве они с мужем слушают игру на скрипке этого старичка. Он играет на слух, немного фальшивит, но народ стоит и слушает его музыку. Какое музыкальное произведение играл музыкант и кто такой Свиридов? Сообщение учащегося «Георгий Свиридов – национальный гений России». Сообщение учащегося «Г. Свиридов. «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель». Давайте и мы послушаем этот удивительный романс. Прослушивание учащимися «Романса». Понравилась ли вам музыка? Что почувствовали вы, слушая её? Ответы учащихся. А теперь обратимся снова к стихотворению В. Кострова. О чём это стихотворение? Над чем размышляет поэт? Строки стихотворения содержат впечатления поэта от встречи со старым музыкантом в подземном переходе метро, от его музыки, и размышления-выводы, которые делает поэт Заметили ли вы, как описывает облик музыканта поэт? Попробуем осмыслить звуковую материю поэтических слов. Описывая старика-музыканта, В. Костров использует приём аллитерации, усиливающий художественную выразительность образа: «усохший старичок» играет на «ветхой скрипочке». Всего две строчки, описывающие облик музыканта, но отчего от них так больно становится сердцу? «Не мы, а он нам подаёт», – скажет в конце стихотворения автор, и так хочется верить, что «не оскудеет рука дающего». Каковы впечатления поэта от игры музыканта, от его музыки? Какие слова находит он, чтобы передать то, что почувствовал, слушая музыку? Давайте найдём и зачитаем эти строки. Как бы за печкою сверчок Откроем словарь С.Ожегова и прочитаем определение слова «забирать». Работа учащихся со словарём: Музыка захватила поэта, проникла в его душу и сердце, взволновала его. Г. Свиридов писал, что в его «музыке отразились искания русской души» [1, стр. 23]. Какие художественные средства использует автор, передавая свои чувства? Автор использует сравнения. Звучание музыки он сравнивает с пением сверчка. О чём говорит это сравнение? Оно указывает на крестьянское происхождение лирического героя. Кто не слышал пения сверчка с детства, тому он сердце не тронет. На Руси по деревням раньше говорили: «Сверчок поёт, Бога хвалит». Музыка проникает в сокровенные тайники духа, будит в душе лирического героя стихотворения дорогие воспоминания: тепло родного дома, где всё так привычно, близко, дорого, заливается трелью запечный сверчок… Какие ещё сравнения использует автор? Но как за посохом слепец, / Идёт душа за этим звуком. Что такое посох? Работа учащихся со словарём: Как вы считаете, в каком значении использует поэт это слово? Почему «Идёт душа за этим звуком»? У Е.А. Баратынского есть замечательное стихотворение, написанное им в 1834 году. Давайте послушаем его и, возможно, оно поможет нам ответить на эти вопросы. Учащийся читает наизусть стихотворение:
О чём говорит в своём стихотворении поэт? В этой лирической миниатюре поэт говорит о назначении поэзии, её роли в жизни человека, её влиянии на людей, и это помогает нам понять природу другого искусства – музыки. Мы понимаем, что назначение музыки в очищении души, в пробуждении её. Музыка – это гармония звуков, которым также свойственна «таинственная власть» над душой человека. Цель её, по словам Баха, служение славе Божией и освежение духа. Но почему же тогда в стихотворении Е. Боратынского душа, причастившись поэзии, «разрешена от всех своих скорбей», а в стихотворении В. Кострова звуки музыки не обещают «конец» его «метаниям и мукам»? Думается, это можно объяснить мировоззрением самого поэта, который «не отрывается от земли, но его земные заботы освещены небесным светом, светом вечности» [4], без которого жизнь человека не имеет смысла. В стихотворении В. Кострова появляется такое обыденное и такое таинственное слово «душа». Кого же врачует ещё эта музыка кроме самого поэта? В стихотворении Е. Боратынского поэзия врачует болящих духом, в стихотворении В. Кострова музыка врачует нищих душой, обманутый народ…Всё тех же болящих духом… Почему же в начале стихотворения поэт называет свой народ обманутым? Только ли из-за общественных неустройств? В стихотворении звучит тревога за судьбу русского народа, но совсем по другому поводу. Почему это произошло с людьми? Отчего они потеряли подлинное богатство души? Оттого, что утратили многие жизненно важные ориентиры. Об этом рассуждает и сам поэт В. Костров в своем интервью с Г. Красниковым, говоря, какие сегодня «нравственные ценности» внедряются в сознание людей… какие «разрушительные процессы происходят в обществе, в культуре... Это не что иное, как «Власть тьмы…» [5, стр.10]. Сейчас часто можно услышать выражение, что «нравственность отжила свой век». Согласны ли Вы с этим? Небольшая дискуссия учащихся. А какие ценности вы знаете? Послушаем сообщение учащегося о библейских ценностях. Сообщение учащегося. Одна из заповедей блаженства говорит: «Блаженны нищие духом»…Как вы понимаете это выражение? Блаженны – значит, счастливы, и потому, что войдут в царство небесное, и потому, что сердца их наполнены Богом, то есть любовью. Ведь Бог есть любовь. А можете привести примеры искажений изначального нравственного закона, которые утверждаются сегодня в современном мире прессой, телевидением, рекламой и пр.? Это признание самой важной ценностью денег, призывы брать от жизни всё, отказаться от всех комплексов, наслаждаться всем, что тебе нравится, апология цинизма и честолюбия… Возвратимся к первым строкам стихотворения. Как вы понимаете значение слова «запас»? Обратимся к словарю С. Ожегова. Работа учащихся со словарём: Каким же словом обозначил поэт движение народа? «Угрюмо движется народ среди грязищи и пылищи…» – пишет автор, и в стихотворении возникает тема пути человеческого под землёй, в замкнутом пространстве, без солнечного света. А ведь в существующей на Руси народной традиции свет всегда был воплощением миропорядка, истинности, красоты, праведности. В былинах и духовных стихах «святорусская» или «светлорусская» земля изображалась как залитое светом открытое пространство. Как вы понимаете слово «угрюмо»? «Угрюмо», т.е. уныло, мрачно, безрадостно. А есть ли надежда на возможность преображения? А надежда на возможность преображения есть. Это тот «запас. / В …обманутом народе», о котором говорит в начале стихотворения поэт. Обратимся к словам В. Гаврилина, великого русского композитора, вынесенным нами в эпиграф к уроку, и ответим на вопросы, записанные на доске: Можно ли «Романс» Г. Свиридова из «Музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель» назвать душой нации? Почему? Народность Свиридов считал одним из краеугольных критериев настоящего искусства. А можем ли мы считать В. Кострова национальным художником, поэтом? Почему? Можем, потому что его искусство также неотделимо от народа, его поэтической музой движет любовь, и у него неподкупная совесть. В чём же назначение искусства? В очищении души, в пробуждении её. Литература: 1. Гаврилин В. О музыке и не только… «Композитор – Санкт-Петербург», 2003. – С. 259. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |