Преподавание литературы Урок литературы по теме "Пейзаж в эпических произведениях и произведениях живописи"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.27 Просмотров: 1455 Кузовлева Ирина Васильевна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Оформление урока: Репродукции картин:
Запись на доске:
Ход урока Вступительное слово учителя: Тема нашего урока сегодня “Пейзаж в эпических произведениях и произведениях живописи”. Мир, в котором мы живем, удивителен и прекрасен. В нем кроется множество загадок. Нас окружают всевозможные предметы, живые и неживые. Одни нам хорошо знакомы, другие не знакомы, третьи, хотя и кажутся знакомыми, но не перестают нас удивлять. К таким можно отнести великий храм природы, удивительный и неповторимый. Художники, композиторы, писатели не могли оставаться равнодушными к чудесам природы, к ее метаморфозам, и, конечно же, не раз обращались к ней в своих произведениях. Мы с вами будем говорить о пейзаже в эпическом произведении и произведении живописи.
Предполагаемый ответ учащегося: Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова даёт следующее толкование слова пейзаж: Пейзаж 1) общий вид какой-нибудь местности (Волжский пейзаж); 2) рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении. (Пейзажи русских художников в произведении Тургенева). Словарь литературоведческих терминов дает следующее определение пейзажа: Пейзаж (франц. раукае, раук - местность) - описание картины природы в произведении художественной словесности или изобразительного искусства. В художественной литературе пейзажи впервые приобретают важную роль в конце XVIII начале XIX веков. В живописи пейзаж появился в VII веке в Китае, в Европе с XVI века.
Предполагаемый ответ учащихся: Пейзаж в эпическом, произведении воспроизводит особенности местности и является фоном, на котором происходит действие; раскрывает внутренний мир героя, помогает понять его переживания. Слово учителя: Недавно на уроке литературы мы закончили изучение повести И.С. Тургенева “Ася”. Как известно, Тургенев был замечательным пейзажистом.
Предполагаемый ответ учащихся: Герой счастлив, он влюблен, а вечерний пейзаж с его звездами, теплый ветер, пение соловья поддерживают его чувство, усиливают его. Красота природы сливается с красотой чувства главного героя. Слово учителя: Сегодня я хочу познакомить вас с героем романа Л.Н. Толстого “Война и мир” князем Андреем Болконским. На его долю выпало много испытаний, и он решил, что в 31 год жизнь окончена и “запер” себя в деревне. Учащиеся читают наизусть отрывки из романа Л.Н. Толстого “Война и мир” - “Князь Андрей в весеннем лесу …”
Предполагаемый ответ учащихся: Герой разочарован в жизни, и показавшийся ему на глаза дуб, выглядевший корявым и уродливым на фоне цветущей веселой зелени, подтверждает его мысли.
Предполагаемый ответ учащихся: В князе Андрее проснулся вкус к жизни, и дуб, который подтвердил и поддержал его грустные мысли, теперь говорил об обратном, он тоже радуется жизни.
Предполагаемый ответ учащихся: Писатель словами изображает воображаемые предметы, так как он их себе представляет, а читатель рисует их в своем изображении; художник изображает конкретный предмет, и мы его видим таким, каким его представляет художник.
Предполагаемый ответ учащихся: Природа помогает человеку, сочувствует ему. Яблонька укрывает ветками, речка прячет под бережком, месяц указывает дорогу. Слово учителя: Художник В.М. Васнецов часто в своем творчестве обращался к сказочным мотивам. Не стала исключением и сказка “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”. Центральный образ картины -одинокая деревенская сиротка Алёнушка. Она сидит на камне возле воды, печально задумавшись над своей горькой судьбой.
Алёнушка, несомненно, центральный образ картины, но нам более интересен пейзаж.
Предполагаемый ответ учащихся: Прежде всего, пейзаж – это фон, на котором происходит действие. Но пейзаж здесь также способствует раскрытию характера героини, передает состояние ее души.
Слово учителя: Обратимся к миниатюре М.М.Пришвина “Деревья в снегу”. Ученик выразительно читает миниатюру: Деревья в снегу. Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжелые лапы, березы склонились, и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. Так вот и у деревьев, как у людей: ни одна ёлка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломится, а береза чуть что — и склоняется. Ель царствует со своей верхней мутовкой, а береза плачет. В лесной снежной тишине фигуры из снега стали так выразительны, что страшно становится: “Отчего, — думаешь, — они ничего не скажут друг другу, разве только меня заметили и стесняются?” И когда полетел снег, то казалось, будто слышишь шепот снежинок, как разговор между странными фигурами.
Предполагаемый ответ учащихся: Да, можно. На картине И.И.Шишкина изображен зимний лес. Кругом снежная пороша, деревья засыпаны снегом, ели свесили тяжелые лапы. Деревья похожи на людей, надевших на себя зимние наряды.
Предполагаемый ответ учащихся: Художник использует определенные краски. Здесь преобладают прозрачные, неяркие краски: белые, голубые. Писатель использует слово, средства художественной изобразительности.
Слово учителя: Сейчас я предлагаю вам выступить в роли писателей. Дома вы работали с картиной И.И.Шишкина “Зима” и создали пейзажные зарисовки для эпического произведения. Прежде чем мы заслушаем ваши работы, вспомним:
Предполагаемый ответ учащихся: описание; наличие имен прилагательных, причастий, имен существительных; роль глаголов не значительна; средства художественной изобразительности. Учащимися зачитываются свои работы Слово учителя: Подведем итог. Сегодня на уроке мы сравнивали пейзажи, созданные художниками и писателями. Какие черты сходства и различия вы можете назвать? Предполагаемый ответ учащихся: 1. Для создания пейзажа художник использует краски, писатель - слова; 2. В живописи и в литературе пейзаж может служить фоном, на котором разворачивается действие, а может быть средством раскрытия характера героя; 3. Писатель рисует картины природы словами - читатель рисует их в своем воображении; художник создает конкретные образы, которыми зритель может любоваться, ничего не додумывая. Подведение итогов урока и оценка деятельности учащихся. Слово учителя: Сегодня на уроке вы узнали много нового и интересного о пейзаже, показали хорошие знания материала по теме и умение применить свои знания на практике. Закончить урок мне хочется словами нашего земляка, поэта Евгения Зубова.
Домашнее задание: Рассмотрите репродукции картин И.И. Шишкина и А.М. Герасимова “Рожь”. Напишите сочинение-рассуждение на тему “Как изобразили рожь два разных художника”. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |