Преподавание русского языка
Дидактический инструментарий "Готовимся сдавать ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1185
Ейда Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы Каждый год кому-то из нас приходится “сдавать” Единый государственный экзамен вместе со своими учениками, и мы очень волнуемся, хотя уже и не новички. Как добиться того, чтобы все ученики успешно сдали один из самых трудных экзаменов – экзамен по русскому языку? Большое значение при этом имеет планирование работы, которое во многом определяется результатами диагностики знаний и умений десятиклассников на начало обучения (1 четверть). Хорошо на уроках работают алгоритмы, особенно при повторении орфографии, морфологии, синтаксиса. Статистика показывает, что к ЕГЭ нужна специальная подготовка. Важно рационально использовать отведённое время. Для этого нужно правильно спланировать работу: - Распределите ребят по группам. Предложите ученикам этих групп подготовить материал (теорию и практику) по какому-нибудь блоку ЕГЭ и выступить перед классом с наработкой.
- Предоставьте ученикам возможность самим составить некоторые задания части А и В.
- Учите ребят обязательно анализировать задания и использовать алгоритмы рассуждения при выборе правильного ответа.
- Необходимо чётко продумывать домашние задания.
Большое значение при подготовке к ЕГЭ имеет продуманная организация контрольно-оценочной деятельности учащихся. Эта методика начинает “работать” по-новому с 10 класса. Мои ученики заводят специальные тетради “Моя подготовка к ЕГЭ”. У каждого из них есть возможность улучшить и упрочить знания по конкретной теме. Например, кто-то “хромает” в словообразовании, а кто-то в морфологии, значит, можно использовать наиболее активно этот материал. В своей работе я использую книгу Н.А. Сениной “Тематические тесты”. В этом пособии содержатся комплекты тестов, сгруппированных по темам в соответствии с планом ЕГЭ по русскому языку. Тесты включают в себя все задания частей А и В. Каждая тема предполагает 10 вариантов, задания которых в целом равноценны по уровню сложности. Это пособие может быть использовано учащимися для самоподготовки или учителем при проведении диагностики знаний. (Таблица № 1) Имя, фамилия ученика Вариант | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | А1 | + | | | | | | | | | | А2 | - | | | | | | | | | | А3 | + | | | | | | | | | | А4 | + | | | | | | | | | | А5 | + | | | | | | | | | | А6 | + | | | | | | | | | | и т. д | | | | | | | | | | | В1 | + | | | | | | | | | | В2 | - | | | | | | | | | | В3 | + | | | | | | | | | | В4 | + | | | | | | | | | | В5 | - | | | | | | | | | | В6 | - | | | | | | | | | | В7 | - | | | | | | | | | | В8 | - | | | | | | | | | | К-во баллов | 25 | | | | | | | | | | Рекомендации учителя | Повторить … | | | | | | | | | | Все работы учащихся проверяются, и результаты фиксируются мною в отдельную тетрадь “Учёт знаний, умений и навыков”. На каждого ученика отдельная страница.(см. таблица №1). Образец карточки. А1. Орфоэпия (нормы ударения и произношения) Вариант №1 1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный? 1) дОлбит 2) дрУжна 3) дремотА 4) щепА 2. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) арАхис 2) балОванный 3) черпАть 4) вероисповЕдание 3. В каком слове ударение на первом слоге? 1) щавель 2) экскурс 3) эксперт 4) цыган 4. Укажите слово, в котором ударение не падает на последний слог? 1) взорвалась 2) убрала 3) создала 4) донельзя 5. В каком слове выделенная буква обозначает мягкий согласный? 1) аТелье 2) коФе 3) котТедж 4) свиТер 6. В каком слове ударение падает на третий слог? 1) обеспечение 2) плесневеть 3) принудить 4) подобрала Ответы: 1. 4; 2. 3; 3. 2; 4. 4; 5. 2; 6. 1. В конце повторения каждой темы на уроке даю диагностические задания, проверяющие освоено ли каждое учебное действие в отдельности. Диагностические задания могут быть представлены как в форме текста, так и в форме традиционной карточки. Для этой работы использую сборник “Учебно-тренировочные тесты и другие материалы для подготовки ЕГЭ”. Составитель Т.Ю. Угроватова. Книга содержит исчерпывающий материал для подготовки к ЕГЭ, который может быть использован для диагностики, повторения, закрепления и контроля знаний. Предназначена для работы в школе и дома. Адресована старшеклассникам и учителям. Вот тот диагностический текст, который я предлагаю своим десятиклассникам в начале 1 четверти. Диагностический текст 1. В каком ряду во всех словах следует писать а? - Н..дкусить, п..дменить, з..говорить, р..скрыть
- Н..дорвать, д..бежать, пр..матать, з..стыл
- Р..сстояние, з..рисовка, с..страдание, н..клейка
- Пр..отцы, н..дрезать, р..зделить, з..стыл
2. В каком ряду во всех словах следует писать е? - Пр..дупредить, пр..готовить, пр..ступление, пр..доставить
- Пр..следовать, пр.. дание, пр..терпевать, пр..открыть
- Пр..зрительный, пр..хорошенький, пр..льстить, пр..вратный
- Пр..светлый, пр..небрегать, пр..стол, пр..озёрный
3. В каком ряду во всех словах есть только проверяемые безударные гласные? - С(е,и)неватый, подм(е,и)няем, обл(е,и)теть, р(е,и)зультат
- Сл(а,о)весный, тр(а,о)вяной, вым(а,о)лить, мет(а,о)форический
- Кр(е,и)постной, скр(е,и)петь, высл(е,и)дить, веет(е,и)лятор
- Кр(а,о)вавый, св(а,о)еобразный, др(а,о)жать, к(а,о)рова
4. В каком ряду во всех словах есть только чередующиеся гласные в корне? - Р..стение, откл..ниться, прик..снуться, г..рдиться
- К..саться, выр..внять, ум..реть, бл..стательный
- К..сица, выт..рать, зап..реть, отск..чить
- Выг..реть, тв..рительный, оз..рять
5. В каком ряду во всех словах следует писать и? - Вз..мать, от..скать, транс..орданский, сверх..интересный
- Дез..нформация, суб..нспектор, пост..мпрессионинизм
- Контр..гра, меж..нститутский, пан..сламистский, супер..сточник
- После..юльский, мед..нститут, вз..рать, пред..юньский
6. В каком ряду во всех словах следует писать одну и ту же букву? - Замоч..к, вещ..ство, серебр..ный, рыж..ватый
- Волос..ной, вкрадч..вый, луков..чка, плать..це
- Настра..вать, танц..вать, завис..мый, слыш..мый
- Кольц..вать, колебл..мый, незыбл..мый, открыва..мый
7. В каком ряду во всех словах следует писать одну и ту же букву? - Занов.., вправ.., налев.., редк..
- Издавн.., дочист.., справ.., накрепк..
- Перво-наперв.., наглух.., снов.., задолг..
- Искос.., досыт.., сызнов.., зажив..
8. В каком ряду во всех словах следует писать одну и ту же букву? - В здании.., в степен.., на лекц.., о счасть..
- О здоровь.., на темнеющ..м неб.., стел..шь, бор..шься
- Потерп..шь, накле..м, побре..шься, полож..шь
- Зайц.., лекц..я, ц..плёнок, круглолиц..й
9. В каком слове следует писать одну и ту же букву? - Ш..в, ш..рох, капюш..н, туш..нка
- Ш..лк, расч..ска, ноч..вка, борщ..м
- Лиш..н, стереж..м, огорч..нный, ож..г (руку)
- Холщ..вый, лиц..м, больш.го, хорош..го
10. В каком ряду во всех словах следует писать одну и ту же букву? - Бе(з,с)вкусный, и(з,с)править, во(з,с) пылать, чере(з,с)полосица
- Ко(з,с)ьба, про(з,с)ьба, (з,с)делать, ни(з,с)ходить
- Доро(ж,ш)ка, заму(ж,ш), пля(ж,ш), бро(ж,ш)кА
- По(д,т)ставить, о(д,т)дать, на(д,т)кусить, пре(д,т)авить
11. В каком ряду есть слово с ошибкой? - Двухъярусный, панъевропейский, разъём, подъячий
- Бьётся, смеётся, мощный, стаи туч
- Плащ, хорош, пригож, пять тысяч
- Отсечь, смажь, навзничь, крестьянин
12. В каком ряду во всех словах следует писать НН? - Оловя..ый, серебря..ый, со..ый, торжестве..ый
- Нарисова..ый, ветре..ый, слома..ый, да..ый
- Замасле..ый, смеша..ый, безветре..ый, жаре..ый (на сковородке)
- Ране..ый (боец), вяле..ая (рыба), зва..ый обед, воспита..ик
13. В каком ряду слова пишутся слитно? - Пол(?)листа, пол(?)книги, полу(?)тьма, пол(?)дома
- Аэро(?)сани, зоо(?)парк, дерево(?)обрабатывающий, тонко(?)очерченное
- Двух(?)сот(?)пяти(?)десяти(?)тысячный, горно(?)лыжный, древне(?)русский, велико(?)светский
- Хлебо(?)сольный, теле(?)ведущий, пяти(?)сот(?)летие, пол(?)яблока
14. В каком ряду все слова пишутся через дефис? - Мине(?)белый, темно(?)бордовый, лейб(?)гвардия, сто(?)пятый
- Тстинно(?)русский, дело(?)делом, детски(?)наивный, историко(?)философский
- Жизненно(?)необходимый трёх(?)миллионный, юго(?)западный, чуть(?)чуть
- Мать(?)и(?)мачеха, точь(?)в(?)точь, едва(?)едва, экс(?)чемпион
15. В каком ряду все слова пишутся раздельно? - Пол(?)апельсина, пост(?)модернизм, контр(?)адмирал, полу(?)сонный
- Ангельски(?)кроткий, крайне(?)враждебный, двести(?)девятый, максимально(?)точный
- Горе(?)руководитель, дьявольски(?)враждебный, за(?)глаза, европейски(?)образованный
- Бок(?)о(?)бок, житейски(?)неопытный, в(?)сердцах, по(?)старому
16. Укажите ошибочный вариант написания. - Я сделал то же, что и в прошлый раз. Я тоже согласился с ним.
- Что бы ты ни говорил, я не приду. Чтобы ты не обижался, я пришёл.
- Я спросил насчёт билетов. Деньги не перевели на счёт банка.
- Не смотря под ноги, он поднялся на сцену. Не смотря на плохую погоду, рейс не отменили.
17. В каком ряду все слова пишутся слитно? - Не(?)медленно прекратите шуметь: в этот не(?)настный день не(?)которые люди чувствуют не(?)домогание.
- Я не(?)хотя подошёл к не(?)знакомцу и с не(?)годованием потребовал замолчать. Он оказался отнюдь не(?)трусливым.
- Нам не(?)зачем стоять здесь и не(?)у(?)кого спросить, куда идти дальше, поэтому не(?)обходимо подождать не(?)сколько минут.
- Не(?)сделанное вовремя дело всё равно должно быть выполнено. Не(?)ужели вы этого не(?)понимаете? Придётся сделать, не(?)взирая на трудности.
18. Укажите ряд, в котором есть ошибка. - Газета “Московский комсомолец”, собор Василия Блаженного, Моссовет, мэр
- Катина книга, Далев словарь, Ясная Поляна, Божье слово
- Афродита, Древняя Греция, пушкинская пьеса, 15 Ампер
- Губернатор, министр, вуз, Евангелие
19. Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены правильно. - Дважды два – четыре.
- Мудрость – есть дочь опыта (Л. Да Винчи).
- Девочка – как солнышко.
- Бедность – не порок.
20. В каком предложении нужно поставить одну запятую? - На восьмом году жизни (?) умея уже читать и писать(2) он сочинял на французском языке маленькие комедии(3) и эпиграммы на своих учителей.
- Маленький Пушкин (1) проводил бессонные ночи (2) и он тайком в кабинете отца пожирал книги одну за другою (Л. Пушкин).
- Сущность человека лучше всего (1) благороднее (2) и совершеннее всего выражается через его деяния (3)через его труд (4) и творчество (А. Твардовский).
- Дуня обвязала ему голову платком (1) намоченным уксусом (2) и села со своим шитьём у его кровати (А. Пушкин).
21. Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены неправильно. - Кошка, раз усевшаяся на горячую плиту больше не будет садиться на горячую плиту и на холодную тоже (М. Твен).
- Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный (М. Монтель).
- Учёность также может родить лишь листья, не давая плодов (Г. Лихтенберг).
- Я родился на набережной Малакэ, против Лувра, среди сокровищ наук и искусства (А. Франс).
22. Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены неправильно - Невозможно описать поведение чего-то, если неизвестно, что это такое (Д. Уотсон).
- Тим был так учён, что мог назвать лошадь на девяти языках и так невежествен, что себе под седло купил корову (Б. Франклин).
- Вот два самых больших открытия человечества: книгопечатание, которое способствует распространению книги, и телевидение, которое отрывает человека от чтения (Ж. Элгози).
- Первое открытие всегда заключается в том, что есть вещи, которые стоит открывать (Д. Томпсон).
23. Укажите предложение, в котором знаки предложения расставлены правильно. - Может быть в один прекрасный день ум поможет нам соорудить какой-то новый мир, но постичь данный – никогда! (А. Франс)
- Если бы в один прекрасный день природа захотела открыть нам свои тайны и мы увидели бы воочию, каковы те средства, которыми она пользуется для своих движений, то боже правый, какие ошибки, какие заблуждения мы обнаружили бы в нашей жалкой науке!
- Поистине, единственное, что я сколько-нибудь знаю, - это то, что я полнейший невежда во всём! (М. Монтель).
- Природа по-видимому мудро позаботилась, чтобы человеческие глупости были преходящими, книги же увековечивают их (Ш. Монтескье).
24. Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены правильно - Мне кажется, дорогой, что головы самых великих людей тупеют, когда они соберутся вместе и что там, где больше всего мудрецов, меньше всего мудрости (Ш. Монтескье).
- Чистая математика – это такой предмет, где мы не знаем, о чём мы говорим и не знаем, истинно ли то, что мы говорим (Б. Рассел).
- Природа подобна женщине, которая любит наряжаться, и которая, показывая из-под своих нарядов то одну часть тела, то другую, подаёт своим настойчивым поклонникам некоторую надежду узнать её когда-нибудь всю (Д. Дидро).
- В слове “учёный” заключается только понятие о том, что его учили, но это ещё не значит, что он чему-нибудь научился (Г. Лихтенберг).
25. Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены неправильно. - Невежда имеет большое преимущество перед человеком образованным: он всегда доволен собою (Наполеон).
- Сомневаться во всём, верить всему – два решения, одинаково удобные: и то и другое избавляют нас от необходимости размышлять (А. Пуанкаре).
- Мысли философа как звёзды, они не дают света, потому что слишком возвышенны (Ф. Пуанкаре).
- Я люблю всех девятерых муз – надо искать счастья у возможно большего числа дам (Ф. Вольтер).
26. Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены неправильно - Л. Арцимович сказал: “Наука есть лучший современный способ удовлетворения любопытства отдельных лиц за счёт государства”.
- “Я не нашёл нигде в книгах указания о местонахождении земного рая”, - шутил Х. Колумб.
- На вопрос, ставить ли громоотвод на новое здание храма, Эдисон ответил: “Непременно. Провидение бывает иной раз очень рассеянным”.
- Учёный спрашивал, почему у меня такие хорошие студенты, и отвечал, потому что я сам не очень умный.
27. В каком слове произносится гласный [о]? - Голова
- Порядок
- Соловей
- Лёд
28. В каком слове произносится твёрдый согласный [т]? 29. В каком предложении есть фразеологизм? - Сажень – русская мера длина, равная 2 метрам 13 сантиметрам.
- Косым в математике называется острый угол.
- Он был высок, силён – косая сажень в плечах.
- Плечо в физике это часть рычага от точки опоры до точки приложения силы.
30. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания? - Ответственность
- Осмысливший
- Подлунный
- В городке
31. Какое из указанных слов данного ниже предложения является действительным причастием прошедшего времени? Совершенно обессиленного, дошедшего до крайней степени истощения, его подобрали крестьяне сожжённой деревушки Плав. - Совершенно
- Обессиленного
- Дошедшего
- Сожжённой
32. Какая характеристика соответствует данному предложению? Алексей Маресьев, тогда ещё лейтенант, был сбит в воздушном бою, упал в болотистом районе Калининской области, в глубоком тылу противника, в вековом девственном лесу. - Простое предложение с однородными членами
- Бессоюзное сложное предложение со значением последовательности
- Сложноподчинённое предложение, включает две грамматические основы
- Сложносочинённое предложение
33. Укажите предложение с грамматической (синтаксической) ошибкой. - Этот человек всегда спокоен и уверен в себе.
- Я поражаюсь твоим поведением.
- Ученик был преисполнен решимости в достижении своей цели.
- Я хочу поделиться своей радостью с друзьями.
34. В каком предложении нарушены нормы лексической сочетаемости? - В этом году вся страна отмечает шестидесятипятилетие великой победы в Великой Отечественной войне.
- В преддверии праздника участники войны совершили “Поход памяти” по местам морских сражений и опустили венки на месте гибели своих товарищей.
- В День Победы в Москве планируется проведение грандиозных мероприятий.
- Каждый человек должен стремиться оказать заботу и внимание ветеранам войны.
Ответы: 1. 4; 2. 3; 3.2; 4.2;5.3; 6.4; 7.1: 8.2; 9.3;10.2; 11.1; 12.3; 13.3; 14.4; 15.2; 16.4; 17.1 18.3; 19.1; 20.2; 21.1; 22.2; 23.3; 24.4; 25.4; 26.4; 27.4; 28.4; 29.3;30.3;31.3;32.1; 33.2; 34.4 Во время проверки работ выявляются типичные ошибки, обнаруживаются пробелы в знаниях. В колонку таблицы “Рекомендации учителя” ученикам, не справившимся с тем или иным заданием диагностической работы, записываю параграфы и страницы учебника, теоретический материал которых необходимо повторить и сдать, получив зачёт. В тетрадях “Моя подготовка к ЕГЭ” записываются сложные вопросы теории языка и обобщаются самые необходимые материалы по разделам лингвистики в схемах, таблицах, блоках. Вот темы, которые мы прорабатываем: 1) Орфоэпия (нормы ударения и произношения). 2) Лексические нормы (употребление слова). 3) Морфологические нормы. 4) Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастным оборотом). 5) Синтаксические нормы (нормы согласования и управления; построение предложений с однородными членами; построение сложноподчинённых предложений). 6) Грамматика. Текст. 7) Морфемный анализ слова. 8) Правописание Н и НН в суффиксах различных частей речи. 9) Правописание корней. 10) Правописание приставок, правописание на стыке приставки и корня. 11) Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. 12) Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н- и –НН-). 13) Правописание НЕ и НИ. 14) Слитное, дефисное, раздельное написание. 15) Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. 16) Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи. 17) Грамматические нормы (синтаксические нормы). На первых страницах тетради “Моя подготовка к ЕГЭ” помещаем “Словарь литературоведческих терминов”. И последнее, для уверенности в сдаче экзамена можно использовать известную притчу “Всё в твоих руках”. Я читаю её своим ученикам и надеюсь, она придаёт им силу. Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутыми ладонями и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет: живая, - я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет: мёртвая, - я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”. Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, живая или мёртвая?” И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: “Всё в твоих руках…”. Литература - Павлова М.А. Интенсивный курс повышения грамотности с помощью НЛП. М., 2000. Стр. 92.
- Сенина Н.А. Русский язык. Тематические тесты. ЕГЭ-2008: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2008. – 352 стр.
- Угроватова Т.Ю. ЕГЭ по русскому языку: учебно-тренировочные тесты и другие материалы для подготовки . –М.:АСТ; СПб.: Астрель – СПб, 2008. – 399 стр.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|