Преподавание литературы
Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 3814
Черноколенко Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы Презентации к уроку Загрузить презентацию (23,8 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Цели урока: - Обучающие:
- выявить ключевые идеи в повести А.С.Пушкина;
- показать актуальность этих идей сегодня.
- Развивающие:
- развитие умения анализировать художественный текст через решение познавательных задач и проблемных вопросов;
- развитие речи учащихся, навыков работы по рядам, исследовательской работы;
- развитие ассоциативного мышления.
- Воспитательные:
- пробудить чувство ответственности за свою жизнь и за свои поступки;
- увидеть и понять нравственные уроки повести.
ХОД УРОКА I слайд «Стадия вызова» Настоящий мастер никогда не поставит точку в своем произведении, оставив читателям множество вопросов. Пушкин – мастер, уже много, много лет как его нет с нами, а спорить по поводу его книг не прекращают. Спорят литературоведы, ученые, лингвисты, учителя, ученики. И нас с Вами ждет сегодня тоже интересный разговор. Слайд – японское жилище. Перед вами традиционное японское жилище, окна в котором сделаны из бумаги и традиционное японское стихотворение – хокку , написанное в 18 веке японской поэтессой Тие Скажите, о чем это стихотворение? Кто будет шалить, протыкая пальчиками дырки в окнах, кто обычно этим занят? Странно, почему же когда окна целы вдруг стало очень холодно? (Холод в душе, с ребенком что-то случилось, дом опустел) Мир дома наполняется светом, радостью и особым теплом, когда в доме есть дети, звучит детский лепет или смех. И, наоборот, отсутствие ребенка вызывает ощущение пустоты. А как японское стихотворение связано с повестью А.С.Пушкина «Станционный смотритель» (холод в душе Самсона после исчезновения Дуни приводит в трагедии). Итак, тема урока слайд тема, запишите в тетрадь. II слайд. Стадия осмысления Диктант «Истина – ложь» Вопросы: - Дочку станционного смотрителя звали Параша.
- Героя повести зовут Самсон.
- На картинках в комнате смотрителя была изображена история блудного сына.
- Рассказчик увез дочь смотрителя с собой.
- Фамилия гусара была Томский.
- Смотритель пошел искать дочь в Москву.
- Гусар обманул девушку и бросил ее на произвол судьбы.
- Смотритель вызвал обидчика на дуэль.
- В доме смотрителя после его смерти поселился пивовар.
- Дочь так и не посетила могилу отца.
Учитель: Вернемся к теме нашего урока. Как вы понимаете смысл темы? Выставите проблемы, вам понятен смысл слова проблема. Учитель: Да, правильно. Проблема – сложный вопрос, задача, требующая разрешения. Я вижу, вы задумались. Хорошо. Учитель: А слово нравственность о чем вам говорит? Как вы его понимаете? Если обобщить вышесказанное это духовные качества, которыми руководствуется человек, правила поведения, определяемые этими качествами. Учитель: Есть поступки, которые с точки зрения закона не наказуемы, но есть другой закон – закон совести. Тогда, наверное, нравственные проблемы – это проблемы с точки зрения их человечности, гуманности. Одну проблему мы уже затронули, сопоставляя стихотворение и пушкинский текст. Какую? (Проблема отношения детей и родителей) – А теперь поговорим о тех проблемах, которые помимо этой выделяет Пушкин? Это мы выясним, разгадав тезаурус. Тезаурус - «Любовь» Дуня и Минский
- «Война и мир» отец и Минский
- «Отцы и дети» Дуня и Вырин
- «Выбор пути» Дуня
- Маленький человек Вырин
- Лишние люди
– Итак, мы с вами выяснили, что все проблемы кроме одной затронул Пушкин в своей повести. Разгадайте слепую схему. – С какими героями мы встречаемся и почему события, которые мы анализируем, сплетает их в треугольник. – Это главные герои и мы будем говорить о них, потому что они по сюжету связаны между собой. – Произведение называется «Станционный смотритель». Как вы понимаете смысл названия? Как вы понимаете из текста, что такое станция? (Да, это место, где останавливаются проезжающие, чтобы сменить лошадей) – Ребята, во время Петра I был создан документ, в котором было указано распределение чинов от высшего к низшему. Так называемый табель о рангах. Сейчас для вас будет скинута информация. Слайд. – Сейчас по методу инсерт вы обработаете эту информацию. – Назовите мне информацию, которая для вас оказалась новой. – По данной таблице посмотрите, как называется чин 14 класса? – Где мы встречаем это словосочетание? (В эпиграфе). – Как вы поняли из таблицы, какой чин является самым высоким? – Почему повесть так называется? Почему чин, должность внесены в название и более того в эпиграф? Какая авторская мысль за этим стоит? (Автору важно подчеркнуть, что это чиновник самого низшего класса, которого легко обидеть) Он терпел унижение и даже побои от проезжих, которые вымещали на нем досаду за скверную погоду, за усталых лошадей, за плохое настроение. На голову смотрителя, как из рога изобилия, сыпались ругательства и оскорбления. В бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтобы только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца. Никакой благодарности, простого «спасибо», трудно дождаться от какого-нибудь генерала или фельдъегеря. Ребята, а как сам рассказчик относится к этим служителям почтовых станций. (Автор призывает своего читателя «вместо негодования» наполнить сердце свое искренним состраданием. Рассказчику, изъездившему много дорог, изведавшему не одно поколение ямщиков, знавшему каждого смотрителя в лицо, можно поверить). Вывод. Рассказчик на стороне станционного смотрителя, он сочувствует ему, сопереживает ему, отсюда и вытекает цель рассказывания «наполнить сердце состраданием». По ключевым словам восстановите события начала повести, используя прием «Визуализации». _________ не проклинал _________, _________ с ними не бранился? _______ в минуту _____ не требовал от _______ роковой _______, дабы ______ в оную _________ _______ жалобу на притеснение ________ и неисправность? – Как вы думаете, зачем Пушкин так точно указал время и место происходящих событий? (Хотел указать на достоверность). – Итак, в подтверждение этому, хочу показать вам, что существует деревня Выра, в которой с 1972 года существует музей «Домик станционного смотрителя». Слайд (музей на станции Выра) – Повествование ведется с позиции времени, т.е. рассказчик дожил до другого времени, а дороги там нет, нет станции, нет смотрителя. – Сколько поездок совершает рассказчик к домику станционного смотрителя? – Давайте определимся со временем года (первая в мае, вторая – зимой, третья – летом). Слайд (полная таблица) Время | Дуня | Самсон | Комната | Май | Девочка | Свежий | Комната с бальзаминами картины | Зима | Девушка | Спился | Комната без цветов | Конец августа | Взрослая замужняя женщина, трое детей | Умер | Комнаты нет, там живут чужие люди | – Из всего этого мы делаем вывод. Время выбрано не случайно. Зима – холодное время года, приносит холод одиночества в дом станционного смотрителя. Лето – пора созревания плодов. Для Дуни время осознания своих ошибок. Будучи сама матерью, она теперь понимает, какую боль причинила отцу, сбежав с Минским. – Расскажите о первом появлении Минского, отвечают ли его облик и поведение общеудобному правилу «Чин чина почитай». (Приезжий был в чине ротмистра, при разговоре требовал лошадей, возвысил голос и нагайку) – Чувствовал ли отец бедный смотритель, что Минский его обманывает и чем грозит его болезнь? (Нет, Вырин и Дуня искренне верят в болезнь Минского) Задание. Составить вопросы по методике «Цветок Блума» по данной ситуации. Задание по рядам: I ряд: Притворство гусара Составляют простые вопросы: Когда гусару стало хуже? Уточняющее вопросы: Правильно ли я понял, что гусар обманывал смотрителя и его дочь? II ряд: Встреча гусара и отца Интерпретационные вопросы: Как сделать так, чтобы попасть к Дуне? Творческий вопрос: Как вы думаете, чем закончится встреча смотрителя с гусаром? III ряд: Последняя встреча с Дуней Оценочные вопросы: Как вы думаете, в чем отличие образа Дуни от образа Минского и в чем их сходства? Практические вопросы: Как бы я поступил на месте смотрителя? – Почему же Минский так поступил со смотрителем, ведь Самсон очень по-доброму отнесся к нему? Почему он не боится, что смотритель будет на него жаловаться и почему же Самсон не жалуется? (Бесполезно, так как смотритель – мелкий чиновник, никто его не послушает) – Что показал Пушкин из взаимоотношений Вырина и Минского (социальное неравенство, судьбу маленького человека) – Но есть в тексте эпизод, в котором автор показывает нам, что «маленький человек» Самсон Вырин в нравственном плане выше Минского. Он честный труженик, любящий отец, человек, который знает, что не все в этом мире продается и покупается, он – гордый человек. – О каком эпизоде идет речь? (В этих смятых ассигнациях отношение к человеку) – А почему все-таки возвращается за деньгами? (Он маленький человек) Задание. Составить опорную схему в виде кластера «Образ Самсона Вырина» – Сейчас я бы хотела, чтобы вы сопоставили две картины. Слайд – одна картина Ильи Глазунова «Возвращение блудного сына» – вторая картина Помпео Батони «Возвращение блудного сына» – Мы с вами недавно читали библейскую притчу, а вот как два автора видят эту историю. Лабораторная работа «Мотив покаяния и прощения» Лингвистический эксперимент по анализу их сходства и различия. Работа в парах. История Дуни | История блудного сына | Нищета, комната убрана очень скромно, приезд в карете в шесть лошадей, с тремя барчатами и с кормилицей с черной Моськой | Нищета, трапеза со свиньями, покаяние, возвращение к старику-отцу | – Если еще раз взглянуть на картины художников мы видим, что каждый из детей вымаливает свое прощение. – Как вы думаете, почему рассказчик часто употребляет эпитет Бедная Дуня? (Она понравилась ему и он жалеет ее). – Почему уезжает Дуня? Было ли бегство с ее стороны? (Нет, это было похищение, доказательство тому, что отец сам посадил ее в коляску) – Был ли выбор у Дуни? В чем трудность ее выбора? (Выбор есть всегда. Дуня могла бы остаться с отцом, потому что знала как он ее любил. Минский мог открыто попросить руки дочери у отца. Дуня могла хотя бы написать отцу и сказать, что у нее все хорошо. Трудность ее выбора в том. Что она любит Минского и отца) Задание: составить синквейн по образу Дуни, покажите свое отношение к героине. – Что стало с отцом после похищения Дуни? (Заболел, начал много пить, спился, умер) – Почему Вырин спился и умер? (Хотя он выдел, что Дуня живет хорошо, он думал о том, что вдруг Минский ее обманет) – Счастлива ли Дуня? (Мы узнаем, что у нее трое детей). Слайд (Дуня на могиле) – Почему она плачет на могиле отца? (Ее счастье омрачено тем, что ее совесть не дает ей покоя) – Хочу спросить вас, так кто же оказался счастливее блудный сын или блудная дочь? (Сын, потому что он был прощен отцом, а Дуня нет) – Ну и в заключение: – С какими чувством Дуне жить до конца своих дней? (Осознанием св оей вины перед отцом) – А теперь о главном. Не забывайте своих родителей, чтобы ни было у вас горьких воспоминаний, чтобы не могли вы себя упрекнуть в невнимательности и неблагодарности по отношению к ним. Сейчас пора, когда вы в них нуждаетесь, но придет время, когда они будут нуждаться в вас и ваш долг – не забыть о них. Слайд. - Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце.А.С.Пушкин
- Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный – невозможно.
Слайд (нравственные уроки по священному писанию). Слайд. Рефлексивная минутка – Предлагаю вам ответить на вопросы: - О чем вас заставил задуматься А.С.Пушкин?
- Какие задания вы выполняли с удовольствием, какие вызвали у вас трудности?
Слайд домашнее задание. Напишите письмо на выбор - Самсону Вырину от Дуни
- Дуне от себя
- Родителям от себя
Литература: Использованы материалы фестиваля «Открытый урок» 565798, 569492, 576970, 2009 – 2010 гг
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|