Преподавание русского языка Маяковский – автор нового словаряNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2077 Сухопарова Ольга Борисовна, учитель русского языка Тема урока: Маяковский – автор нового словаря. (На материале лингвистического анализа стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче») Тип урока: урок-проект Цели урока:
Структура урока:
Методы и приёмы: презентация информационно-исследовательского проекта, работа с текстом, осуществление исследовательского и творческого мини-проектов. Оборудование урока: презентация учителя, выдержки из статьи В.Маяковского «Как делать стихи», раздаточный материал с заданиями для работы в группах, лист оценивания работы проектной группы, справочный материал «Функции авторских неологизмов в художественном тексте», учебник с текстом стихотворения, магнитная доска, на которой будут фиксироваться результаты исследования. Ход урока 1. Организационный момент. Акцентирование внимания на предстоящем исследовании. – Сегодня мы с вами продолжаем изучение и анализ стихотворения В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», в финале которого поэт утверждает мысль о высоком назначении поэта и поэзии. Предыдущий урок был посвящен анализу содержания стихотворения. Этот урок мы с вами посвятим особенностям языка этого произведения. – Мы сегодня с вами разбились на группы, и вы, конечно, догадались, что сегодня у нас урок-проект, и мы будем выполнять задания исследовательского характера. – Тема урока: В.Маяковский – автор нового словаря. 2. Актуализация опорных знаний. Обсуждение вопроса с целью перехода к использованию проектно-исследовательского метода. – В начале урока я предлагаю вам еще раз прослушать это стихотворение, название которого начинается со слова «необычайное», и ответить на вопрос, в чем его необычность. (Выразительное чтение стихотворения по ролям.) После прочтения стихотворения учащиеся замечают, необычно и содержание, и язык стихотворения. – В чем необычность стихотворения с точки зрения языка? 3. Актуализация предстоящего исследования. Формулирование с помощью педагога учебной цели исследования. – Чем необычен язык стихотворения? (Одна из особенностей языка – использование авторских неологизмов) В статье «Как делать стихи» В.Маяковский писал, что поэту необходимо «постоянное пополнение хранилищ, сараев черепа, нужными, выразительными, редкими, изобретенными, обновленными, произведенными и всякими другими словами» Он утверждал: «Новизна в поэтическом произведении обязательна. Материал слов, словесных сочетаний, попадающих поэту, должен быть переработан. Если для делания стиха пошел старый словесный лом, он должен быть в строгом соответствии с количеством нового материала. От количества и качества этого нового будет зависеть – годен ли будет такой сплав в употребление. Новизна, новизна материала и приема обязательна для каждого поэтического произведения». – Как вы понимаете эти слова поэта? – Зачем Маяковскому понадобилось создавать новые слова? (Определение цели исследования) – Авторские неологизмы могут выполнять в художественном произведении разные функции. (Роль неологизмов в художественном тексте)
4. Формулирование проблемы. Определение недостаточных знаний для решения задачи. – Вы сейчас выдвигали много гипотез. Для проверки этих гипотез я вам предлагаю разбиться на группы. Каждая группа получает задание найти неологизмы в тексте (отрывке) стихотворения, определить их лексическое значение и роль в тексте. Оформить результаты исследования нам помогут операторы. Результатом нашей совместной работы на уроке будет создание «Словаря неологизмов Маяковского» 5. Выдвижение гипотез, предположений. Групповая проблемная работа по обсуждению проблемы, поиск способов решения учебной исследовательской задачи. Обсуждение способов действий. Задание. – Найдите неологизмы – новые слова, созданные поэтом, и объясните их значение. – Мог ли В.Маяковский обойтись без новых слов? – Какую роль они играют в тексте? (Работа в проектных группах. Подготовка к выступлению – защите творческих проектов.) 6. Проверка гипотез. Предъявление результатов групповой проблемной работы. Обсуждение результатов групповой проблемной работы. (Выступление групп.) Во время выступления каждой из групп результаты исследования фиксируются в виде таблицы:
Во время выступления каждой группы остальные оценивают ее работу, заполняя таблицу: Лист оценивания работы проектной группы
7. Формулирование выводов. Обобщение на основе выслушанных гипотез. Создание «Словаря неологизмов В.Маяковского» Каждая из групп получает задание составить словарную статью о каждом из неологизмов, над которым работала, по заданию. Задание. – Составьте словарную статью для «Словаря неологизмов В.Маяковского» о каждом из авторских неологизмов по плану:
Образец выполнения задания: ДЕЛИТЕЛЬ. Число или величина, на которую делится делимое. Общий делитель (Словарные статьи о каждом из авторских неологизмов вывешиваются на магнитную доску.) 8. Закрепление. Применение нового знания. – По моей просьбе ребята провели эксперимент, переделали концовку стихотворения. – Понаблюдайте, что изменилось. Проверка индивидуального домашнего задания: переделка концовки стихотворения с заменой неологизмов на общеупотребительные слова. Во время чтения учащиеся сравнивают «переделки» с оригиналом, текстом Маяковского. Пойдем, поэт, – Зачем Маяковскому понадобилось создавать новые слова – неологизмы? – О чем говорит многообразие функций неологизмов? 9. Подведение итогов урока. Самооценка и взаимооценка достигнутых результатов, способов их получения и эффективности взаимодействия с одноклассниками. 10. Определение содержания домашней работы. Домашнее задание как продолжение работы над учебным исследовательским проектом. Обсуждение выступлений групп. Оценка групповой работы с помощью таблицы. Оценка работы каждого участника группы руководителем проектной группы с помощью таблицы: Лист оценивания работы участников проектной группы.
Выставление учителем оценок за урок. Домашнее задание как продолжение работы над учебным исследовательским проектом:
Индивидуальное задание: Обложка «Словаря» Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |