Преподавание литературы "Я сибирской породы…" (сценарий вечера-портрета)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1259 Позднякова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы Изо всех сил буду стараться рассказать правду о людях, какую знаю, живя с ними в одно время. В зале портрет В.Шукшина, цветы, гроздья рябины, книжно-иллюстративная выставка, музыкальная обработка песни "Вниз по Волге-реке". 1 ведущий 35 лет отделяют нас от того дня, когда остановилось сердце Василия Макаровича Шукшина. 35 лет: А искусство его, его человеческий талант продолжает жить, тревожить: Явление Шукшина. Его не понять вне пространства земли и воздуха родного Алтая. Самой личностью своей, самой внешностью "он был похож на свою Родину". (на экране документальный фильм "На родине Шукшина") 1 чтец Василий Шукшин. Признание в любви. ":Мое ли это - моя родина, где я родился и вырос. Мое. Говорю это с чувством глубокой правоты, ибо всю жизнь мою несу родину в душе, люблю ее, жив ею, она придает мне силы. Когда случается трудно и горько: Я не выговариваю себе это чувство, не извиняюсь за него перед земляками - оно мое, оно - я. Не стану же я объяснять кому то ни было, что я есть на этом свете. Пока это, простите за неуклюжесть, факт." (слова Шукшина звучат на фоне песни в исполнении матери "Думу свою донести") 2 чтец В.Шукшин , из статьи "Только это не будет экономическая статья" "Больно вспоминать. Мне шел семнадцатый год, когда я ранним утром, по весне, уходил из дома. Мне еще хотелось разбежаться и прокатиься на ногах по гладкому, светлому, как стеклышко, льду, а нпдо было уходить в огромную неведомую жизнь, где ни одного человека родного или просто знакомого. Было грустно и немножко страшно. Мать проводила меня за село, перекрестила на дорогу, села на землю и заплакама. Я понимал, ей больно и тоже страшно, но еще больней, видно, смотреть матери на голодных детей. Еще там оставалась сестра, она маленькая. А я мог уйти. И ушел." 2 ведущий Он уходил тогда не только по зову сердечному (очень еще смутному). Он просто уходил. Из-за куска хлеба. Не лишнего, а насущного куска, которого не было. Вини войну: Но что же было с ним дальше, потом? Вот его рассказы, статьи, романы, немногочисленные сохранившиеся письма. Вот - опубликованные и неопубликованные воспоминания друзей и знакомых. Вот - свидетельства очевидцев, легенды, наконец: (музыка "Вернулся я на Родину" в исп. Л.Утесова) Ушел из деревни в 1946 году, вернулся туда после своих скитаний и военно-морской службы - в 1952 году. Вася Шукшин, шестнадцатилетний юноша, бог весть куда едущий и бредущий под песни фронтовиков по весенней России 1946 года, был дважды сирота. "А вот мать моя, - скажет в наброске документального сценария. - Дважды была замужем, дважды осталась вдовой. Первый раз овдовела в 22 года, второй раз в 31 год, в 1942 году". Родного отца Шукшин по малолетству не запомнил, а отчима полюбить успел. 3 ведущий Только исполнилось Василию 25, как он снова покинул родимые края. Для поездки в столицу нужны были деньги, и немало по тем временам. Пришлось продать хорошую телочку. Но сделала это мать не только под несокрушимым нажимом сына, а потому что почувствовала в его непонятном для нее намерении выстраданность и боль, высокую, ощущаемую только любящим сердцем матери устремленность. Кто-кто, а она не могла не видеть, как измаялся к этому времени душой Вася, как жадно он что-то писал на листках бумаги по ночам. 1 чтец В.Шукшин: "Меня спрашивают, как это случилось, что деревенский парень все бросил и уехал в Москву в Литературный институт (правда, тут меня, понятное дело, не приняли - за душой не было ни одной написанной строки: поступил на режиссерский факультет в мастерскую М.И.Ромма). Сама потребность взяться за перо лежит, думается, в душе растреваженной, трудно найти другую причину, чем ту, что заставляет человека, знающего что-то, поделиться своими знаниями с другими людьми". 4 ведущий Вступительные экзамены в оба вуза он сдавал почти параллельно, он жил среди в гиковской абитуры, и, чем больше общался с "киношниками", тем сильнее ему хотелось поступить именно в этот, единственный в мире институт. Шукшин вспоминает: "И, конечно, не забуду, как на собеседовании во ВГИКе меня Охлопков - сам! - прикупил: Вышел к столу, сел: Охлопков сеоьезно так спрашивает: "Слышь, земляк, а где сейчас Виссарион Григорьевич Белинский работает? В Москве или в Ленинграде?" Я оторопел. "Критик-то который?.."-"Ну да, критик-то:" - "Дак он вроде помер уже:" А Охлопков подождал и совсем серьезно: "Что ты говоришь!" Смех, естественно, вокруг, а мне-то каково?.. " Потом, после ВГИКа, случилось четыре года подряд пустоты - и виновника здесь не найдешь: не было прописки, вот и не снимал. Правда, пока учился и жил в общежитии - "четыре гаврика в одной клетке", написал "Любавины, роман". 1 ведущий И все-таки четыре года: Их не вернуть, хоть тресни. Чтобы стать режиссером, которым уже был, надо было совсем малое - штамп в паспорте: В тридцать пять получил. И лед тронулся: (фрагмент из фильма, где Шукшин - актер) 1 чтец В.Шукшин, из статьи "Вопросы самому себе" "Если ты посмотрел умный фильм, где радуются, горюют, любят, страдают, обманывают, обретают себя живые люди, значит тебе предложили подумать о самом себе. Тебе показали, как живут такие-то и такие-то, а ты задумаешься о себе . обязательно. В этом сила живого, искреннего, реалистического искусства. Если авторы сами радуются хорошему, если ненавидят дурное в людях и если все это - правда, если сам ты знаешь, что в жизни так бывает, как тебе только что показали, то ты не захочешь спрашивать: на кого быть похожим? На себя, только станешь умнее, крепче, отзывчивее". 2 ведущий ":Но вот и диплом, а что с ним, скажите, делать? Совсем недавно сростинский киномеханик объявлял, что нынче в клубе будет показываться художественный фильм "Два Федора", в котором: Сеансы были "битковыми", как говорится, яблоку негде упасть: Зал будет столь же переполнен и тогда, когда покажут "Золотой эшелон". И о простой истории будут говорить долго в Сростках. Будут роли, многие роли, ныне из которых Шукшин спустя время сам посчитает дежурными и проходными: Роли будут, но режиссер Шукшин будет неизвестен вплоть до 1964 года. А в 1960 году и еще два года у "дипломированного молодого специалиста" ни московской прописки, ни постоянной работы, ни угла своего, а ему уже тридцать один, тридцать два, тридцать три: Москва , как известно, слезам не очень верит, да и не умеет и не собирается плакаться дяде доброму в жилетку этот человек:" 3 ведущий Шукшин после защиты диплома обитал в Москве на птичьих правах, без прописки. Постоянно носил с собой маленький чемоданчик, в котором свободно умещалось все его добро: рукописи и единственная смена белья. 4 ведущий Вот несколько эпизодов из воспоминаний о тех годах Ольги Румянцевой, сотрудницы журнала "Октябрь". ":Любил вечера, когда мы все после работы собирались дома, читали что-нибудь или рассказывали. Вася приходил и устраивался непременно в углу. А иногда садился почему-то на пол, на корточки, и негромким голосом начинал петь. Он любил песни. Пел разные, больше сибирские". (запись песни "Миленький ты мой") 1 ведущий "Сельские жители" - первая книга В.Шукшина - увидела свет в середине лета 1963 года в издательстве "Молодая гвардия". Критикой она была встречена весьма благожелательно. Все рецензенты отмечали незаурядный талант молодого писателя, его яркую и ограниченную самобытность. (звучит фрагмент из записей рассказов В.Шукшина) 2 ведущий В 1964 году состоялся еще один творческий дебют - в кинематографе: на экраны страны вышел его первый фильм - "Живет такой парень". 3 ведущий Вчитываясь в воспоминания актеров и других киноработников, слушая их устные рассказы, знакомясь с различными интервью, журналистскими отчетами о съемках, репортажами, приходишь к такому заключению: Василий Макарович и в самом деле "учил" и "проверял"(точнее - вскрывая потенциальные возможности актера), но - как! Не самоцельно, не специально, исподволь, попутно, ни о какой "учебе" и "проверке" не помышлял, памятуя лишь о правде и движении жизни в фильме. Шукшин стремился создать на съемках такую внутреннюю атмосферу, при которой артистам казалось, что все движется само собой, легко и просто, собственными их стараниями. (на экране фрагмент из фильма "Живет такой парень") 4 ведущий К концу 1965 года работа над вторым фильмом "Ваш сын и брат" была закончена, а вскоре после Нового года режиссер его угодил в больницу. 1 чтец В.Шукшин, из рабочих записей: "Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил себе пожить расслабленно, развалившись. Вечно напряжен и собран. И хорошо, и плохо. Хорошо - не позволил сшибить себя, плохо - начинаю дергаться, сплю с зажатыми кулаками: Это может плохо кончиться, могу треснуть от напряжения". 1 ведущий Хотя и признавался Василий Макарович, что "загнал себя настолько, что - ни в какие ворота", хоть и сознавал всю пагубность перегрузок для своего и без того не очень крепкого организма, но никаких соответствующих выводов из этого так и не сделал, вернее запретил себе их сделать. "Вот, думаю, как много угробил времени зря: Сейчас надо крепче делать" - с такими мыслями Шукшин вступил в новый главный период своей жизни - зрелость. Он теперь не толь не щадит себя, но и тратит так, как будто заранее точно знает: жить остается семь-восемь лет: (музыка из фильма "Живет такой парень") 2 ведущий 1968, 1969 годы прошли у Шукшина в высочайшем творческом и житейском напряжении. Лучше всего об этом свидетельствует письмо Василия Макаровича матери и сестре: Чтец "Здравствуйте, дорогие мои! Пишу вам из Венгрии, из Будапешта. Я здесь в связи со съемками одного фильма. Как актер. Дней на десять. Дома все, слава богу, все хорошо. Дети здоровы, но дают прикурить. С этой картиной ("Странные люди") вроде все в порядке. Но сдавал я ее восемь месяцев. Устал, изнервничался. Может зимой на курорт съезжу. Каждый год предлагают поехать, мне все некогда. Сниматься в фильме "У озера" закончил. Осталось еще в Ленинграде в фильме "Любовь Яровая" (комиссар Кошкин) и вот здесь - венгеро-советском "держись за облака". Тут вовсе мало - эпизод. Приеду домой, пошлю вам денег побольше. Теперь будут Здоровье у меня хорошее. Устаю только. Закончил роман о Степане Разине и сборник рассказов. Роман будет называться "Я пришел дать вам волю". Сборник "Земляки" должен выйти в конце года. Ну, и скоро, очевидно, начну свой фильм. Или о Степане Разине, или современный - еще не знаю. С работой беспросветно. Присвоили звание - заслуженный деятель искусства РСФСР. Квартиру должны скоро дать, дом строят. Дом будет великолепный. Квартира четырехкомнатная - с кабинетом, с детской, спальне, залом. В центре Москвы. Ничего, жить можно, дал бы нам всем бог здоровья. Родных людей теперь становится больше, обо всех болит душа. Соскучился по ребятишкам. Ну, целую вас, дорогие мои. Василий." 3 вед. Но зачем, зачем он так много снимался в эти годы? Понятно, скажем, и оправдано его участие в фильме Сергея Герасимова "У озера". Но так ли уж надо, необходимо было сниматься в "Любови Яровой", в "Держись за облаками", в "Освобождении", а затем в "Даурии", чуть раньше - в "Мужском разговоре"? конечно, фильмы эти и тогда "смотрелись", и сейчас воспринимаются неплохо, но: разве не лучше было для всех нас, если бы энергия, силы и здоровье, отданные этим картинам, пошло бы на другое: новую книгу, новый фильм авторский, например. Особенно если учесть, что сценарий "Печек-лавочек" был в 1969 году уже практически готов: 4 ведущий Зачем? А затем, что художник живет не на облаке, у него не только семья, у него сестра, которая одна растит двоих детей, его матери шестьдесят лет, а пенсии она, хоть и работала всю жизнь, не получает (каких-то справок не нашлось). ":Пошлю вам денег побольше. Теперь будут". Значит, не было, значит, надо было их зарабатывать. 1 ведущий 1970 год. Известный советский кинорежиссер Глеб Панфилов вспоминает: "Шукшин в бороде Степана Разина, в кепочке массового пошива и в плаще неизвестного происхождения едет в Парижский киноцентр на премьеру своей картины "Странные люди" и моего "Начала". Тогда я подумал о нем - какое удивительное сочетание скифской дикой силы с незащищенностью ребенка. Вот таким он мне и запомнился - властный, пронизывающий взгляд и худое слабое тело. Голова бунтаря - и тонкая щиколотка усталой ноги, которая болталась в неуклюжем ботинке. Он внимательно, как прилежный ученик, вслушивался в то, что нам говорили, и, казалось, не чувствовал, не понимал, какой силой обладает:" 1 ведущий Глеб Панфилов заканчивает: "Мы встретились через два года на лестнице, он бежал вниз, я наверх. - Слушай! - крикнул он на ходу. - Ну как ты, жив-здоров? - Спасибо. Ничего: А ты..? - Тоже ничего: И мы расстались на два года. И все бывало недосуг мне с ним поговорить. То уезжает он, то я. Вечных этот недосуг, эта надежда на завтра, которое, бывает, так и не наступает. Некогда, некогда, некогда:" 2 ведущий Но ведь и правда было некогда, особенно Шукшину. Словно девятый вал работы его захлестнул в начале семидесятых. 1970-й год - опубликовано десять новых рассказов, 1971-й год - семнадцать, 1972-й год - еще десять. Кроме того, написаны: предисловие к сборнику рассказов и повестей Василия Белова, сценарий "Иван Степанович" для фильма "Пришел солдат с фронта", Н.Губенко, набросок документального сценария "Вот моя деревня:", рецензия на повесть Скалона "Живые деньги", статья памяти М.И.Ромма, снялся в "Даурии" и "Освобождении",консультировал экранизацию "Любавиных" (режиссер Л.Головня), снял "Печки-лавочки", где сыграл главную роль. В конце 1972 года написаны "Калина красная", "Версия", "Ванька Тепляшин", "Гена Пройдисвет". А сколько еще бесед, интервью: Не слишком ли много для одного человека!.. А Василий Макарович будет искренне утверждать обратное: работаю в литературе непрофессионально. 3 ведущий Юрий Скоп - известный писатель, хорошо знавший Шукшина, говорил: "Шукшин - универсал. Актер, режиссер, драматург, писатель: Кому-то это не понятно и раздражает. Слыхивать приходилось разговоры, в которых судят его за данное "многостаночие". Неправильно судят. Не по уму: Макарыч, сам с собой, во всех ипостасях - единомышленник одно лишь дополняет другое, образуя и объемность, и глубину..." (запись фрагмента из спектакля "Энергичные люди") 1 чтец Василий Шукшин: "Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту: Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверные тяжести победы, наши страдания - не отдавай всего того за понюх табаку. Мы умеем жить. Помни это. Будь человеком." 4 ведущий Валентин Распутин, из статьи "Твой сын, Россия, горячий брат наш: будь человеком:". "Все, что сделал Шукшин в искусстве, освящено у него этим требовательным понятием, этой страстью и этой болью, которым он заставил внимать всех - кто умеет и не умеет слушать. Не было у нас за последние десятилетия другого такого художника, который бы столь уверенно и беспощадно во всякую человеческую душу и предлагал ей проверить, что она есть, в каких просторах и далях она заблудилась, какому поддалась соблазну, ил, напротив, что помогло ей выстоять и остаться в верности и чистоте. Читателям и зрителям Василия Шукшина была и остается вся Россия от самых высоких умов до самых падших душ, его талант - это прежде всего голос совести." 1 чтец "Нравственность есть правда. Не просто правда, а Правда. Ибо это мужество, честность, это значит жить народной радостью и болью, думать, как думает народ, потому что народ всегда знает Правду." 1 ведущий Михаил Александрович Шолохов: "Не пропустил он тот момент, когда народу захотелось сокровенного. И он рассказал о простом, не героическом, близком каждому так просто, негромким голосом, очень доверительно. Отсюда взлет и тот широкий отклик, какой нашло творчество Шукшина в сердцах многих тысяч людей:" (на фоне музыки) 2 ведущий Те, кто провожал его в последний путь, никогда этого не забудут. А провожали, прощались тысячи. Сергей Герасимов сказал на одном из первых вечеров памяти Шукшина, сто подобных похорон деятелей культуры Россия не помнит со времен прощания с Львом Толстым: Не так уж мало:Но все стоит, стоит перед глазами всенародное молчание, клятвенное прощание с ним: пламенеет на тесной могиле Новодевичьего кладбища калина красная: Москва, Россия прощалась с одним из лучших своих сынов навсегда, как святыню, оставляла в своей памяти, в своем сердце: 3 ведущий Как святыню? Именно так! Никакой натяжки, никакого гиперболизма в этом сравнении нет: констатация факта, не более. Смерть Шукшина была воспринята как величайшая утрата, оплакана, как самое большое горе. В первый месяц его похорон в редакции. На телевидение, в Комитет по кинематографии пришло более ста шестидесяти тысяч писем. С пронзительной силой эти общие чувства были переданы в стихах. Не менее ста стихотворений откликов - опубликованных и неопубликованных - появилось на смерть Шукшина. 1 ведущий
Далее читаются стихи, посвященные В.М.Шукшину. В заключении звучит запись песни Высоцкого "Памяти Шукшина". Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |