Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок литературы "Русский футуризм". 11-й класс
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок литературы "Русский футуризм". 11-й класс


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 2732

Богачёва Ольга Алексеевна, учитель русского языка и литературы

Цель урока:

  • дать представление об исторических условиях зарождения футуризма;
  • выявить основные черты этого литературного течения.

Образовательные задачи:

  • рассмотреть исторические, культурологические причины возникновения футуризма;
  • дать общее представление о раннем творчестве В.Маяковского и В.Хлебникова;
  • ознакомить учащихся с основными принципами футуризма, его художественными особенностями;
  • закрепление навыков анализа стихотворения, анализа теоретических источников.

Развивающие задачи:

  • развитие познавательных способностей учащихся;
  • развитие аналитического мышления учащихся;
  • развитие проблемного мышления учащихся.

Воспитательные задачи:

  • формирование толерантного отношения к различным способам творческого самовыражения;
  • формирование чувства гордости за отечественную культуру начала 20 века;
  • формирование эстетического вкуса учащихся.

Методы обучения: использование элементов проблемного метода обучения.

Используемые формы работы:

  • элементы лекции учителя;
  • фронтальная беседа;
  • составление словаря стихотворения;
  • работа с теоретическим источником в парах;
  • синквейн.

Дидактические материалы, ТСО:

  • компьютерная презентация “Русский футуризм” (см. Приложение 1),
  • отрывки из манифеста “Пощечина общественному вкусу” (см. Приложение 2)

1 этап.

Добрый день. Сегодня мы с вами будем говорить об одном из самых необычных и своеобразных литературных течений начала 20 века – русском футуризме. В течение урока мы попробуем сформировать ваши представления о нем, попытаемся встать на позицию современников, что могло вызвать (и вызывает до сих пор) неприятие творчества этих поэтов, закрепим навыки анализа стихотворения и теоретических литературных источников. Запишем тему урока: “Русский футуризм”.

2 этап

1909 год. Итальянский поэт Филиппо Томмазо Маринетти публикует “Первый манифест футуризма”, в котором провозглашает смерть старого и рождение нового искусства, именуемого футуризмом (от латинского fytyrym – будущее).

1910 год. Санкт-Петербург. В России выходит сборник “Садок судей”. Книга была напечатана на обратной стороне обоев, что доставило много неудобств наборщикам – мел обоев забивал буквы. Широкая публика почти не заметила эту первую ласточку русского футуризма, но зато второй их сборник “Пощечина общественному вкусу” вызвал куда больший резонанс. Еще бы! Ведь он открывался декларацией, полной призывов сбросить Пушкина и других классиков с парохода современности. Естественно, что он вызвал очень неоднозначную оценку как читателей, так и профессиональных литераторов.

Например, И. А. Бунин высказался так:

“Что только не проделывали мы за последние годы с нашей литературой,… каким богам не поклонялись? И дошли до самого плоского хулиганства, называемого нелепым словом “футуризм ”.

А известный критик и писатель М. Осоргин отмечал:

“Если Италия – страна вековой культуры, то Россия может похвалиться лишь зачатком молодой культуры. … Поход молодых итальянцев против своей застывшей, окаменевшей культуры может быть и вздорным, но он объясним… Нам баловаться рано: права не имеем, не заслужили”.

Впрочем, он явно недооценивал русских ниспровергателей основ культурного наследия. Русские футуристы прямо заявляли, что пришли в культуру поэтического слова самостоятельно. А Велимир Хлебников, чтобы подчеркнуть, независимость отечественного футуризма от итальянского придумал термин “будетляне”.

Так кто же такие футуристы: бездарная молодежь, делающая себе пиар на скандале или представители нового искусства? Этот вопрос и будет главным вопросом урока, а вы попробуете ответить на него в конце занятия. И чтобы ответить на него попробуем ответить на следующие под вопросы:

  • как исторически было обусловлено появление футуризма;
  • какими представляли футуристы мир и человека;
  • что нового они внесли в практику художественного слова?

Надеюсь, что к концу урока вы сумеете письменно сформулировать черты футуризма как литературного течения.

3 этап

  • Давайте вспомним, что отличало общественную жизнь начала ХХ века?

(Ответ учащихся)

Кризис общественной жизни. Кризис духовности. Мир рушится, нет нравственной опоры. Ускоряются темп и ритм жизни. Классическая литература 19 века, а точнее, ее художественные приемы и средства, не могут передать весь комплекс противоречий 20 века, духовный мир человека 20 века. Отсюда – появление модернизма. Мировоззрение уходящего дворянства и интеллигенции сумели выразить символисты и акмеисты. Выразителем кого выступали футуристы?

Надо отметить, что состав их был неоднороден. Среди футуристов выделялись эгофутуристы (И. Северянин), объединение “Центрифуга” (Н.Асеев, Б. Пастернак) и группировка, являющаяся наиболее известной: кубофутуристы или будетляне (.Давид Бурлюк, В. Маяковский, В.Хлебников)

Все они были провинциалами: Давид Бурлюк с Украины, В. Маяковский родился в Грузии, В. Хлебников – из Астраханской губернии. Поэтому литературные высоты им приходилось брать нахрапом, преодолевая чудовищное преодоление столичных “штучек”, и атмосфера скандала неизбежно сопровождала их публичные выступления.

“Перед выходом нашим на эстраду сторож принес поднос с 20 стаканами чая. А когда вышли мы (Маяковский в желтом распашоне, в цилиндре на затылке, Бурлюк – в сюртуке и желтом жилете с расписанным лицом, я – с желтыми нашивками на пиджаке и с нарисованным аэропланом на лбу, когда прежде всего сели пить чай, - аудитория гремела, шумела, орала, свистала, вставала, садилась, хлопала в ладоши, веселилась. Скандалом и закончилось”.

Итак, перед нами провинциал, ставший горожанином. Каким же увидели они мир города?

Анализ стихотворения В. Маяковского “Адище города”

  • Какова тема стихотворения, где она заявлена?
  • Отражает ли название стихотворения только тему?
  • Какое художественное средство используется в названии? Какой словообразовательный прием?
  • Найдите в тексте метафоры, раскрывающие сущность метафоры заглавия.
  • Что они передают? (Наступление города, техногенной агрессии.)
  • Какова роль образа “старикашки”? Каково значение суффикса в этом слове? (Тема маленького человека раскрывается по-новому. Он вызывает одновременно и жалость и презрение.)
  • Какое природное явление изображено в последних строках стихотворения? Какая стилевая лексика используется для создания этого образа? (Закат. Используется грубопросторечная лексика.)
  • Какой традиционный поэтический символ использует поэт?(Луна.) Какие эпитеты определяют его?
  • Почему, на ваш взгляд, поэт полностью отрицает классическую традицию изображения природы?
  • Каким же видят мир футуристы?

Итак, мир города подавляет человека, он пошл, антиэстетичен и страшен. А каков же человек этого нового мира? Кто его “Адам и Ева”?

Анализ стихотворения В. Маяковского “Нате!”

  • Какие лирические герои присутствуют в стихотворении?
  • Найдите изобразительно-выразительные средства, рисующие образы мужчины и женщины (1 вариант) и рисующие образ поэта (2 вариант).
  • Как в названии стихотворения подчеркивается противопоставление этих образов? (Противопоставление традиционно для русской литературы: поэт – толпа).
  • Почему и при изображении поэта используется просторечная лексика? (Поэт – тоже вышел из этого пошлого мира, в нем есть черты этих людей, - в этом необычность трактовки темы).

Итак, лирический герой футуризма – представитель массы, толпы, его отличают бунтарство, анархичность. Он бросает вызов антиэстетичности этого мира. Поэтому стихотворения ориентированы на произносимый, а не читаемый стих, лирический герой пытается “докричаться” до слушателя, шокировать его, что требовало эксперимента в области ритма и рифмы.

Но что герой может противопоставить этому миру?

Анализ стихотворения В. Маяковского “А вы могли бы?”

  • Составьте словарь стихотворения, выписав его лексику по частям речи. (см. Презентацию.)
  • Слов какой части речи больше?(Преобладают существительные, словарь номинативен – определен предметами.)
  • На какие группы делится именная лексика? (Поэтическая лексика – слова с значением яркости, необычности – и бытовая, обиходная лексика.).
  • Какую опозицию заявляет название стихотворения? (Я – ВЫ.)
  • Как мы ее интерпретируем? (Я – яркость, поэзия; ВЫ – быт, пошлость.)
  • Рассмотрим глаголы. Отгораживают ли они бытовые и поэтические поля значений? (Нет, указывают на их слитность – это глаголы контакта или художественного действия.)
  • Где найден океан?
  • “Зовы новых губ” прочтены где?
  • На чем играется ноктюрн? (Поэтические значения раскрываются для “Я” в толще бытовых.)
  • Бытовая лексика напоминает какой жанр живописи? (Натюрморт сезанновской школы.)
  • С какими живописными глаголами используется бытовая лексика?

Таким образом, “Я” строит новую модель поэтического мира, где студень и океан – синонимы, что опровергает принципы классической поэзии и выстраивает новое противопоставление: “Я” – яркость, слитность поэзии и быта; “ВЫ” – пошлость, противопоставление поэзии и быта.

Почему, на ваш взгляд, футуристы отвергают старое культурное наследие?

Итак, фундаментальная идея футуристов – это мечта о рождении сверхискусства и создание мира, в котором жили бы по законам искусства.

Но такое искусство требует и новых способов выражения.

  • Проанализируйте отрывки из Манифеста “Пощечина общественному вкусу” и выявите причины “недовольства” футуристов существующим языком.
  • Что они называли производными и производимыми словами? (Работа в парах).

Примерно тот же процесс происходит в это время и в живописи. (Демонстрация картин А. Лентулова – см. Приложение 1.) Художники-кубисты изображали не сам предмет, а его проекции. Футуристы (а многие из них прекрасно рисовали) использовали в поэзии ту же систему сдвигов, разлагая слова на составные части (первоэлементы) и свободно монтируя их между собой.

Анализ стихотворения В.Хлебникова “Кузнечик”.

  • Попробуйте найти вновь образованные авторские словоформы и предположить, из каких слов-первоэлементов они образованы.
  • Какова основная мысль стихотворения?

Приложение 3

Итак, еще одна черта футуризма – это поиск раскрепощенного слова и эксперименты по созданию нового языка.

4 этап

В начале урока вам было предложено сформулировать принципы футуризма. Посмотрим, как вы с этим справились. Но так как мы с вами изучаем поэзию, то проверку проведем, попытавшись составить своеобразное стихотворение, называемое синквейном. Попробуйте:

  • Подобрать к слову “футуризм” 2–3 прилагательных или причастия, выражающих, на ваш взгляд, сущность этого течения. (Бунтарский, преобразующий.)
  • 2–3 глагола (наступать, изменять, создавать).
  • Подберите фразу или выражение, которое, на ваш взгляд, ассоциируется с этим понятием, выражая, сущность этого течения. (Даешь новый мир, построенный по законам искусства!!!)
  • Подберите слово, выражающее, на ваш взгляд, сущность этого течения в литературе. (новое искусство, протест, авангард).

А закончить наш урок я хочу словами М.Горького:

“Их много ругают, и это, несомненно, огромная ошибка… Их породила сама жизнь, наши современные условия… Как бы смешны и крикливы ни были наши футуристы, но им нужно широко раскрывать двери, широко, ибо это молодые голоса, зовущие к молодой новой жизни”.

5 этап.

Домашнее задание. Написать манифест от лица футуристов, воспроизведя в нем стилевые черты течения.

Литература

  1. Русская поэзия ХХ века. Антология. Ч. 1. М.: “Советская Россия”, 1991.
  2. Серебряный век. Поэзия. Книга для ученика и учителя. М.: АСТ Олимп, 1997, с. 664-666.
  3. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 2. ХХ век. / Глав. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001. с. 38–48, 338–351.

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21