Преподавание литературы Урок литературы "Русский футуризм". 11-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2732 Богачёва Ольга Алексеевна, учитель русского языка и литературы Цель урока:
Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Методы обучения: использование элементов проблемного метода обучения. Используемые формы работы:
Дидактические материалы, ТСО:
1 этап. Добрый день. Сегодня мы с вами будем говорить об одном из самых необычных и своеобразных литературных течений начала 20 века – русском футуризме. В течение урока мы попробуем сформировать ваши представления о нем, попытаемся встать на позицию современников, что могло вызвать (и вызывает до сих пор) неприятие творчества этих поэтов, закрепим навыки анализа стихотворения и теоретических литературных источников. Запишем тему урока: “Русский футуризм”. 2 этап 1909 год. Итальянский поэт Филиппо Томмазо Маринетти публикует “Первый манифест футуризма”, в котором провозглашает смерть старого и рождение нового искусства, именуемого футуризмом (от латинского fytyrym – будущее). 1910 год. Санкт-Петербург. В России выходит сборник “Садок судей”. Книга была напечатана на обратной стороне обоев, что доставило много неудобств наборщикам – мел обоев забивал буквы. Широкая публика почти не заметила эту первую ласточку русского футуризма, но зато второй их сборник “Пощечина общественному вкусу” вызвал куда больший резонанс. Еще бы! Ведь он открывался декларацией, полной призывов сбросить Пушкина и других классиков с парохода современности. Естественно, что он вызвал очень неоднозначную оценку как читателей, так и профессиональных литераторов. Например, И. А. Бунин высказался так: “Что только не проделывали мы за последние годы с нашей литературой,… каким богам не поклонялись? И дошли до самого плоского хулиганства, называемого нелепым словом “футуризм ”. А известный критик и писатель М. Осоргин отмечал: “Если Италия – страна вековой культуры, то Россия может похвалиться лишь зачатком молодой культуры. … Поход молодых итальянцев против своей застывшей, окаменевшей культуры может быть и вздорным, но он объясним… Нам баловаться рано: права не имеем, не заслужили”. Впрочем, он явно недооценивал русских ниспровергателей основ культурного наследия. Русские футуристы прямо заявляли, что пришли в культуру поэтического слова самостоятельно. А Велимир Хлебников, чтобы подчеркнуть, независимость отечественного футуризма от итальянского придумал термин “будетляне”. Так кто же такие футуристы: бездарная молодежь, делающая себе пиар на скандале или представители нового искусства? Этот вопрос и будет главным вопросом урока, а вы попробуете ответить на него в конце занятия. И чтобы ответить на него попробуем ответить на следующие под вопросы:
Надеюсь, что к концу урока вы сумеете письменно сформулировать черты футуризма как литературного течения. 3 этап
(Ответ учащихся) Кризис общественной жизни. Кризис духовности. Мир рушится, нет нравственной опоры. Ускоряются темп и ритм жизни. Классическая литература 19 века, а точнее, ее художественные приемы и средства, не могут передать весь комплекс противоречий 20 века, духовный мир человека 20 века. Отсюда – появление модернизма. Мировоззрение уходящего дворянства и интеллигенции сумели выразить символисты и акмеисты. Выразителем кого выступали футуристы? Надо отметить, что состав их был неоднороден. Среди футуристов выделялись эгофутуристы (И. Северянин), объединение “Центрифуга” (Н.Асеев, Б. Пастернак) и группировка, являющаяся наиболее известной: кубофутуристы или будетляне (.Давид Бурлюк, В. Маяковский, В.Хлебников) Все они были провинциалами: Давид Бурлюк с Украины, В. Маяковский родился в Грузии, В. Хлебников – из Астраханской губернии. Поэтому литературные высоты им приходилось брать нахрапом, преодолевая чудовищное преодоление столичных “штучек”, и атмосфера скандала неизбежно сопровождала их публичные выступления. “Перед выходом нашим на эстраду сторож принес поднос с 20 стаканами чая. А когда вышли мы (Маяковский в желтом распашоне, в цилиндре на затылке, Бурлюк – в сюртуке и желтом жилете с расписанным лицом, я – с желтыми нашивками на пиджаке и с нарисованным аэропланом на лбу, когда прежде всего сели пить чай, - аудитория гремела, шумела, орала, свистала, вставала, садилась, хлопала в ладоши, веселилась. Скандалом и закончилось”. Итак, перед нами провинциал, ставший горожанином. Каким же увидели они мир города? Анализ стихотворения В. Маяковского “Адище города”
Итак, мир города подавляет человека, он пошл, антиэстетичен и страшен. А каков же человек этого нового мира? Кто его “Адам и Ева”? Анализ стихотворения В. Маяковского “Нате!”
Итак, лирический герой футуризма – представитель массы, толпы, его отличают бунтарство, анархичность. Он бросает вызов антиэстетичности этого мира. Поэтому стихотворения ориентированы на произносимый, а не читаемый стих, лирический герой пытается “докричаться” до слушателя, шокировать его, что требовало эксперимента в области ритма и рифмы. Но что герой может противопоставить этому миру? Анализ стихотворения В. Маяковского “А вы могли бы?”
Таким образом, “Я” строит новую модель поэтического мира, где студень и океан – синонимы, что опровергает принципы классической поэзии и выстраивает новое противопоставление: “Я” – яркость, слитность поэзии и быта; “ВЫ” – пошлость, противопоставление поэзии и быта. Почему, на ваш взгляд, футуристы отвергают старое культурное наследие? Итак, фундаментальная идея футуристов – это мечта о рождении сверхискусства и создание мира, в котором жили бы по законам искусства. Но такое искусство требует и новых способов выражения.
Примерно тот же процесс происходит в это время и в живописи. (Демонстрация картин А. Лентулова – см. Приложение 1.) Художники-кубисты изображали не сам предмет, а его проекции. Футуристы (а многие из них прекрасно рисовали) использовали в поэзии ту же систему сдвигов, разлагая слова на составные части (первоэлементы) и свободно монтируя их между собой. Анализ стихотворения В.Хлебникова “Кузнечик”.
Итак, еще одна черта футуризма – это поиск раскрепощенного слова и эксперименты по созданию нового языка. 4 этап В начале урока вам было предложено сформулировать принципы футуризма. Посмотрим, как вы с этим справились. Но так как мы с вами изучаем поэзию, то проверку проведем, попытавшись составить своеобразное стихотворение, называемое синквейном. Попробуйте:
А закончить наш урок я хочу словами М.Горького: “Их много ругают, и это, несомненно, огромная ошибка… Их породила сама жизнь, наши современные условия… Как бы смешны и крикливы ни были наши футуристы, но им нужно широко раскрывать двери, широко, ибо это молодые голоса, зовущие к молодой новой жизни”. 5 этап. Домашнее задание. Написать манифест от лица футуристов, воспроизведя в нем стилевые черты течения. Литература
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |