Преподавание литературы Интегрированный урок (литература, геометрия, французский язык и физика): "Путешествие по повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина с увеличительным стеклом"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1152 Гаврилова Наталия Алексеевна, учитель математики; Павлова Елена Евгеньевна, учитель русского языка и литературы; Пичурина Марина Леонидовна, учитель физики ХОД УРОКА Учитель литературы: – Сегодня наш урок посвящён анализу эпизода из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Хочу обратить ваше внимание на тему урока. Какое слово звучит диссонансом в названии? (Увеличительное стекло). Сценка: отрывок из произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Исполняют 2 ученика. «В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла… Бопре в отечестве своём был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию pour etre outchitel (чтобы стать учителем), не очень понимая значение этого слова… Мы тотчас поладили, и хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочёл наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, – и потом каждый из нас занимался уже своим делом. Мы жили душа в душу. Другого ментора я и не желал. Но вскоре судьба нас разлучила, и вот по какому случаю: …батюшке доложили, что мусье давал мне свой урок. Батюшка пошёл в мою комнату. В это время Бопре спал на кровати сном невинности. Я был занят делом. Надобно знать, что для меня выписана была из Москвы географическая карта. Она висела на стене безо всякого употребления и давно соблазняла меня шириною и добротою бумаги. Я решился сделать из неё змей и, пользуясь сном Бопре, принялся за работу. Батюшка вошёл в то самое время, как я прилаживал мочальный хвост к Мысу Доброй Надежды». (В конце сценки Петруша из карты сложил ромб.) Учитель геометрии: – Если бы сейчас месье Бопре не спал, то он мог бы научить Петрушу многим наукам и, в том числе, геометрии. Скажите, пожалуйста, какая геометрическая фигура получилась из карты? (Ромб) Повторение теории по теме «Ромб»:
– Об этом мог узнать и Петруша Гринёв. В будущем он готовился стать гвардейским офицером, который по воле судьбы может попасть в разные жизненные ситуации, из которых он должен уметь выйти с достоинством. Читая повесть, вы увидели, что , попав в Белогорскую крепость, судьба проводит Петрушу по своеобразному лабиринту испытаний, где ему приходилось искать единственно верное решение, от которого зависит его жизнь и жизнь близких ему людей. – Вы будете работать в группах, совместно обсуждая решение. Руководители групп записывают краткое решение на листочке, вся группа поднимает руки, сообщая о своей готовности к переходу на следующий этап. Один из учителей проверяет ваше решение и, если оно верное, вы приступаете к заданию следующего этапа. Вначале группа должна выбрать путь, по которому вы пойдёте к центру лабиринта. Вы можете выбрать короткий путь, состоящий из более сложных задач, или длинный, состоящий из простых задач. Та группа, которая первой достигнет цели, получает «5» и в конце работы каждая группа выбирает одного человека, который принимал наиболее активное участие в решении задач. Как только вы дойдёте до цели, вы получаете конверт, вскрываете его и начинаете знакомиться с его содержанием. Начали. Самостоятельная работа групп. – Первая группа закончила, участники её получили «5», все остальные тоже остановились. Руководители групп, отметьте в таблицах количество решённых верно задач и впишите фамилии наиболее активных участников группы. На основании ваших групповых листков после урока учителя выставят вам оценки. Для всех групп после прохождения лабиринта приготовлены конверты, вскройте их. Что же находится внутри? Петруша, помоги нам, прочитай, пожалуйста. Что же это такое? Что-то мне подсказывает, что это задача по геометрии о ромбе, сформулированная на французском языке. Эта задача будет частью вашего домашнего задания. – Мне понятно ваше удивление. Но вы забыли о том, что перед вами текст повести «Капитанская дочка» о быте и нравах дворян XVIII века, где французский язык был средством общения в семье. Незнание французского языка для дворян было недопустимо. Вам очень повезло, что вы изучаете именно этот язык. Сегодня вы можете продемонстрировать свои знания французского и тем самым хоть немного почувствовать себя представителями высшего общества России XVIII века. Et dans votre travail vous aide votre professor Maria Petrovna. Учитель французского языка: – Итак, о чём же говорится в этой задаче? Перевод: В ромбе АВСД биссектриса угла ВАС пересекает сторону ВС в точке М. Найти углы ромба, если угол АМС равен 120 градусов. – Представьте себе, что месье Бопре проснулся и увидев своего ученика за таким интересным занятием, решил написать об этом письмо своим родным во Францию. Давайте ему поможем. Составьте несколько предложений для этого письма на заданные темы. Задания по группам: 1. Страна (рассказ о России). Отчёт групп, перевод и оценка групп. Письма от групп сложить в конверт. – Как же нам отправить это письмо? В XVIII веке мы бы его отправили на лошадях почтовой каретой так, как вы это видели в п. Выра в домике станционного смотрителя. Можно было отправиться самому пешком так, как в своё время возвратятся побеждённые французы с Наполеоном из Москвы во Францию. Можно было отправить письмо водным путём, а можно было отправить почтового голубя. Как ещё? Об этом вам расскажет ваш учитель физики Марина Леонидовна и поможет вам выбрать наиболее рациональный путь. Учитель физики: – Самым распространённым в XVIII веке средством передвижения были лошади. Вы помните, что в Белогорскую крепость Петруша отправился именно на лошадях, но это не единственный способ передвижения. Каждая группа выбирает по карте маршрут, выбирает способ пересылки письма, измеряет расстояние, используя масштаб, и вычисляет время, необходимое на доставку письма. В конце работы сравниваются результаты групп, выбирается оптимальное решение, группы оцениваются.
– Мы с вами решили физические задачи, но условия задач мы взяли не из учебника по физике, а из художественного произведения. Наше внимание на эту повесть обратил урок литературы и, наверное, не случайно сегодня на уроке учителя гуманитарного и технического циклов оказались вместе, чтобы показать вам, что эти очень далёкие предметы могут стать друг другу гораздо ближе. Учитель литературы: – В конце урока я предлагаю группам совершить погружение в текст и в течение 5-7 минут проанализировать не только этот эпизод, но и свою сегодняшнюю работу. Вопросы группам:
Группы зачитывают свои ответы, учитель оценивает работу групп. – При внимательном, вдумчивом чтении произведения вы можете увидеть много интересного, о чём можно было бы говорить при изучении разных школьных предметов. Учитель физики: – Очень хотелось бы видеть вас такими проницательными читателями, способными видеть за авторским словом гораздо больше сказанного и применять знания, полученные на разных уроках в разных областях деятельности. Учитель математики: – С. Я. Маршак сказал: «Талантливые читатели нужны так же, как и талантливые писатели». Учитель французского языка: – Неталантливых людей нет, нужно только уметь раскрыть свой талант, что вы и продемонстрировали на этом уроке. Учитель литературы: – Надеемся, что и в дальнейшем вы будете совершать подобные путешествия по художественным произведениям с увеличительным стеклом. Выступление творческой группы учителей школы № 313
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |