Преподавание русского языка Имя прилагательное. Лексико-грамматические свойстваNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1269 Тимофеева Светлана Борисовна, преподаватель филологических дисциплин Занятие рассчитано на два смежных урока. На предшествующих уроках изучены следующие особенности имен прилагательных: 1. Лексико-грамматические: а) разряды: – качественные: имеют степени сравнения (исходную, сравнительную и превосходную, две последние в простой и составной форме); – относительные: их возможно заменить на имена существительные, так как чаще всего обозначают материал, из которого сделан предмет, или место расположения предмета; – притяжательные: обозначают принадлежность предмету, имеют в своем составе определенные суффиксы (-ов, -ин, -ий); б) грамматические категории рода, числа, падежа, зависящие от определяемого существительного или местоимения. 2. Синтаксические: а) функция в предложении полных имен прилагательных; б) функция в предложении кратких имен прилагательных и прилагательных в сравнительной степени. 3. Особенности морфемного состава и словообразования. 4. Орфографические особенности: а) правописание суффиксов; б) правописание окончаний. Цель: уточнить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Имя прилагательное”, совершенствовать умения и навыки определения лексико-грамматических характеристик изучаемой части речи. Задачи:
Оборудование: мультимедиапроектор, таблица образования степеней сравнения имен прилагательных, карточки с исходным и деформированным текстом (текст составлен автором разработки), карточки для групповой работы. Ход урокаI. Постановка целей и определение задач урока.II. Основная часть.1. Чтение текста с целью выявления роли имен прилагательных в нем. Возможно, как вариант работы, сопоставить данный на экране проектора текст с деформированным (на индивидуальных карточках), в котором нет значительной части имен прилагательных, и таким образом наглядно продемонстрировать их роль: делать текст ярким, образным, выразительным, неповторимым. Текст для анализа Исходный: Засентябрило… Ночи все длиннее, прохладнее. В ожидании рассвета прозрачная речка, озябнув, накрывается по утрам теплым одеялом: тугой, словно вата, туман, расползаясь по пойме, заботливо укрывает еще совсем теплую воду. Целуя золотой песок, у ног плещется сонная река. Еще блестит латунная лунная дорожка, еще синеватые сумерки скрывают береговые очертания, но уже вот-вот начнется громкий птичий гомон, уже скоро запоет первая пичуга, созывая подруг к отлету. Спокойна и тиха безветренная задумчивая осень. Не топай, не иди напролом, человек! Ступай тихо и осторожно, не сломив и тоненькой, самой хрупкой травинки. Наклонись, посмотри, прислушайся: здесь продолжается жизнь и столько всего удивительного!.. Деформированный: Засентябрило… Ночи все длиннее, прохладнее. В ожидании рассвета речка, озябнув, накрывается по утрам одеялом: словно вата, туман, расползаясь по пойме, заботливо укрывает воду. Целуя песок, у ног плещется река. Еще блестит лунная дорожка, еще сумерки скрывают береговые очертания, но уже вот-вот начнется птичий гомон, уже скоро запоет первая пичуга, созывая подруг к отлету. Спокойна и тиха осень. Не топай, не иди напролом, человек! Ступай тихо и осторожно, не сломив и травинки. Наклонись, посмотри, прислушайся: здесь продолжается жизнь и столько всего!.. Вопросы и задания по тексту: – Назовите имена прилагательные, встретившиеся в данном тексте. – Определите их стилистическую роль. – В каком значении они употребляются: прямом или переносном? – Какую роль играют прилагательные в тексте? (Предполагается фронтальная работа). 3. Определение лексико-грамматических разрядов имен прилагательных. На данном этапе урока предполагаются индивидуальные полные ответы учащихся. Вопросы проговариваются учителем и проецируются на экран. Исходный текст роздан на столы в печатном варианте. – Что необходимо учесть, чтобы определить разряд имен прилагательных? – Найдите в тексте относительные имена прилагательные. Докажите их отнесенность к этому разряду. (Лунная дорожка – дорожка от луны, береговые очертания – очертания берега). – Каковы же отличительные особенности относительных имен прилагательных? (Не обозначают признак, проявляющийся в большей или меньшей степени, не образуют краткой формы, их можно заменить именами существительными и др.) – Найдите в тексте качественные имена прилагательные. Докажите их принадлежность к этому разряду. (Прозрачная речка, теплым одеялом, синеватые сумерки). – Каковы отличительные особенности качественных имен прилагательных? (Обозначают признак, проявляющийся в большей или меньшей степени, образуют краткую форму, могут иметь суффиксы оценки, сочетаться с наречиями степени и др.: длиннее, прохладнее – имена прилагательные в сравнительной степени в простой форме, совсем теплую – имя прилагательное сочетается с наречием степени, спокойна и тиха – имена прилагательные употреблены в краткой форме, тоненькой – имя прилагательное имеет в своем составе уменьшительно-ласкательный суффикс, самой хрупкой – имя прилагательное в превосходной степени в составной форме). В ходе этой работы можно уточнить, как образуются сравнительная и превосходная степени, краткая форма, от некоторых прилагательных в исходной форме образовать степени сравнения, краткую форму, употребить их с наречиями степени и суффиксами оценки, а также сообщить о том, что в современном языке полные формы прилагательных – исходные, хотя исторически исходными были краткие формы. Синхронно ответам учащихся на экран проецируется следующая таблица:
– Является ли неподвижной граница между качественными и относительными именами прилагательными? Докажите это на примере имен прилагательных из текста. (Золотой песок – качественное, золотое кольцо – относительное; латунная дорожка – качественное, латунная посуда – относительное). – Сделайте вывод о том, в каком значении употребляются имена прилагательные, перешедшие из разряда относительных в разряд качественных. (Только в переносном. Эта особенность прилагательных используется для образования тропов). – Найдите в тексте притяжательные (-ое) имена (имя) прилагательные (-ое). Докажите принадлежность к этому разряду. (Птичий гомон – обозначает принадлежность и имеет в своем составе соответствующий суффикс). – Каковы же отличительные особенности притяжательных имен прилагательных? – В чем отличие морфемного состава имен прилагательных ‘громкий’ и ‘птичий’. Проанализируйте и дайте ответ. (Прилагательное ‘громкий’ – качественное, а значит, -ий является окончанием, что обнаруживается при сопоставлении падежных форм; прилагательное ‘птичий’ – притяжательное, а значит, -ий является суффиксом, что обнаруживается в ходе аналогичной работы по сопоставлению падежных форм). – Не используя текст, над которым мы работаем на сегодняшнем уроке, приведите пример имен прилагательных, которые могут менять свой разряд в зависимости от контекста. (Лисья нора – притяжательное, лисий воротник – относительное, лисий взгляд – качественное; медвежья берлога – притяжательное, медвежья шуба – относительное, медвежья походка – качественное). Таким образом, имена прилагательные способны переходить из разряда в разряд, поэтому вопрос о лексико-грамматических разрядах имен прилагательных является открытым в современной науке о языке. – Каких же имен прилагательных больше всего в тексте? (Качественных). Это еще раз подтверждает, что качественные имена прилагательные являются центральной группой. 3. Определение морфологических и синтаксических свойств имен прилагательных, выявление их взаимосвязи. На данном этапе урока предполагается самостоятельная работа с последующим фронтальным анализом. – Выпишите из текста три-четыре словосочетания структуры “имя существительное + полное имя прилагательное”. Продемонстрируйте взаимосвязь их компонентов. (Прозрачная речка, золотой песок, теплым одеялом, береговые очертания и др. – имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе, падеже). – Какую функцию выполняют все эти прилагательные в предложениях? (Являются согласованными определениями). – Выпишите из текста предложение (-я), в котором (-ых) есть краткие имена прилагательные. Подчеркните грамматическую основу. (Спокойна и тиха безветренная задумчивая осень). Как они согласуются с именем существительным? (Только в роде и числе, так как по падежам не изменяются и являются сказуемым в предложении, хотя в древнерусском языке краткие имена прилагательные склонялись, доказательством этому служат устойчивые выражения, сохранившиеся в современном языке: средь бела дня, на босу ногу, от мала до велика, что доказывает: язык – явление развивающееся). – В какой форме имена прилагательные тоже всегда являются сказуемыми? Докажите, выписав необходимый пример из текста. (Ночи все длиннее, прохладнее – имена прилагательные в простой сравнительной степени являются частью составного именного сказуемого). – Итак, что же объединяет имена прилагательные в краткой форме и сравнительной степени? (Они входят в состав сказуемого). – Что отличает краткие имена прилагательные и имена прилагательные в простой сравнительной степени? (Краткие имена прилагательные могут изменяться по родам и числам, а имена прилагательные в простой сравнительной степени не изменяются). 4. Орфографические особенности имен прилагательных. Предполагается самостоятельная работа в парах с последующим анализом выполненного. – Какой прием нужно использовать, чтобы правильно написать окончание имени прилагательного? (Установить связь между определяемым словом и именем прилагательным с помощью вопроса: речка (какая?) прозрачная, травинки (какой?) хрупкой). Сделать вывод о правописании окончаний прилагательных. – Какие орфографические нормы написания суффиксов имен прилагательных можно продемонстрировать на примере данного текста? (Сонная река – сон + н, безветренная осень – слово-исключение, но с приставкой, задумчивая – суффиксы -чив-, -лив- всегда пишутся с буквой -и-, тоненькой – уменьшительно-ласкательный суффикс –еньк- пишется после мягкого согласного, синеватые – суффикс -еват-, обозначающий оттенок цвета, пишется с буквой –е- после мягкого согласного, спокойна – в суффиксах кратких имен прилагательных пишется столько же -н-, сколько и в полных). 5. Творческая работа. Предполагается в группах по четыре человека. На столы раздаются карточки для работы в группах. – Распространить данные предложения именами прилагательными разных разрядов (возможно использование предложений из произведений художественной литературы с пропущенными именами прилагательными). – Сравнить полученные предложения с авторскими, сделать вывод о роли имен прилагательных и эстетических свойствах авторских и собственных предложений. III. Итог урока.– Что нового и интересного вы открыли для себя об имени прилагательном? – Что было самым трудным в этой теме? Заключительное слово учителя о месте изучаемой части речи в системе русского национального литературного языка. Анализ работы класса, комментированное выставление оценок. IV. Домашнее задание.Сочинение-миниатюра с использованием имен прилагательных различных разрядов и форм на темы “Эти удивительные имена прилагательные”, “Предзимье” (по выбору учащихся). Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |