Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок-игра "Путешествие в город Алфавит". 5-й класс
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок-игра "Путешествие в город Алфавит". 5-й класс


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 932

Павлова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

  1. используя игровые формы, повторить с учащимися гласные и согласные звуки и буквы, закрепить умение делить слово на слоги;
  2. совершенствовать навык выделения ударного гласного слога;
    воспитывать любовь к родному языку, его образности и выразительности,
    развивать образное мышление.

Ход урока

1. Слово учителя.

– Сегодня вы будете сами оценивать свои знания, в конце урока каждый должен будет поставить себе оценку. Будем самокритичны.

– Сейчас мы с вами совершим путешествие в Страну Русского Языка. Но страна эта большая, мы успеем побывать только в одном сказочном городе - городе АЛФАВИТ. Но чтобы мы могли попасть туда, давайте вспомним, что вам известно об алфавите.

2. Актуализация.

– Что такое алфавит?

– Сколько букв в русском алфавите? Перечислите их, правильно называя?

– Запомнить алфавит вам поможет стихотворение Б.Заходера.

<Презентация 1>

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице
И повсюду славятся.
К нам они сейчас спешат,
Славные сестрицы –
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!
3, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
Оседлали петуха
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я!
Вот и все они, друзья!

– Что вы знаете об истории письма?

3. Рассказ учащихся.

Отрывок из книги II. Фридриха "История письма"

– Задолго до того, как были придуманы буквы, люди почувствовали необходимость передавать свои мысли тем, кто находился далеко. Ни телеграфа, ни телефона, ни радио в те времена не было. Под рукой – только конкретные предметы: камень, дерево. И тогда человек брал сук и привязывал к нему тоненькие ремешки или шнурки разной длины и цвета. Каждая веревка завязывалась различным способом, каждый цвет имел собственное назначение (красный обозначал воинов, белый – серебро, желтый – золото).

У некоторых народов узелки заменялись бусами из разных морских раковин. Чтобы не выходило путаницы, составивший письмо должен был сам прочесть его послу, а тот, придя в нужное место, должен был вслух повторить.

Наиболее древним видом собственного письма, которое возникло за 4 тысячи лет до нашего летоисчисления, является изображение рисунками – пиктография. Раскопки древнейших мест поселения человека обнаруживают искусные очертания домашней утвари, фигур людей, животных. Этим видом письма мы иногда пользуемся и сегодня. На вывесках, булочной изображаем хлеб, часовой мастерской – часы, магазина оптики – очки.

4. Слово учителя.

– Пока мы слушали этот интересный рассказ, дорога привела нас в город АЛФАВИТ. Но попадешь туда не сразу, он надежно охраняется. У ворот стражники - Ъ знак и Ь знак.

<Презентация 2>

– Не чересчур ли ты добряк? –
Так знаку Мягкому промолвил
Твердый знак. –
Слова и буквы ты всегда
Смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
Кто б говорил, но ты бы уж молчал! –
Знак Мягкий Твердому на это отвечал. –
Ты тверд и груб, как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву Ять,
Тебя из азбуки изъять ...

– Друзья! Ваш разговор – никчемные слова, –
Услышав этот спор, сказала буква А. –
Вы оба хороши, достойны оба чести,
Когда стоите вы на нужном месте.

– Но стража не хочет пропустить нас в город. Оказывается, здесь существует обычай, – чтобы попасть за ворота, нужно без ошибок написать словарный диктант. В приведенные слова вставьте разделительные Ъ и Ь, объясните их правописание.

5. Словарный диктант. Самопроверка.

В..езд, сем..я, об..явление, друз..я, Тат..яна, об..яснение, вороб..и, лист..я, с..едобный, необ..ятный, сер..езный, бар..ер, руж..е, журчан..е.

6. Слово учителя.

– Мы успешно справились с заданием, и нас пропустили в город. Здесь живут буквы. Они торопятся. Нетрудно заметить, что одних букв больше, других меньше. Очень много катится букв О. За ними бегут Е. Стройными колоннами промаршировали И, А. Спешат Т, Н, С, Р, Л, М. Спокойно идут Б, Г, X, Ю. Медленно прохаживаются Ц, Щ, Э. Все буквы идут на работу - в типографии начали печатать новую книгу.

Только буква Ф сидит на скамейке. Почему она одинока? Оказывается, в ней редко нуждаются. <Презентация 3> Посмотрите на таблицу. Здесь написано: на 1000 знаков текста буква А встречается 62 раза, буква Б-14, В-38, Г-13, Д-25, Е.Е-72, Ж-17, 3-16, И-10, К-28, Л-35, М-26, Н-53, О-90, П-23, Р-40, С-45, Т-53, У-21, Ф-2, Х-9, Ц-4, 4-12, Ш-6, Щ-3, Ъ.Ь-14, Ы-20, Э-3, Ю-6, Я-18.

– Какие буквы чаще всего встречаются в тексте?

– Какие реже?

– Буква Ф встречается реже всех , где О напечатана 90 раз, там Ф – в 45 раз меньше. Но Ф – буква-переводчица. Без нее никак не обойтись, когда вы пишете слова иностранного происхождения: фабрика, фамилия, кофе, лифт, фонарь.

7. Площадь Звуков.

– Но нам пора дальше. Вот площадь Звуков. На домах странные надписи. Перепишем их в тетради:

<Презентация 4>

А роза упала на лапу Азора. 12, 21, 21
Около Миши молоко. 8, 15, 15
Аргентина манит негра. 8, 19, 19
Рвал дед лавр. 3, 11, 11

– Как вы думаете, что это за предложения? Интересно? Это так называемые перевертыши, вы можете их придумать сами (доход, казак, заказ, потоп, комок, довод, боб, поп, как, дед).

– Сколько в каждом перевертыше слогов, букв, звуков?

– С площади Звуков мы поворачиваем налево. Здесь видим надпись: "Переулок Ударений".

8. Переулок Ударений.

– Что такое ударение?

– Для чего оно нужно?

Ударение (Миниатюра).

В постели лежит мальчик.

Так хочется поскорее в школу. Нужно принять лекарство.

Берет бутылочку с лекарством. Читает:

"Три раза в неделю по одной столовой ложке. После приема пищи".

Начинает пищать. Вбегает мама.

– Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?

– А я лекарство принял. А здесь написано... (читает)

–Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочел. Три раза после приема пищи, а не пищи.

– Ой, мамочка. Нам в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл слова.

– Есть у ударения и смыслоразличительная роль. Сейчас вы в этом убедитесь, если правильно назовете слова:

<Презентация 5>

Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (Ирис – ирис).

Я сборник карт; от ударения
Зависят два моих значения:
Захочешь – превращусь в название
Блестящей, шелковистой ткани Я. (Атлас – атлас)

– Расставить правильно ударение вам поможет "Песенка об орфоэпии":

<Презентация 6>

Не зная орфоэпии
Во всем великолепии,
Не ощутишь ее волшебных чар.
Жизнь кажется кошмаром,
Когда одним ударом,
Не то, что нужно ставят под удар.
Возил не шофер, а шофёр
Не фарфор, а фарфор.
Был оглашен не приговор –
Судебный приговор.
Ушел шофёр на многие
Не лета, а лета,
И дверь за ним не заперта
Была, а заперта.
Ошибка в ударении
Граничит с преступлением,
Пускай запомнит стар и млад.
Ни молодым, ни старым
Нельзя одним ударом
Не то, что нужно, ставить под удар.
Строгал не столяр, а столяр,
Но доску - не доску.
И слушал в одиночестве
Не "Тоску", а тоску.
Ушел столяр на многие
Не лета, а лета,
И дверь за ним не заперта
Была, а заперта.
Не зная орфоэпии
Во всем великолепии,
Ты не услышишь голоса фанфар.
Умолкнут все фанфары,
Когда одним ударом
Не то, что нужно, ставят под удар.
Ф. Кривин

Запишите слова и поставьте в них ударение. Проверка "по цепочке":

Алфавит, арбуз, библиотека, диалог, документ, инструмент, километр, магазин, молодежь, предмет, средства, простыня, каталог.

– Отгадывание загадок:

<Презентация 7>

На бахче у нас растет,
Как разрежешь – сок течет,
Свеж и сладок он на вкус,
Называется ... арбуз.

Это зелье ты не тронь:
Жжется больно, как огонь.
Неприметна, некрасива,
Называется ... крапива

Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с давних пор,
Называюсь я ... фарфор.

Стелют на матрас меня.
Называюсь ... простыня.

Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный ... каталог.

Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все ... алфавит.

– Мы идем дальше по городу Алфавиту. Но, кажется, заблудились. Это Тупик Ошибок.

9. Тупик Ошибок.

– Посмотрите на деревья, которые здесь растут. Они раскидывают свои цепкие ветки-руки и приглашают отведать "двоечных" плодов. Но мы-то знаем, что эти плоды ядовиты. Чтобы выбраться из тупика Ошибок, нужно выполнить задание. В каждый из рисунков со стихами вкралась ошибка. Как только вы их исправите, путешествие продолжится. А кто не справится, тому достанутся плоды ядовитого дерева.

<Презентация 8>

Закричал охотник: "Ой!
Двери гонятся за мной!"

На виду у детворы
Крысу красят маляры.

Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке.

Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей.

Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
"Там ползет зеленый лук
С длинными усами!"

Мы собирали васильки,
У нас на головах щенки.

Во мне два К, не забывайте,
Таким, как я, всегда бывайте:
Я точный, чистый и опрятный,
Иным же словом ... аккуратный.

10. Привал "Оценка".

11. Задание на дом.

Сочинение-миниатюра "Что я думаю о сегодняшнем уроке русского языка".


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21