Преподавание русского языка Урок-игра "Путешествие в город Алфавит". 5-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 932 Павлова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Ход урока1. Слово учителя.– Сегодня вы будете сами оценивать свои знания, в конце урока каждый должен будет поставить себе оценку. Будем самокритичны. – Сейчас мы с вами совершим путешествие в Страну Русского Языка. Но страна эта большая, мы успеем побывать только в одном сказочном городе - городе АЛФАВИТ. Но чтобы мы могли попасть туда, давайте вспомним, что вам известно об алфавите. 2. Актуализация.– Что такое алфавит? – Сколько букв в русском алфавите? Перечислите их, правильно называя? – Запомнить алфавит вам поможет стихотворение Б.Заходера.
– Что вы знаете об истории письма? 3. Рассказ учащихся.Отрывок из книги II. Фридриха "История письма" – Задолго до того, как были придуманы буквы, люди почувствовали необходимость передавать свои мысли тем, кто находился далеко. Ни телеграфа, ни телефона, ни радио в те времена не было. Под рукой – только конкретные предметы: камень, дерево. И тогда человек брал сук и привязывал к нему тоненькие ремешки или шнурки разной длины и цвета. Каждая веревка завязывалась различным способом, каждый цвет имел собственное назначение (красный обозначал воинов, белый – серебро, желтый – золото). У некоторых народов узелки заменялись бусами из разных морских раковин. Чтобы не выходило путаницы, составивший письмо должен был сам прочесть его послу, а тот, придя в нужное место, должен был вслух повторить. Наиболее древним видом собственного письма, которое возникло за 4 тысячи лет до нашего летоисчисления, является изображение рисунками – пиктография. Раскопки древнейших мест поселения человека обнаруживают искусные очертания домашней утвари, фигур людей, животных. Этим видом письма мы иногда пользуемся и сегодня. На вывесках, булочной изображаем хлеб, часовой мастерской – часы, магазина оптики – очки. 4. Слово учителя.– Пока мы слушали этот интересный рассказ, дорога привела нас в город АЛФАВИТ. Но попадешь туда не сразу, он надежно охраняется. У ворот стражники - Ъ знак и Ь знак.
– Но стража не хочет пропустить нас в город. Оказывается, здесь существует обычай, – чтобы попасть за ворота, нужно без ошибок написать словарный диктант. В приведенные слова вставьте разделительные Ъ и Ь, объясните их правописание. 5. Словарный диктант. Самопроверка.
6. Слово учителя.– Мы успешно справились с заданием, и нас пропустили в город. Здесь живут буквы. Они торопятся. Нетрудно заметить, что одних букв больше, других меньше. Очень много катится букв О. За ними бегут Е. Стройными колоннами промаршировали И, А. Спешат Т, Н, С, Р, Л, М. Спокойно идут Б, Г, X, Ю. Медленно прохаживаются Ц, Щ, Э. Все буквы идут на работу - в типографии начали печатать новую книгу. Только буква Ф сидит на скамейке. Почему она одинока? Оказывается, в ней редко нуждаются. <Презентация 3> Посмотрите на таблицу. Здесь написано: на 1000 знаков текста буква А встречается 62 раза, буква Б-14, В-38, Г-13, Д-25, Е.Е-72, Ж-17, 3-16, И-10, К-28, Л-35, М-26, Н-53, О-90, П-23, Р-40, С-45, Т-53, У-21, Ф-2, Х-9, Ц-4, 4-12, Ш-6, Щ-3, Ъ.Ь-14, Ы-20, Э-3, Ю-6, Я-18. – Какие буквы чаще всего встречаются в тексте? – Какие реже? – Буква Ф встречается реже всех , где О напечатана 90 раз, там Ф – в 45 раз меньше. Но Ф – буква-переводчица. Без нее никак не обойтись, когда вы пишете слова иностранного происхождения: фабрика, фамилия, кофе, лифт, фонарь. 7. Площадь Звуков.– Но нам пора дальше. Вот площадь Звуков. На домах странные надписи. Перепишем их в тетради:
– Как вы думаете, что это за предложения? Интересно? Это так называемые перевертыши, вы можете их придумать сами (доход, казак, заказ, потоп, комок, довод, боб, поп, как, дед). – Сколько в каждом перевертыше слогов, букв, звуков? – С площади Звуков мы поворачиваем налево. Здесь видим надпись: "Переулок Ударений". 8. Переулок Ударений.– Что такое ударение? – Для чего оно нужно? Ударение (Миниатюра). В постели лежит мальчик. – Так хочется поскорее в школу. Нужно принять лекарство. Берет бутылочку с лекарством. Читает: – "Три раза в неделю по одной столовой ложке. После приема пищи". Начинает пищать. Вбегает мама. – Что случилось, сынок? Почему ты пищишь? – А я лекарство принял. А здесь написано... (читает) –Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочел. Три раза после приема пищи, а не пищи. – Ой, мамочка. Нам в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл слова. – Есть у ударения и смыслоразличительная роль. Сейчас вы в этом убедитесь, если правильно назовете слова:
– Расставить правильно ударение вам поможет "Песенка об орфоэпии":
– Запишите слова и поставьте в них ударение. Проверка "по цепочке":
– Отгадывание загадок:
– Мы идем дальше по городу Алфавиту. Но, кажется, заблудились. Это Тупик Ошибок. 9. Тупик Ошибок.– Посмотрите на деревья, которые здесь растут. Они раскидывают свои цепкие ветки-руки и приглашают отведать "двоечных" плодов. Но мы-то знаем, что эти плоды ядовиты. Чтобы выбраться из тупика Ошибок, нужно выполнить задание. В каждый из рисунков со стихами вкралась ошибка. Как только вы их исправите, путешествие продолжится. А кто не справится, тому достанутся плоды ядовитого дерева.
10. Привал "Оценка".11. Задание на дом.Сочинение-миниатюра "Что я думаю о сегодняшнем уроке русского языка". Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |