Преподавание русского языка Некоторые особенности лексики устной речи. Зависимость разнообразия от стиля устной речи. 6-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 693 Щербина Алёна Ивановна, директор, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Оборудование: словари (орфоэтические, фразеологических оборотов, синонимов, толковый), интерактивная доска. Ход урокаI. Повторение.Вспомните, что такое синонимы, антонимы, омонимы. Дополнение: омографы (орган – орган, шабаш – шабаш), омофоны, омоформы (ожог – существительное; ожёг руку – глагол), (стекло варенье – глагол, стекло – существительное), Практическая работа: из текста художественной литературы привести примеры:
Даётся текст без смысловых знаков препинания. Объяснить, какая особенность (лексич.) встретилась в данном тексте. Сначала устный разбор текста; затем предложения (уже со знаками препинания) высвечиваются на интерактивной доске. II. Совет муллы.Сын хана учился у муллы. Однажды мальчик не выучил урока. Мулла, упрекая ученика, сказал: – Не будь глупым как отец будь умным. В этот момент заходит хан. Мулла тут же изменил интонацию: – Не будь глупым как отец будь умным (Анализ данного текста) Запись на интерактивной доске:
III. Этимологическая страничка.Вспомните, что изучает этимология? (из ст. “История слов”)Стать притчей во языцех – сделаться предметом разговоров, пересудов Не видно ни зги – “Для того слепой плачет, что и зги не видит” Зга – стьга, стезя, дорога, путь Коло – круг (кольцо, колесо, одноколка, окольный, колобродить) Придумать слова с корнем -коло-. IV. Один из главных признаков литературного языка – нормированность.Виды языковых норм: орфоэпическая (ссыпать, ссыпать):
Баловать, обеспечение, красивее, верба, кухонный, столяр, щавель, жила, была, лила, пила, задала. И. Крылов: “Зубастой Щуке в мысль пришло А. Пушкин: “Погасло дневное светило; А. Пушкин: “Мы, старики, уж нынче не танцуем, Причины таких перемен в ударении различны, их исследуют учёные. Мы только можем сказать, что язык служит обществу, он развивается, улучшается, изменяется, как всё в природе. Вывод: нужно быть чуткими, внимательными к языку, наблюдать за изменениями, которые в нём происходят, следить за новыми словарями, отражающими эти изменения. V. Практическая работа со словарями. Повторение неологизмов, архаизмов.Где нужно поставить ударение в выделенных словах, чтобы был понятен смысл четверостишья? – Вопрос мой прост и краток, – Промолвил носорог, - Что лучше – сорок пяток Или пяток сорок? А. Милн. VI. Стабильность и изменчивость языковых нормI. Лексическая норма Показываем на примерах (работа с учебником, стр. 42, упр. 67). VII. Практическая работа:учитель знакомит с различными словарями.Класс делится на группы (4-5 человек), каждая группа работает со своим словарём, объясняя стабильность и изменчивость языковых норм. VIII.Проникновение в русский язык и литературу просторечных форм (ага, кушать) и вульгаризмов. Уместность их употребления (лицо, морда). IX. Жаргоны(Профессиональный, молодёжный, школьный). Причины их возникновения – социальная ограниченность X. Особенности борьбы с жаргонизмами в культурной средеXI. Разноуровневое домашнее задание (сильная группа учащихся):1. Выучить лекцию учителя; высказывания о русском языке Задание для всех: Придумать упражнения, подтверждающие языковую нормированность. XII. Вспомогательная литература для учащихся:Лингвистический энциклопедический словарь (статьи: “Диалект”, “Жаргон”, “Диалектизм”, “Просторечие”). XIII. Подведение итогов урокапроводится в игровой форме.1. Языколомка
2. Решите пропорцию XIV Прочитайте стихотворение А.С.Пушкина.Найдите слово, побуквенное произношение которого может нарушить рифму: (орфоэпическая норма)
XV. Почему по-разному могут быть поняты предложения?Ребята местные танцы затеяли. Из дома бабушки смех доносился. XVI. “Третье лишнее”XVII. Какой звуковой образ проходит через пословицу:Терпение и труд всё перетрут.XVIII. Оценивание деятельности учащихся на уроке.Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |