Преподавание литературы Лабораторная работа "Интерпретация художественного текста" (по рассказу А.Приставкина "Фотографии")Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 5643 Шамина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы Цели и задачи урока:
Оборудование 1. Выставка фотографий одной семьи. 2. Запись на доске темы урока, цитат. Как много желтых снимков на Руси Н. Рубцов. Я не только боялся писать о тех страшных военных днях, я боялся прикоснуться к ним даже памятью: это было больно. А. Приставкин. 3. На партах текст, листы с опорными схемами. Ход урока: 1. Вступительное слово учителя:
2. Краткий рассказ учителя об Анатолии Игнатьевиче Приставкине:
3. Работа по схеме, заполнение ее: Обмен впечатлениями от рассказа. 1. Брат. Какой он? Сестра. Какая она? Дать характеристику брату, записав определения, и выписать из текста определения, характеризующие сестру. 2. Мир, в котором живут дети: война, родной дом и близкие, Детский дом. Выписать из текста ключевые слова к данным микротемам. Ответить на вопросы о приеме, использованном автором для характеристики тети, о мотивах микротемы «Детский дом». 3. Вывод, подкрепленный примерами из текста, о мире, в котором живут дети. 4. Что противопоставлено этому миру? Ответ подтверждается текстом. 5. Вывод о герое рассказа и фиксация дополнительных сведений в пункте 1.1. 6. Размышления над смыслом заголовка. Учитель комментирует подсказку по уровням информации, если есть такая надобность. 7. Самостоятельная работа: трактовка роли диалогов. 8. Вопрос на проверку уровня понимания проведенной работы – о деталях, оставшихся без комментариев. 4. Итог по уроку. 5. Домашнее задание (на выбор): 1) выучить стихотворение Н. Рубцова «Русский огонек», ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА» (ПО РАССКАЗУ А. ПРИСТАВКИНА «ФОТОГРАФИИ») 8 КЛАСС (вариант для учителя) Цель: научить вдумываться в текст, проникать в авторский замысел, интерпретировать художественное произведение, постигать его смысл, идею и концепцию. Задание: соберите материал, свидетельствующий о том, как художественная деталь, прием, образ, мотив помогают понять авторский замысел, тему и идею произведения.
3. Сделайте вывод о том, в каком мире живут дети, каковы взаимоотношения между людьми в этом мире. Приведите в доказательство примеры из текста. (Мир жестокости и человеческого безразличия: чужой рукой написано; завуч говорил, глядя в бумаги; все готовились в Москву- мы сидели с сестренкой) 4. Что противопоставлено этому миру? Подтвердите свое мнение примерами из текста. (Любовь, память, вера: чтобы не забывала, прижавшись друг к другу, мы сидели, мы разглядывали, нас много) 5. Каков же главный герой рассказа? (Допишите характеристику в схему) 6. Почему рассказ назван «Фотографии»? (ПОДСКАЗКА: есть несколько уровней информации. Это фактический уровень информации – рассказ назван так, потому что дети... (что делают?). Другой уровень информации подтекстовый: что подразумевается под действиями детей, зачем это они делают? Третий уровень информации философский (концептуальный): что дают детям эти фотографии? Зачем они вообще нужны?) (Дети рассматривают фото, фото – это память, фото – это возможность почувствовать, что ты не один, возможность выжить, не утратить связь с людьми, среди которых наверняка найдутся добрые и близкие). 7. Напишите ответ на вопрос: о чем поведали диалоги в рассказе «Фотографии»? Обратите внимание на то, кто говорит, что говорят, о чем говорят и как говорят. (Речь детей, но смысл велик: в диалогах показано, как брат спасает маленькую сестру от душевной травмы, как сберегает ее, как внушает веру в жизнь и в людей. Через диалоги яснее представляем, какая страшная трагедия разыгрывается на наших глазах, понимаем, какой силой духа обладает маленький мальчик, как противостоит он жестокости времени.) 8. Подумайте, какие художественные детали остались у нас сегодня «за кадром»? (Например, Людочка – не Люда) ПРИМЕЧАНИЕ: при распечатке варианта опорной схемы для ученика следует убрать комментарии, выделенные подчеркнутым шрифтом, и оставить после заданий место для записей. Анатолий Приставкин Фотографии Мы жили далеко от дома, я и моя сестренка, которой было шесть лет. Чтобы она не забывала родных, раз в месяц я приводил сестренку в нашу холодную спальню, сажал на кровать и; доставал конвертик с фотографиями. — Смотри, Люда, вот наша, мама. Она дома, она сильно болеет. — Болеет... — повторяла девочка. — А это папа наш. Он на фронте, фашистов бьет. — Бьет... — Вот это тетя. У нас неплохая тетя. — А здесь? — Здесь мы с тобой. Вот это Людочка. А это я. И сестренка хлопала в крошечные синеватые ладошки и повторяла: « Людочка и я. Людочка и я...» Из дому пришло письмо. Чужой рукой было написано о нашей маме. И мне захотелось бежать из детдома куда-нибудь. Но рядом была моя сестренка. И следующий вечер мы сидели, прижавшись друг к другу, и смотрели фотографии.
--- Мама? Где же мама? Наверное, затерялась... Но я потом найду. Зато смотри, какая у нас тетя. У нас очень хорошая тетя. Шли дни, месяцы. В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. Я держал его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев. И что-то коченело в животе. Два дня я не приходил к сестренке. А потом мы сидели рядом, смотрели фотографии. — Вот наша тетя. Посмотри, какая у нас удивительная тетя! Просто замечательная тетя. А здесь Людочка и я. — А где же папа? — Папа? Сейчас посмотрим. — Затерялся, да? — Ага. Затерялся. И сестренка переспросила, подымая чистые испуганные глаза: — Насовсем затерялся? Шли месяцы, годы. И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву, к родителям. Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников. А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги: — Мальчик, здесь на некоторое время остается часть наших воспитанников. Мы оставляем и тебя с сестренкой. Мы написали вашей тете, спрашивали, может ли она вас принять. Она, к сожалению... Мне зачитали ответ. В детдоме хлопали двери, сдвигались в кучу топчаны, скручивались матрацы. Ребята готовились в Москву. Мы сидели с сестренкой и никуда не собирались. Мы разглядывали фотографии. — Вот Людочка. А вот я. — А еще? — Еще? Смотри: и здесь Людочка. И здесь. И меня много. Ведь нас очень много, правда? Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |