Преподавание литературы "Радетель земли Русской..." Вечер творчества В.П. АстафьеваNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1041 Жарёнова Светлана Юрьевна, учитель русского языка и литературы
Цели и задачи. Знакомство с творчеством и биографией писателя, пробудить интерес к прекрасным произведениям Астафьева, развивать творческие способности учащихся, учить видеть их красоту своего родного края, а также прививать бережное отношение ко всему живому, беречь природу, воспитывать нравственные качества: доброту, милосердие, ответственное отношение за свои поступки и др. Оформление. Выставка книг писателя, рисунки детей к рассказам Астафьева, портрет, презентация о семье и творческой деятельности. Учитель. Добрый вечер, дорогие друзья! Добрый вечер, уважаемые гости! Сегодняшняя встреча в литературной гостиной посвящается писателю, ещё при жизни ставшему классиком русской литературы, имя которого известно во всём мире - Виктору Петровичу Астафьеву. В мае 2010 ему исполнилось бы 86 лет. Это Человек, который с честью пронес через всю жизнь звание Героя Социалистического Труда, лауреата Государственных премий СССР, РСФСР, России, Независимой премии "Триумф", Международной пушкинской премии, Литературной премии имени Григорьева. Им создано более 200 произведений, многие из которых экранизированы. Писатель, фронтовик, защитник природы. Видный общественный деятель. Это всё о нём. И сегодня, уже после смерти, его книги и статьи особенно актуальны и злободневны. Ни у одного писателя современности не найти такого яркого и ясного понимания моральных норм, которые, никогда не устаревая, входят в нашу душу, формируют её, учат ценить доброту, порядочность, уважение к старшим. Его произведения входят в нашу жизнь как необходимость, счастье, грусть, негодование и слезы. Откуда это в писателе и его книгах? Наверное, из детства, из корней народной жизни и родного края, где он родился и вырос, из народного творчества Родины. (Звучит русская народная мелодия) Ведущий. Биография Виктора Петровича Астафьева практически полностью отражена в его творчестве. "Я родился при свете лампы в деревенской бане. Об этом мне рассказывала бабушка," - так начинается биография героя повести "Звездопад" Мишки Ерофеева. Именно так родился и сам автор - в бане, при свете лампы, в ночь на 2 мая 1924 года в большом селе Овсянка на берегу Енисея. Село было большое. На верхнем конце проживали "самостоятельные люди", то есть крестьяне, кормившиеся пашней. А на нижнем - "пролетарское отродье", "нахлебники": столяры, печники, знахари, охотники и даже поп. Родные Астафьева тоже жили на нижнем конце деревни. Дед Павел по линии отца содержал водяную мельницу, а дед Илья - по линии матери - крестьянствовал. Проецируется портрет родных II ведущий. Хорошо, вольготно жили в ту пору люди, всяк знал своё ремесло и место в этой жизни, а в свободное время "пощёлкивали кедровые орешки, говаривали вечерами сказки, справляли свадьбы, именины и все праздники подряд. И ещё пели, пели очень здорово, пели и плакали - это уж непременно: *Русская народная песня Здесь, в Овсянке, в окружении родных и близких пройдут такие короткие, но самые лучшие детские годы. Но скоро всё изменилось в мирном сибирском селении. Зловещий 33 год искорёжит земли и души, разорит крепкие хозяйства, а самих хозяев пустит по ветру по всему белу свету. Проецируется фото семьи деда. Попадёт под раскулачивание и семья Астафьева Павла Яковлевича, дедушки писателя. Объявленный мироедом и контрреволюционером за водяную мельницу, он поедет со всеми домочадцами и детьми в места не столь отдалённые - город Игарку, а сын его Пётр Павлович на строительство Беломорканала. Беда не ходит одна. Тем же летом утонет в Енисее, отвозя мужу передачу в тюрьму, мать писателя Лидия Ильинична. Проецируется портрет матери. И ещё не знает он, чем обернётся для него эта беда. Ждут его впереди великие мытарства и скитания по чужим углам. Ведущий. Уже в 65 лет, весь убелённый сединами, много повидавший на своём веку, он скажет: "И лишь одно я просил бы у своей судьбы - оставить со мной мою маму. Ее мне не хватало всю жизнь: Берегите матерей, люди! Берегите! Они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может! Чтец. "Записка" "На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна". Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века. В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни, подбив продать домишко, родной сынок привез в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и "забыл" ее на вокзале. В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку, как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы. Все же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно." Ведуший 2. Оставшись сиротой, мальчик жил у своих бабушки и дедушки - Катерины Ивановны и Ильи Евграфовича. Проецируются портреты Что за прелесть эти сибирские бабушки и дедушки с их вечным ворчанием на весь окружающий мир и вечным признанием ему в любви. За все - за жизнь, за хлеб, за их маленьких неугомонных внуков и внучек. Инсценировка "Монах в новых штанах". Бабушка и дедушка по существу заменили ему родителей, дав ему столько любви и домашнего тепла, что хватило потом на всю его дальнейшую сиротскую жизнь. Лучшие страницы своих книг писатель посвятил им.Но важнее всех для него все же была бабушка, Екатерина Петровна. Проецируются портреты. На фотографии мы видим её суровое, сухое лицо, ведь не зря её в деревне называли "генерал". Но запало в душу Витьке бабушкино умение в тяжелые минуты поворачиваться к свету: голодно в деревне, самим есть нечего, а она в дом брошенного щенка несёт; обманул её внук, но пряничного коня она ему все же купила: брюки ему сшила с карманом, а он тут же их и разорвал, но бабушка радуется: слава богу, сам жив остался: Ведущий. Через бабушку, через дедушку, через дядьев и теток своих постигал Астафьев русские традиции, красоту и суровость родной Сибирской земли. Но вот трудное, но все же счастливое детство кончилось. Надрыв в отношениях с отцом и мачехой, бродяжничество, детдом.:Об этой странице своего отрочества писатель скажет в автобиографической книге "Кража", куда он придет в образе героя Толи Мазова. Чтец. В книге "Всему свой час" мы читаем: ":5 "Б" был крайним по коридору. Из него на перемену не выходили, а вылетали с шумом, гамом, рыком и воплями. Многие учителя на этот класс, что называется, рукой махнули и считали несчастьем великим вести в нем работу. Анна Матвеевна Фишер, добрейшая и терпеливейшая учительница немецкого языка, так прямо и заявила однажды: "Класс нихт гут, я откузуюсь в нем трудица." Вот в этом-то классе появился однажды высокий, черноволосый человек, ещё довольно молодой, порывистый, в очках с выпуклыми стеклами. Он кинул на стол журнал, протер очки, близоруко щурясь, оглядел нас и представился: "Рождественский моя фамилия, Рождественский Игнатий Дмитриевич":" Ведуший 2. Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский замечает в Викторе склонность к литературе и развивает ее. Сочинение о любимом озере, напечатанное в школьном журнале, развернется позднее в рассказ "Васюткино озеро" Окончив школу-интернат, подросток зарабатывает себе на хлеб в станке Курейка. "Детство мое осталось в далеком Заполярье, - напишет спустя годы В. П. Астафьев. - Дитя, по выражению деда Павла, "не рожено, не прошено, папой с мамой брошено", тоже куда-то девалось, точнее - откатилось от меня. Чужой себе и всем, подросток или юноша вступал во взрослую трудовую жизнь военной поры". В 1941 году, собрав денег на билет, Виктор уезжает к Красноярск, поступает в ФЗО. "Группу и профессию в ФЗО я не выбирал - они сами меня выбрали", расскажет впоследствии писатель." Окончив учебу, он работает составителем поездов на станции Базаиха под Красноярском. Ведущий 1. Он имел профессию, кусок хлеба, бронь. "На станции нашей отцепили ледник. Мы думали, с чем - нибудь добрым, открыли, а там - трупы. Просто шли эшелоны из блокадного Ленинграда, истощённые люди дорогой умирали, и нам поручили их хоронить. Душа моя перевернулась. Я пошёл и написал заявление, чтобы меня отправили на войну: Воевал на Брянском, Воронежском, I Украинском, дошёл до Польши, два раза был ранен. II ведущий. Там, на фронте, в конце войны, он встречает свою любовь, что пройдёт с ним рука об руку по жизни. Звучит "Смуглянка". Сержант медицинской службы Мария Семёновна Корякина станет его женой, матерью его детей, собратом по перу. Проецируются фотографии семьи. "Не у всякого жена Марья, а кому бог даст". Приехали мы с ней с фронта в уральский город Чусовой. Стали жить. Ребятишки пошли. От голоду умерла старшая дочь - первенец. Тяжело было, голодно, да и здоровье было подорвано. Разгружал вагоны, очень была тяжёлая, грязная работа. Но все перетерпели и пережили. I ведущий. Однажды Виктор Петрович Астафьев попал на занятия литературного кружка при местной газете и услышал рассказ о войне. О лётчике, который сбивал и таранил немцев, получал ордена и в конце войны благополучно вернулся домой, где все его радостно встречали:Взбесил его этот рассказ:И вспомнил он о тех героях, что без наград и медалей лежат в земле забытые и неизвестные. Война - не сказка про Ивана-царевича. Сел Виктор Петрович и написал, как мог, рассказ о своём боевом друге Моте Савинцеве, живом чудаковатом человеке. "Гражданский человек"; впоследствии он назовет его "Сибиряк".
Стихотворение "И поднялась душа - подранок:"
Проецируется фото книг I ведущий. Астафьев напишет много: "Последний поклон", "Пастух и пастушка", "Печальный детектив", "Царь-рыбу", "Прокляты и убиты", А кто не читал "Затеси" - "зарубки памяти". Много написал Виктор Петрович о родной русской природе. Всякий, кто хоть раз прикоснулся к живому слову произведений Астафьева, уже никогда не сможет забыть живые картинки, которые рождаются при их чтении. У каждого из нас в России есть свой уголок, а там деревья и травы, которые своим запахом напоминают о безоблачном детстве. Оживает природа, расцветает многообразный мир Сибири - родного уголка писателя. Песня "Уголок России" В Сибири самый запоминающийся запах - запах цветов черемухи. Чтец. под лирическую музыку: "Черемушник наклонился над речкой. Цвет с черемух почти осыпался. Деревца стояли еще неполным листом и чуть обозначившимися ягодками, немного растерянные, неприбранные. Слишком быстро сорвало с них сильным ветром цвет. Не обило лишь нижние кисти черемухи. Они касались воды, размазывали свои же белые отражения и густо сорили в струи чешую цветов. По всему извилистому коридору речки плыл тугою струей горьковатый запах тлеющего цвета. Отцвела черемуха, быстро отцвела." ("Затеси"). Чтец. "Чуден, всё ещё чуден Енисей летней порою! Есть по его теченью места, когда сотни километров, словно на фантастической киноленте, сменяются виды один прекраснее другого: вот версту - другую, забредя в реку по грудь, стоят могучие утесы, быками их здесь зовут, по утесам, где гривы леса, где по каждой тропинке, по каждому распадку ворохи кустарников акации, жимолости, таволжника! По всем утесам кипень цветов: жарки, лилии, дикие орхидеи:" Ведущий под тихую музыку о березах: Какими эпитетами награждают в России березу? Белоствольная подруга, девчонка в белом сарафане:В разных ситуациях по-разному видится это удивительное дерево. Однажды Виктор Петрович отдыхал в Крыму и среди окружавшей его экзотики - пальм. магнолий. роз - вдруг увидел белоснежные березки. и это вызвало в нем чувство одиночества в чужом краю. Чтец. "Они стояли на полянке в густой, мягкой травке, опустив долу ветви. Березы и в наших-то лесах если растут поодиночке, сиротами кажутся, а здесь и вовсе затерялись, не шуршали корою. не лопотали листом, и все-таки от них нельзя было оторваться глазу. Белые стволы пестрели, как веселые сороки, а на нежной зелени зазубренных листов было так хорошо, покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной бьющей в глаза растительности:Я глядел на эти березы и видел деревенскую улицу. Козырьки ворот, наличники окон - в зеленой пене березового листа. Даже за ремешками картузов у парней - березовые ветки. Скараулив девок с водою, парни бросали им в ведра свои ветки, а девушки старались не расплескать воду из ведер - счастье выплеснуть! В этот день - в Троицу - народ уходил за деревню с самоварами и гармошками. Праздновали наступление лета. Ах, как пахнет береза!" ( "Затеси"). Чтец. "Солнце было ополудни, когда я очутился в просторном редкоствольном сосняке. От прикипевшей смолы в густоте хвои стояла запашистая тишина, которую сгущали застенчивые цветы заячьей капусты, белеющие кисточки брусники и папоротники, выбросившие завитки побегов. Еще и мякоть мхов тоненько светилась ниточками, родившимися взамен тех, что угасли, сопрели в корнях сосен, сохроняя для них влагу, питая собой ягоды брусники. майника. водянки и всего, что росло здесь неторопливо в постоянной неге краснолесья. Скоро сосняк пропустил меж стволов солнечные полосы. Впереди виднелись не стволы, а кроны сосен. уже растущих под обвалами скал. На исходе борового леса было просторно, сквозно среди сосен, которые первыми приемлют удары ветров, бурь. молний, и оттого стояли многие с обломанными вершинами и так просторно, что меж них зеленели густотравые веселые кулиги". ("Последний поклон"). Чтец. "Эта елочка ловко устроилась на пеньке. Она веером развернула липкие ниточки корешков, а главный корешок белым шильцем впился в середину пня: Елочка долго и трудно будет сверлить пень корешком. пока доберется до земли. Ещё несколько лет она будет в деревянной рубашке пня, расти из самого сердца того, кто, возможно, был её родителем, и кто даже после смерти своей хранил и вскармливал дитя. И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся слезы его с земли, там, в глубине. ещё долго будут преть корни родительницы-ели. отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги. упавшие с травинок и листьев земляники. согревая его в стужу остатным теплым дыханием прошедшей жизни. Чтец. "Я остановился перед самой толстой лиственницей, задрал голову. Мне показалось, что дерево, на котором где густо, где реденько бусила зеленоватая хвоя, плыло по небу. Дерево - это целый мир! В стволе его дырки, продолбленные дятлами, в каждой дырке кто-нибудь живет, клокает, то жук какой, то птичка, то ящерка, а выше - летучие мыши. Муравейник привален к стволу." ("Последний поклон"). Чтец. "На исходе осени, когда голы уже леса, а голы по ту и по другую сторону Енисея кажутся выше и громадней, и сам Енисей, в сентябре ещё высветлившийся до донного камешка, со дна же возьмется сонною водою". "Густ. Гуси летели высоко над горами, и мне почему-то чудилось, что вижу я их во сне, и ровно во сне же, всё мягче, всё невнятней становился отдаляющийся гусиный клик, ниточка тоньшала, пока вовсе не истлела в красной заре". Ведущий. Обратили ли вы внимание на то, какие удивительные слова использует Астафьев, при описании природы, любимых мест родного края, как чувственно и нежно он передает их красоту. О том, что писатель пишет не только прозу, но и стихи, в основном знали его близкие друзья. Но вот в журнале "День и ночь" опубликовали подборку его стихов. Среди них было стихотворение, начинавшееся словами "Над Енисеем осени круженье:" Красноярский композитор Сергей Трусов написал на них музыку, и получился чудный романс.("Ах, осень. осень") Звучит песня или стихотворение. ("Ах, осень. осень") Ведущий. Виктор Петрович долго жил вдали от родных мест. Много ездил по свету, много видел в разных краях и странах. Но сердцем всегда возвращался сюда, на берега Енисея, в родное село Овсянка. И болела душа, неспокойно было сердце от людского равнодушия к родной природе, от уничтожения ценного и дорогого для каждого настоящего русского человека, любящего свою Родину, свою Россию: До последних дней своих он боролся как мог за сохранение красот Российских. Чтец. "Сердце летит-летит в те незабвенные дали. Всю жизнь летит, в особенности веснами, и никак не приземлится, вечно бредятся какие-то перемены в жизни, хотя ведь знаешь же - все на земле идет кругом. все в этом круге установлено разумной чередой: следом за весенними огнями и приборкой земляной труд начинается. Потом всходы пойдут. И снова, и снова, удивляя мир чудом сотворения. еще недавно бывшая в прыску земля задышит глубоко, успокоено, рожая плоды и хлеб". Чтец.
Леса вокруг села и на горках выжжены, река обмелела, вода в ней холодная и безжизненная. Выродились грибы и ягоды. И населено село какими - то праздными, вялыми людьми! Ни гармошки за селом, ни плясов, ни песен до рассвета. Боже, Боже! Что есть жизнь? И что с нами произошло? Куда всё делось? Куда делась наша добрая душа? Где она запропастилась-то? Ведущий. Попробуем задуматься над словами писателя. Услышим его призыв- беречь природу, любить свой родной край. не уничтожать, а улучшать красоту земли нашей. Давайте чтить и читать русских классиков, и по их произведениям учиться замечать всю прелесть , подаренную нам природой! Выразительное чтение наизусть рассказа "Есенина поют" ("Затеси") Учитель. Закончить наш вечер хотелось бы словами Виктора Петровича Астафьева: "Пусть имя мое живет в трудах моих до тех пор, пока труды эти будут достойны, оставаться в памяти людей". Литература.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |