Преподавание литературы Урок лекция-исследование по изучению творчества В.Маяковского "Истоки творчества Маяковского" (11-й класс)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2316 Колясникова Светлана Анатольевна, учитель русского языка Тип : урок формирования знаний. Вид: вводный – урок первичного усвоения материала. Форма: лекция – исследование Тип лекции: вводно – установочная Цель: выделение главных идей темы(истоки творчества В.Маяковского), акцентировать внимание учащихся на этой идее. Функции: информационная, стимулирующая, развивающая. Метод: исследовательский, частично-поисковый
Формы работы: групповая, фронтальная. Формы работы учащихся: самостоятельная работа. Деятельность учителя: корректирующая, регламентирующая, направляющая. Деятельность учащихся: конспектирование, подборка цитат, составление тезисов, запись выводов, обобщений, участие в обсуждении выдвинутых проблем Цели урока: Знакомство с личность поэта, обучение умению самостоятельно выбирать главное из предложенного материала, сформировать понятие об истоках творчества писателя; развитие творческого воображения, развитие навыков анализа через сравнение, способность эмоционально полно воспринимать прочитанное, развитие коммуникативных эмоций через организацию диалога и беседы; привитие интереса к литературе, к творчеству В.Маяковского, воспитание культуры слушания и ответа. Технология: личностно-ориентированная, проектный метод с использованием компьютерных технологий. Используемые пособия:
Краткое описание: Вводный урок лекция – исследование по изучению творчества В.Маяковского в 11 классе с использованием презентаций учащихся и групповой формы работы. На уроке старшеклассники знакомятся с истоками творчества Маяковского-футуриста, анализируют факты автобиографии, ранние стихи поэта, статьи сборников манифестов. Структура урока:
Ни для кого не секрет, что в последнее время стал снижаться интерес к предмету литературы. Это связано с развитием технического прогресса, который сделал любую информацию доступной каждому, кто умеет обращаться с современными средствами коммуникации. Изменившаяся среда делает для таких детей уроки неинтересными, нацеленными лишь на получение информации, а соответственно не мотивирующими на учебу. Сразу возникает вопрос по поводу того, какие методы и приемы нужно использовать, чтобы заинтересовать учащихся. На мой взгляд, наиболее продуктивными являются групповая работа и проектная деятельность на уроках, особенно в старших классах. Вот уже в течение нескольких лет я практикую такую работу на уроках литературы в старших классах. Выполняя проекты, работая в группе, ребята осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания по предмету, вырабатывают ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения. Хочу предложить вашему вниманию урок по творчеству В.Маяковского с использованием групповой формы работы учащихся. Данная форма работы эффективна в старших классах, т.к. учащиеся на уроках выступают не в качестве пассивных зрителей, а полноправных участников учебного процесса, способных активно включаться в каждый этап урока, обсуждать вопросы, не оставаться равнодушными к изучаемому учебному материалу, расширяя и углубляя его. Истоки творчества Владимира Маяковского
“В этой жизни помереть не трудно, сделать жизнь значительно трудней…” План лекции.
I. Краткое вступительное слово1. Задачи лекции-исследования, основные проблемы для обсуждения, связь данного материала с ранее изученным, главные ориентиры в работе, определение вида работы, уточнение групповых работ. Постановка проблемы. Мотивация. Доведения плана до учащихся. 2. Сегодня у нас с вами урок – познания творчества поэта. К уроку вы должны были написать небольшое сочинение о восприятии творчества В.Маяковского. Чтение сочинений “Мое отношение к творчеству В.Маяковского”. II. Из ваших сочинений видно, что отношение к поэту и его творчеству неоднозначное– Изменится ли ваше мнение о поэте и его творчестве, если познакомитесь с его биографией? Это наш основной вопрос, над которым мы будем работать в течение урока и вернемся к нему в заключении. Итак, ваша задача на уроке: познакомится с биографией В.Маяковского “Я сам ”, ответить на вопросы и определить истоки творчества Маяковского-футуриста.(работа в течение нескольких минут) 1 группа: – Где родился поэт, состав его семьи? (гл. “1 воспоминание”, “2 воспоминание”, “Дурные привычки”, “Работа”) – романтизм, нравственные принципы, интерес к живописи- 2 группа: – Как формировались литературные и общехудожественные вкусы поэта? (“Чтение”, “11 бутырских месяцев”, “Начало мастерства”, “В курилке” ) – Каковы причины выхода поэта из партии большевиков? (“Так называемая дилема”) 3 группа: – История рождения футуризма (презентация учащихся - приложение) слайды №1-7. См. Приложение 1 – Причины нигилистического отношения футуристов к наследию прошлого? (Работа с понятиями: “высокий модернизм” и “авангардизм”) Учащиеся на уроке в течение 10 минут работают с текстом автобиографии “Я сам”, готовят ответы на поставленные вопросы. Затем попеременно выступает каждая группа, основные положения фиксируются учащимися в тетради III.- А теперь предлагаю вам встать на позиции современников поэта и попытаться понять, что могло вызвать неприятие у ревнителей традиционного искусства в его творчестве? (Вопрос записан на доске.) Работа с текстами манифеста “Пощечина общественному вкусу”, стихотворениями “Нате!”, “Адище города”, “Послушайте!”, “Вам”. 1. – Что общего между названиями манифестов и стихотворений? (вызов, эпотаж, утверждение своей позиции не в диалоге, а путем отрицания – в каждом из названий присутствует по- своему) 2. Прочитайте и проанализируйте “Нате!” – Каков конфликт? Как развивает В.Маяковский традиционное для поэзии противопоставление поэта и толпы? – Охарактеризуйте обе стороны этого конфликта. Какие художественные приемы использует позт для его выражения? – Как проявляется отношение писателя к толпе? Как понимаете финал? 3. Анализ позитивной программы футуристов.(группа № 3 опережающее задание) слады №8-17 – Проанализируйте п.1 и п.2 манифеста. В чем причина “недовольства” футуристов существующим языком? – Что они называют “произвольными” и “производными” словами? Найти подобные слова в стихотворении “Адище города”. Как они образованы, какую художественную функцию выполняют? За счет чего футуристы расширяют свой поэтический лексикон? – Найдите примеры нарушения грамматических правил в стихотворениях “Адище города”, “Вам”. Какую роль играют эти нарушения? – Вспомните, что такое метафора. Найдите примеры в стихотворении “Нате!”, “Адище города”, ….объясните их смысл. Покажите, как из основной метафоры(“адище”) вырастают производные(“адки”, автомобиль-дьявол, горизонт в ад…) Какова роль метафор в мире Маяковского? – Что такое рифма? Какую роль поэт отводит рифме? Найти рифму в ст. “Послушайте!” В чем необычность? В чем их экспериментальный характер? 4. Кризис творчества: конфликт с РАПП. Как это отразилось на жизни поэта? (группа № 3) Вывод: А теперь попробуйте объяснить слова поэта, ставшие эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку. Как соотносятся слова поэта с его судьбой?(домашнее заданее – сочинение-эссе) “В этой жизни помереть не трудно, сделать жизнь значительно трудней…” IV. Подведение итогов работыОценка деятельности класса в целом, каждого участника учебного процесса Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |