Преподавание русского языка
Урок письма и развития речи. 9-й класс. Коррекционная школа
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 731
Черняк Наталья Николаевна, учитель русского языка Тема: Роль имени прилагательного в речи. Цель: повторение и систематизация знаний о значении и роли имени прилагательного в речи. Задачи урока: - Образовательная: повторить и систематизировать знания об имени прилагательном, учить находить прилагательные в речи, тексте, правильно употреблять их, понимать значение и роль прилагательных в речи.
- Воспитательная: воспитывать умение работать в паре; формирование чувства ответственности, добросовестности, дисциплинированности.
- Развивающая: продолжить формирование устной связной речи посредством подбора подходящих по смыслу прилагательных, составления предложений, коррекционных упражнений.
- Коррекционная: корригировать внимание, память, обогащать и пополнять словарный запас учащихся посредством словарной работы.
Оборудование: таблицы, карточки с вопросами, словарными словами, натуральные предметы, мультимедийная презентация. ХОД УРОКА Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | I. Организационный момент. | Настраивает на работу. | | II. Повторение изученного материала. | Словарная работа. Проверка ранее изученных словарных слов: называет значения слов: – Ребята, многие из вас отгадывали кроссворды, сейчас вам предстоит выполнить подобное задание. Я называю значение слова, а вы отгадываете, какое слово «прячется» за этим значением. Если с первого раза отгадать не получится, то я даю подсказку: сколько букв в этом слове или на какую букву оно начинается. 1) Подтверждение чего-либо, документ, удостоверяющий что-либо. (Свидетельство) 2) Незаконное применение вооруженной силы одним государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства. (Агрессия) 3) Второй экземпляр какого-л. документа, имеющий одинаковую юридическую силу с подлинником. (Дубликат) – Продолжим проверку усвоения словарных слов немного иначе и поиграем в игру «Пойми меня»: объяснить слово надо так, чтобы дети поняли и отгадали, что это за словарное слово: 1) Митинг – (эталон ответа: массовое собрание по поводу каких-либо злободневных, преимущественно политических вопросов); 2) Адвокат – (эталон ответа: лицо, профессией которого является оказание юридической помощи физическим лицам); 3) Ликвидация – (эталон ответа: уничтожение кого-нибудь или чего-нибудь). Проверка по словарям учебника. Проверяет тетради учащихся I типогруппы. – Ребята, поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки? Кто допустил одну? Поставьте соответствующие оценки. Знакомит с новыми словарными словами: иногородний, прогрессивный. – Прочитайте слово, объясните значение, разделите на слоги. Родственные слова: город, городской, пригород, загородный; прогресс, прогрессировать. Помогает в составлении словосочетаний по вопросам (вопросы на карточках выставляет на доску в помощь). Помогает в составлении и контролирует запись предложений, с использованием полученных словосочетаний. – К какой части речи относятся данные слова? (Имя прилагательное). – Как вы определили, что это именно прилагательные? | Учащиеся отгадывают слово по значению и записывают его в тетрадь в строку через запятую. Учащиеся I типогруппы выходят к доске, берут со стола учителя карточку со словарным словом, не показывая остальным учащимся, своими словами объясняют его значение ребятам, не называя самого слова вслух. Остальные отгадывают и продолжают записывать в тетрадь через запятую. Работают в парах, меняются тетрадями, ставят друг другу оценки за словарную работу карандашом. Читают слова, объясняют значение, делят на слоги, подбирают родственные слова, составляют словосочетания, предложения, записывают в тетрадь. Отвечают на вопросы. | III. Сообщение темы урока, целеполагание. | Актуализирует знания учащихся, беседа по вопросам: – На какие вопросы отвечает имя прилагательное? – Что обозначает имя прилагательное? – Расскажите правило об имени прилагательном (учащимся III типогруппы в помощь табличка). – Приведите примеры имен прилагательных. – С какой частью речи всегда согласуется имя прилагательное? – Что можно определить у прилагательных? – Сегодня мы поговорим о том, какое значение и какова роль прилагательных в речи. Запишем тему в тетрадь. (Приложение 1. Слайд 1).Прослушайте, а затем прочитайте 2 текста на экране, сравните их: чем они похожи, чем отличаются? (Приложение 1. Слайд 2). 1. Вспоминается мне осень. Помню утро. Помню сад. Помню аллеи, аромат листвы и запах яблок, запах меда и свежести. 2. Вспоминается мне ранняя погожая осень. Помню свежее, ранее, тихое утро. Помню осенний, весь золотой и светлый сад. Помню кленовые аллеи, тонкий аромат сухой листвы и запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. – Чем отличаются эти два текста? Какой из них наводит грусть, печаль. Почему это происходит? Что помогает вам почувствовать настроение? Как передается красота осеннего пейзажа? Сформулируйте вывод: для чего нужны прилагательные в речи? Какую роль они играют? Динамическая пауза. | Отвечают на вопросы, рассказывают правило, приводят примеры. Записывают тему в тетрадь. Читают и слушают тексты, сравнивают. Отвечают на вопросы. Формулируют вывод. | IV. Закрепление темы. | Продолжим работу с текстом № 1. Мы выяснили, что текст № 1 бедный, скучный, не интересный. Назовите прилагательные, которые характеризуют осень? утро? сад? Подберите подходящие по прилагательные и вставьте их в предложения, чтобы они стали распространенными. Проверка. (Приложение 1. Слайд 3) Осень – ранняя, погожая Утро – раннее, свежее, тихое Сад – большой, светлый, осенний Обратите внимание на окончания прилагательных, определите род прилагательных, с чем согласуется имя прилагательное. Почему нельзя сказать «ранняя утро» или «раннее осень»– Давайте подробнее остановимся на том, какие именно признаки может обозначать прилагательное. Работа по учебнику, стр. 75. – Как можно одним словом назвать признак: синий, зеленый, красный, белый? – цвет. Большой, маленький, длинный – размер, величина Горький, сладкий, кислый, соленый – вкус Резиновый, деревянный, железный – материал Серьезный, смелый, умный – характер Грустный, веселый, унылый печальный – настроение Летний, зимний, ранний – время. (Приложение 1. Слайд 4) – Предлагается следующее задание: у меня на столе лежит несколько предметов, опишите любой данный предмет, подобрав к нему все возможные признаки (предложены натуральные предметы): карандаш, линейка, яблоко. | Называют прилагательные, записывают и в тетради, определяют род. Выделяют окончания, объясняют, почему данные слова не согласовываются. Называют признаки, свойства, качества предметов, приводят примеры. Выходят к доске, берут в руки предлагаемый предмет и как можно подробнее описывают его с помощью прилагательных. | V. Итог урока. | – Итак, над какой частью речи мы сегодня работали на уроке? – Расскажите правило об имени прилагательном. – Приведите примеры. – Скажите, для чего нужны прилагательные в речи? – Какие признаки, свойства, качества предмета они могут обозначать?Запись домашнего задания. Выставление оценок за урок. Игры в конце урока: Игра 1: отгадайте загадку по данным прилагательным: 1. То рыжая, то серая, а названьем белая. 2. Круглый-круглый, сладкий-сладкий, полосатый он и гладкий, а разрежь и посмотри – красный-красный он внутри. 3. Я черный, красный, желтый, синий с начинкой твердой в середине. Игра 2: Опишите внешность и характер друг друга при помощи прилагательных. Соревновательный момент: считаем, кто больше назовет прилагательных, только реально соответствующих внешности и характеру данного человека. | Отвечают на вопросы, приводят примеры, рассказывают правило, называют признаки. Записывают домашнее задание, выставляют оценки в дневник. Участвуют в игре, отгадывают загадки. Выходят к доске 2 ученика (желательно находящиеся в дружеских отношениях между собой), описывают сначала внешность, затем характер друг друга по очереди. |
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|