Преподавание русского языка Фрагмент разработки занятия элективного курса по русскому языкуNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 819 Холодова Наталья Васильевна, учитель русского языка и литературы Проблема развития письменной речи учащихся, работа над сочинением имеет исключительное значение, так как задания части С Единого государственного экзамена и по русскому языку, и по литературе - это задания открытого типа, требующие развернутого ответа в форме сочинения - рассуждения на основе предложенного текста. Задание части С проверяет прежде всего сформированность у учащихся коммуникативной компетентности, необходимой для понимания чужих и создания собственных высказываний. В процессе подготовки к итоговой аттестации у учащихся должны сформироваться следующие составляющие коммуникативной компетентности: 1. опыт восприятия и понимания информации, содержащейся в тексте, базирующейся на умении - анализировать содержание читаемого текста; - формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать; - аргументировано доказывать собственное мнение; - ставить коммуникативные цели и достигать их через содержание текста сочинения; - структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять письменную работу; 2. опыт использования в речи вариативных грамматических конструкций и лексического богатства языка, а также опыт использования изобразительно-выразительных средств; 3. опыт оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка. Для успешного решения этих задач, как показывает практика, надо уметь работать с текстом, уметь понимать информацию, заложенную в нем, четко, ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою позицию. В школьной практике используется более сорока видов письменных работ, в том числе и сочинение-эссе. Эссе как жанр школьного сочинения, согласно современным жанровым подходам, относят к сочинениям "предполагающим определенную интерпретацию исходного текста" или "текстам, в которых концепция автора в отношении исходного текста дается в оригинальной форме" (Т.А.Ладыженская) и виду творческой работы, рассчитанному на авторскую индивидуальность ученика (Ю.А.Озеров), а В.Н.Мещерякова называет их авторскими текстами. И не случайно в современных условиях гуманизации и гуманитаризации образования, поиска личностно-ориентированных подходов в обучении возрастает интерес к этому жанру. Эссе соединяет в рамках одного текста разные типы и стили речи, позволяет познакомить с целым комплексом близких жанров, тем самым осуществляется совершенствование коммуникативной и речевой культуры. Эссе все шире входит в школьную практику как один из видов сочинения не только в области русского языка и литературы, но и в обществоведческих дисциплинах, иностранных языках, истории, географии. Представляю разработку фрагментов занятия элективного курса по теме "Подготовка к сочинению в жанре эссе" по тексту В.Тендрякова "Люди и нелюди"
Согласны ли вы с этим? Дискуссия. Подготовленный ученик читает заметку из "Московского комсомольца". Крик души.
Что сподвигло молодого человека написать такое письмо? Автор хочет, чтобы люди задумались о ценности человеческой жизни. Любить все человечество легко, но любить соседа-дебошира не всегда получается. Абстрактно добрым быть легко, но очень сложно любить конкретного человека. Письмо в газету, которое вы сейчас слышали, написано в жанре эссе. У этого жанра есть свои особенности, которые надо учитывать при написании работы. В прошлом году мы с вами письменно высказывали свое отношение к введению в гимназии школьной формы. Ваши высказывания, ваше отношение к этой проблеме и есть эссе. В сентябре мы писали "Послание себе, живущему в мае" - эта работа была выполнена тоже в жанре эссе. Попробуйте назвать особенности этого жанра? Ответы. Найдите в словарях определение этого жанра (предложены различные словари ) Точного определения нет ни в одном словаре. У вас на столах листы с определениями из различных словарей, прочтите, выберите главное и запишите в тетрадь ваше определение, подчеркните в нем ключевые слова. На доске составляем определение(коллективно). Доска. - свободная композиция - изображение раздумий, впечатлений, ассоциаций - эмоциональность! (обязательные условия жанра) - образность - афористичность - небольшой объем - смешение разных стилей речи - необычное начало Дома я просила вас вспомнить или нарисовать то место, где вам особенно уютно, хорошо, где вы счастливы. На листе вы изобразили свои любимые предметы. Опишите это место, эти предметы, их особенности в жанре эссе. Учтите все перечисленные вами особенности этого жанра. 5-7 мин. выполняют работу. Чтение, отклики. Вам предложено было поработать с текстом В.Тендрякова ( отпечатан, получили на предыдущем уроке) Текст без названия .Как бы вы озаглавили текст? О чем он? Кто я? Что такое масса? Почему так живуча грубость в обществе? Краткий пересказ. Класс дает рецензию (краткий ли это пересказ, верно ли определена тема, проблема текста). С помощью каких выразительных средств автор изображает голодное время? Очередь живое существо - голова, хвост. Метафоры. В очереди стоят ватники, шинели, брезент, плащи. Синекдоха. Части тела по отдельности. Очередь - символ общества, России того времени. Она не имеет своего мнения. Назовите эпитет, при помощи которых автор изображает очередь. Кого жаль в этом произведении. Старушку. Против нее все ополчились. На что обращает внимание автор, почему?. Глаза- зеркало души. В очереди есть участник войны. Почему его не жалко? Он не разобрался в ситуации. Осуждает ее. Какая деталь повторяется? Почему? Золотой зуб, кубанка. Победа материального над духовным. Обращаемся к тексту с того момента, когда подошла женщина. Что она услышала? "Лагерная шалава" Увидели, что милиционер привел, сразу замолчали, потом "ели спину", парень "плюнул в сердцах". Какое чувство толпа испытывает к женщине? Неприязнь, ненависть. Презрение. А когда узнали, что она больная, то жалость, сочувствие. Как называется эта фигура? Еще какие фигуры использует автор? Градация: Нарастание " шалава:плюнул". Тендряков назвал свое произведение (Скотчем креплю к доске слова , написанные большими буквами: Люди и нелюди. Почему? Что должно случиться , чтобы нелюди стали людьми? От чего это зависит? Все зависит от самого человека и от того общества, в котором он находится. Можно ли утверждать, что данный текст- эссе? Докажите. Образность, эмоциональность, смешение различных стилей речи ( жаргонизмы), необычное начало, афористичность - все присущие данному типу текста признаки находим в данном произведении. Найдите афоризмы в тексте. Как вы можете доказать, что текст эмоционален? Используются предложения с многоточиями и другое. Есть ли надежда, что нелюди все-таки станут людьми. Вспомните "Чучело" Железнякова. В финале произведения ребята на доске написали "Чучело, прости нас!". Читатель надеется, что перерождение началось. Я заранее попросила Иру написать об этой повести свои впечатления. Ученица зачитывает работу. Что соответствует в работе Иры жанру эссе? Что бы вы добавили? Послушайте песни о Беслане (учащиеся подобрали три песни) Попробуйте написать вступление к сочинению по теме "Трагедия Беслана". Тех, кто убивал детей никогда нельзя будет назвать людьми, только нелюди. Где найти ту кнопку, тот рычаг, чтобы на земле остались только люди? ( С доски убирается слово нелюди). Найдите в тексте предложение, которое запомнится на всю жизнь, которое поможет и вам, и другим стать людьми. Я бы хотела, чтобы вы не только научились писать эссе, но и стали добрее, милосерднее, чтобы на земле стало больше людей еще на один класс. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |