Преподавание русского языка Урок-мастерская "Эссе (опыты)" для учащихся 10–11-х классовNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1128 Прохорова Татьяна Валерьевна, заместитель директора , учитель русского языка и литературы В связи с многочисленными изменениями нашей политической, общественной и социальной жизни последних лет возросла роль гуманистической педагогики и психологии школы, в которой личность ученика понимается как уникальная целостная система. Приоритетным в обучении становится “личностно-ориентированный” подход, то есть направленный на раскрытие всех заложенных в ученике возможностей. Прекрасные возможности для раскрытия и развития творческих способностей учащихся открываются на уроках русского языка и литературы, спецкурсах, факультативах при подготовке учащихся старших классов к итоговой аттестации. Именно такие занятия позволяют широко использовать инновационные технологии, в том числе уроки-мастерские, когда учащиеся ищут свой путь, обретая себя в письменном слове, пытаясь выразить свое “Я”. На данном уроке я предлагаю знакомство с жанром эссе и выявление его жанровых особенностей. Постижение секретов эссе обогатит речь учеников и предоставит возможность пробы своего пера. Актуальность предлагаемого урока обусловлена тем, что жанр эссе введен в итоговую аттестацию в школе, также активно используется в журналистике, в электронных средствах печати. “Эссе-опыты” Цели урока:
Форма урока: мастерская Оборудование урока: большое зеркало на стене, листы ватмана, портрет М. Монтеня Ход урока Индуктор. Рассуждение о зеркале. Для чего нужно зеркало? Когда мы им пользуемся? Какие ассоциации возникают при взгляде на этот предмет? Примеры ответов, ассоциаций: увидеть себя, глаза, отражение, фальшь. Объявляется тема мастерской “Опыты”. Дается справка о родоначальнике жанра эссе М. Монтене. Учащиеся подбирают синонимы к слову “опыты” - проба, попытка, эксперимент. Создание творческого продукта в групповом взаимодействии (деконструкция и реконструкция). Учащимся предлагается разделиться на группы по 4-5 человек так, чтобы каждый в группе был отражением другого. Некоторые ребята находят не только внешнее сходство, но и внутреннее. Творческим группам дается задание прочитать текст эссе “О книгах”, выбрать самую главную мысль на каждой странице (их 3), обсудить с группой и выписать на большой лист ватмана. Результаты вывешиваются на доске и комментируются участниками. Понравившиеся цитаты записываются учащимися в тетрадях. Примеры цитат: “Мое мнение о книгах не есть мера самих вещей, оно лишь должно разъяснить, в какой мере я вижу эти вещи”, “То, что я излагаю здесь, всего лишь мои фантазии, и с их помощью я стремлюсь дать представление о самом себе”, “Я излагаю свои мысли по мере того, как они у меня появляются”. Социализация. Цитаты обобщаются и выделяются ключевые слова: я, свобода, мысли, познание, размышление. Делается вывод о сути эссе (свободное изложение своих мыслей с целью заставить читателя задуматься). Промежуточная рефлексия. Вспомните и выразите одним словом свою реакцию на данный текст. Каждый ученик называет свое слово. Наиболее частым оказывается слово “удивило”. Делается вывод о том, что в этом и заключается цель эссе - удивить читателя, заставить думать, разбудить в нем самостоятельную мысль. Какими способами автор добивается цели? Новая информация и ее обработка. Учитель дает новую информацию о Монтене, происходит ее обработка. Корректировка творческого продукта. Учащиеся делятся на новые группы. Каждый человек берет кусок разрезанной картинки и ищет товарищей с частями от этой картинки, то есть собирает пазл. Идет работа в новых группах с новыми текстами эссе. Названия текстов даны на обратной стороне пазлов-картинок. Задача - выделить отличительные особенности эссе от других жанров, найти изобразительно-выразительные средства. Социализация. Каждая группа читает свои наблюдения. Материалы обобщаются и записываются в тетрадях. Примеры записей: 1. Нет вступления. 2. Нет четкой композиции. 3. Использование цитат других людей. 4. Использование жизненного опыта в размышлениях. 5. Мнение не навязывается читателю. 6. Нет точных определений, выводов. Последний этап. Составление коллективного определения эссе с использованием слов “объем”, “композиция”, “произведение”. Результат: “Эссе - это прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, содержащее индивидуальные впечатления, не претендующее на исчерпывающую трактовку предмета”. В завершении работы учитель предлагает записать цитату Монтеня: “Этот огромный мир и есть то ЗЕРКАЛО, в которое нам нужно смотреться, чтобы ПОЗНАТЬ себя до конца”. Домашнее задание - написать эссе. Темы выбираются из предложенных учащимися “О любви”, “О цели жизни”. Общая рефлексия. Ответьте на вопросы: 1. Какие моменты урока запомнились? 2. Изменилось ли Ваше представление об эссе? Как? Примеры ответов: запомнилась работа с цитатами, высказывания одноклассников, выявление особенностей эссе. “Представление об эссе изменилось координально, оказывается, это не упрощенное сочинение, а полет мысли, не ограниченный композицией”, “Я стала лучше понимать, как писать эссе”. “Считал, что между эссе и сочинением нет разницы, оказалось, что это не так”. “Имел очень близкое представление об эссе и ранее”. Список используемой литературы
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |