Преподавание русского языка Односоставные предложенияNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 3296 Васильева Светлана Валировна, учитель русского языка и литературы Цели. Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование: учебник (Русский язык 8 класс /Под ред. Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской; М: 2010 г.); таблица; сигнальные карточки, интерактивная доска. План урока. 1. Разминка.
2. Повторение изученного материала.
3. Знакомство с односоставными предложениями.
4. Формирование умения применять изученный материал.
5. Наблюдение над функционированием односоставных предложений в текстах.
6. Подведение итога урока, выставление комментирование оценок. 7. Объяснение домашнего задания. Ход урока 1. Учитель: Здравствуйте ребята, наш урок мы начинаем с игры, фрагмент которой взят из игры “Проще простого”. Назовите верное значение слов из трёх, которые вам предложены: Пандект
Обучающийся: верно третье значение. Учитель: Бунчук Обучающийся: верно первое значение. Учитель: А теперь игра “Угадай слово по значению”. Определите слово по его лексическому значению.
2. Учитель: Обратите внимание на употребление последнего слова в контексте одного предложения. Запишите на доске предложение. Сделайте полный синтаксический разбор. Актёр сильно побледнел, произнося последнюю фразу (повест., невоск., простое, двусос., распр., полное, осложнено обстоятельством). Ответ обучающихся. 3. Учитель: В характеристике предложения нас интересует термин “двусоставное”. Какое предложение называется двусоставным? Обучающийся: Это предложение, в котором есть оба главных члена предложения – подлежащее и сказуемое. Учитель: Но в русском языке есть по строению грамматической основы предложения бывают и с одним главным членом предложения. Посмотрите на доску, где записано несколько предложений. (Одна часть доски закрыта). 1) Выделите главные члены предложения и определите их функцию. Люблю грозу в начале мая (опред.-личностное). 2) Определите, чем выражены главные члены предложения, т.е. определите у глагола непостоянные морфологические признаки. (Наклонение, время, число, род и время. У ИС – падеж). В колхозах готовятся к севу. В дверь постучали (неопред.-личностное). 3) Определите распространённость предложений. Светает. Меня знобит (безличные). Зима. Лёгкий морозец (назывные). Учитель: Ребята, обратите внимание на грамматическую основу предложений, скажите, что у них общего? Обучающийся: В этих предложениях один главный член. Учитель: Верно, эти предложения объединяет то, что они являются односоставными, т.е. имеют один член предложения. Односоставные предложения делятся на несколько видов по значению и способу выражения главного члена. В двусоставных предложениях названы действия и делитель. В односоставных – либо действие, либо делитель. Вернёмся к предложениям. Учитель: Что называется в первом предложении? Обучающийся: В первом предложении называется действие. Учитель: Можно ли определить действующее лицо и сказать, кто любит грозу? Обучающийся: Действующее лицо можно определить, это говорящий. Учитель: Восстановите подлежащее в предложении, поставив местоимение. Какое местоимение можно подставить? Обучающийся: Можно подставить местоимение 1 л. ед.ч., а также 1 л. мн.ч., 2 л. ед.ч. Учитель: Подразумевается ли в этих предложениях деятель и почему? Обучающийся: Деятель подразумевается, т.к. в предложении можно восстановить подлежащее, поставив местоимение 3 л. мн.ч. Учитель: Конкретно ли это лицо? Обучающийся: Нет. Учитель: Т.е. конкретно нельзя сказать, кто совершил действие, оно совершено неопределённым лицом, поэтому этот вид называется неопределённо-личным. Учитель: Мыслится ли активный деятель в третьем предложении? Почему? Обучающийся: Нет, т.к. нельзя восстановить подлежащее. Учитель: Т.е., в каких предложениях нет и не может быть действующего лица, следовательно, эти предложения безличные. Учитель: На что указывается в последующих предложениях? Обучающийся: Указывается на наличие какого-либо явления, предмета. Учитель: Таким образом, эти предложения назывные. Из всего вышесказанного можно составить опорный конспект. Учитель: Предложения по наличию грамматических основ делятся на двусоставные и односоставные. В свою очередь, последние по значению и способу морфологического выражения главного члена делятся на следующие виды: (рассказывая по конспекту, обучающиеся приводят собственные примеры). 1) Определённо-личные – это предложение со сказуемым-глаголом в форме 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа. 2) Неопределённо-личные – это предложение со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица множественного числа. 3) Безличные – это предложение со сказуемым-глаголом, при котором нет и не может быть подлежащего. 4) Назывные – это односоставное предложение, с главным членом – подлежащим. 4. Учитель: Найдём изучающие языковые явления в упражнении 205-м стр. 96. Прочтите задание к упражнению. Определите вид односоставного предложения и способ морфологического выражения главного члена. Учитель: Таким образом, мы убедились, что в односоставном предложении есть только один главный член предложения. Учитель: Синтаксические конструкции с одним главным членом предложения очень часто используются писателями, поэтами. Не является исключением и С.Есенин. Определите вид предложения по характеру грамматической основы в строчках стихов поэта. Поднимите карточку, соответствующую виду односоставные предложения запишите в тетрадь, определите вид и способ морфологического выражения главного члена. Обучающийся: 1) Выткался на озере алый цвет зари. 2) Пахнет яблоком и мёдом по церквам (безлич.). 3) Вяжут кружева над лесом в жёлтой пене облака. 4) За горами, за жёлтыми долами протянулась тропа деревень. 5) Мутно гляжу на окна (опред.-личн.). 6) Поцелуй названия не имеет. 7) Топи да болота, синий плат небес (назыв.). Учитель: Не только С. Еленин использовал в своих произведениях односоставные предложения, но и другие поэты. Вспомните или сами придумайте односоставные предложения на тему “Осень”. Запишите их в тетрадь. Обучающийся: 1) Холодный дождь (назыв.). 2) Люблю солнечное, яркое бабье лето (опред.-личн.). 3) Во дворах жгут жёлтые листья (неопред.-личн.). 4) Грустно смотреть на облетающие листья (безлич.). Учитель: Мы ещё не всё знаем об односоставных предложениях. Часто употребление односоставных предложений играет определённую стилистическую роль. Учитель: На доске отрывок из романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. Прочтите его (ст. повесть “Тамань”). Какие типы предложения использованы автором в этом отрывке? Обучающийся: В этом отрывке определённо-личные предложения. Учитель: Убедимся, действительно ли необходимы определённо-личные предложения в этом отрывке. Вставьте местоимения, т.е. восстановите подлежащее. Учитель: Скажите, при каком прочтении картина, изображённая автором, динамичнее, а в каком статичнее? Обучающийся: При первом прочтении динамичнее, при втором – статичнее. Учитель: Верно, поставьте в определённо-личные предложения подлежащих делает речевые конструкции более тяжеловесными, а картины менее динамичными. К тому же, повторения местоимения “я” вызывает неблагозвучие. Используются определённо-личные предложения в научной речи. Возьмём, к примеру, упражнение 205, задание к этому упражнению состоит из определённо-личные предложений. Прочтите его. Обучающийся: Прочитайте. Найдите двусоставные предложения, затем односоставные с главным членом – сказуемым. Укажите наклонение, время, лицо глагола-сказуемого в этих предложениях. Учитель: Восстановите подлежащее в предложениях. Удобен ли сейчас текст для чтения? Обучающийся: Нет, снизилась степень понимания текста. Учитель: Таким образом, определённо-личные предложения делают текст ясным, точным, лаконичным. Подобное строение формулировок заданий является речевой нормой. Итак, в каких стилях речи используют определённо-личные предложения? Обучающийся: Определённо-личные предложения используются в художественном, научном, разговорном, публицистическом стилях речи. Учитель: Сфера применения неопределённо-личных предложений не менее широка. Послушайте предложения. И мутную воду пьют в невзгоду. Птицу кормом, а человека лестью обманывают. Дарёному коню в зубы не смотрят. Иглою шьют, чашею пьют. Учитель: Что это за предложения? Обучающийся: Это пословицы. Учитель: Почему в пословицах так много неопределённо-личных предложений? Обучающийся: Пословицы носят обобщённый характер, т.е. в них важен не деятель, а действие. А неопределённо-личных предложения позволяют сосредоточить внимание слушателя на действие, оставляя в тени понятие о действующем лице. Учитель: Приведите примеры пословиц, определите их лексическое значение. Обучающийся: От добра не ищут – доброе дело о выгоде не думает. Цыплят по осени считают – результат работы необходимо учитывать в конце. Учитель: Неопределённо-личных предложения используются ив научной речи – при описании экспериментов и научных процессов. Почему, как вы думаете? Обучающийся: Так как при их описании важно действие, а не тот, кто конкретно проводит эксперимент. Учитель: Итак, неопределённо-личных предложения используются в научной и устной речи. Вывод о сфере применения безличных предложений сделайте самостоятельно, посмотрев художественную, научную, публичестическую. 5. Учитель: Итак, сегодня на уроке вы познакомились с односоставными предложениями. Какие предложения называются односоставными. Обучающийся: Односоставные предложения – это предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена. Учитель: Какие типы односоставных предложений по значению и способу выражения главных членов вы знаете? Обучающийся: Односоставные предложения бывают: определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные. 6. Домашнее задание: знать, какие предложения называются односоставными, типы этих предложений, подготовить рассказ об односоставных предложениях по опорному конспекту. Подобрать примеры односоставных предложений, которые употребляются в разных стилях речи. До свидания. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |