Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Односоставные предложения
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Односоставные предложения


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 3296

Васильева Светлана Валировна, учитель русского языка и литературы

Цели.

Образовательные:

  • повторить материал о непостоянных морфологических признаках глагола и имени существительного;
  • повторить материал о способах морфологического выражения главных членов предложения;
  • дать понятие об односоставных предложениях;
  • познакомить обучающихся с видами односоставных предложений по значению и способу морфологического выражения главного члена;
  • выявить функции употребления односоставных предложений в тексте;
  • показать стилистическую сферу употребления односоставных предложений в тексте.

Развивающие:

  • закрепить умение определять непостоянные морфологические признаки глагола и имени существительного;
  • закрепить умение определять способ морфологического выражения главного члена предложения;
  • сформировать умение находить изучаемые явления в тексте;
  • сформировать умение определять тип односоставного предложения по значению и способу морфологического выражения главного члена;
  • сформировать умение употреблять односоставного предложения в устной и письменной речи;
  • сформировать умение определять функцию употребления односоставных предложений в тексте.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру умственного труда на основе анализа, синтеза сравнения и группировки.

Оборудование: учебник (Русский язык 8 класс /Под ред. Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской; М: 2010 г.); таблица; сигнальные карточки, интерактивная доска.

План урока.

1. Разминка.

  1. Игра “Проще простого”.
  2. Игра “Угадай слово по значению”.

2. Повторение изученного материала.

  1. Полный синтаксический разбор предложения со словом “актёр”.

3. Знакомство с односоставными предложениями.

  1. Работа по таблице.
  2. Самостоятельное определение типов односоставных предложений по значению и форме морфологического выражения главного члена.
  3. Работа по опорному конспекту: рассказ учителя, рассказ двух учеников.

4. Формирование умения применять изученный материал.

  1. Упражнение 205-е (аналитическое, устное).
  2. Работа с сигнальными карточками (аналитическое, письменное).

5. Наблюдение над функционированием односоставных предложений в текстах.

  1. Работа с отрывком из романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.
  2. Стилистический эксперимент с заданием к упражнению 205-му.
  3. Самостоятельный вывод о стилистической сфере употребления определённо-личностных предложений.
  4. Работа с пословицами.
  5. Сообщение об употреблении в научной речи неопределённо-личностных предложений.

6. Подведение итога урока, выставление комментирование оценок.

7. Объяснение домашнего задания.

Ход урока

1. Учитель: Здравствуйте ребята, наш урок мы начинаем с игры, фрагмент которой взят из игры “Проще простого”. Назовите верное значение слов из трёх, которые вам предложены:

Пандект

  1. Большая люстра – или многогнездовой подсвечник в церкви.
  2. Наклонная плоскость в здании.
  3. Сборник извлечений из классического сочинения римских юристов.

Обучающийся: верно третье значение.

Учитель: Бунчук

  1. Шумовой музыкальный инструмент в военных оркестрах.
  2. Травянистое декоративное растение.
  3. Мужчина, относящийся к этнической группе западных украинцев.

Обучающийся: верно первое значение.

Учитель: А теперь игра “Угадай слово по значению”. Определите слово по его лексическому значению.

  1. Широкое оповещение о потребительских свойствах товаров, видов услуг с целью создания спроса на них. (Реклама).
  2. Высший показатель спортивных соревнований. (Рекорд).
  3. Профессиональный исполнитель ролей в театральных представлениях. (Актёр).
  4. Регулярное денежное пособие, выдаваемое обучающимся в учебных заведениях. (Стипендия).

2. Учитель: Обратите внимание на употребление последнего слова в контексте одного предложения. Запишите на доске предложение. Сделайте полный синтаксический разбор.

Актёр сильно побледнел, произнося последнюю фразу (повест., невоск., простое, двусос., распр., полное, осложнено обстоятельством).

Ответ обучающихся.

3. Учитель: В характеристике предложения нас интересует термин “двусоставное”. Какое предложение называется двусоставным?

Обучающийся: Это предложение, в котором есть оба главных члена предложения – подлежащее и сказуемое.

Учитель: Но в русском языке есть по строению грамматической основы предложения бывают и с одним главным членом предложения. Посмотрите на доску, где записано несколько предложений. (Одна часть доски закрыта).

1) Выделите главные члены предложения и определите их функцию. Люблю грозу в начале мая (опред.-личностное).

2) Определите, чем выражены главные члены предложения, т.е. определите у глагола непостоянные морфологические признаки. (Наклонение, время, число, род и время. У ИС – падеж). В колхозах готовятся к севу. В дверь постучали (неопред.-личностное).

3) Определите распространённость предложений. Светает. Меня знобит (безличные). Зима. Лёгкий морозец (назывные).

Учитель: Ребята, обратите внимание на грамматическую основу предложений, скажите, что у них общего?

Обучающийся: В этих предложениях один главный член.

Учитель: Верно, эти предложения объединяет то, что они являются односоставными, т.е. имеют один член предложения. Односоставные предложения делятся на несколько видов по значению и способу выражения главного члена. В двусоставных предложениях названы действия и делитель. В односоставных – либо действие, либо делитель. Вернёмся к предложениям.

Учитель: Что называется в первом предложении?

Обучающийся: В первом предложении называется действие.

Учитель: Можно ли определить действующее лицо и сказать, кто любит грозу?

Обучающийся: Действующее лицо можно определить, это говорящий.

Учитель: Восстановите подлежащее в предложении, поставив местоимение. Какое местоимение можно подставить?

Обучающийся: Можно подставить местоимение 1 л. ед.ч., а также 1 л. мн.ч., 2 л. ед.ч.

Учитель: Подразумевается ли в этих предложениях деятель и почему?

Обучающийся: Деятель подразумевается, т.к. в предложении можно восстановить подлежащее, поставив местоимение 3 л. мн.ч.

Учитель: Конкретно ли это лицо?

Обучающийся: Нет.

Учитель: Т.е. конкретно нельзя сказать, кто совершил действие, оно совершено неопределённым лицом, поэтому этот вид называется неопределённо-личным.

Учитель: Мыслится ли активный деятель в третьем предложении? Почему?

Обучающийся: Нет, т.к. нельзя восстановить подлежащее.

Учитель: Т.е., в каких предложениях нет и не может быть действующего лица, следовательно, эти предложения безличные.

Учитель: На что указывается в последующих предложениях?

Обучающийся: Указывается на наличие какого-либо явления, предмета.

Учитель: Таким образом, эти предложения назывные. Из всего вышесказанного можно составить опорный конспект.

Учитель: Предложения по наличию грамматических основ делятся на двусоставные и односоставные. В свою очередь, последние по значению и способу морфологического выражения главного члена делятся на следующие виды: (рассказывая по конспекту, обучающиеся приводят собственные примеры).

1) Определённо-личные – это предложение со сказуемым-глаголом в форме 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа.

2) Неопределённо-личные – это предложение со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица множественного числа.

3) Безличные – это предложение со сказуемым-глаголом, при котором нет и не может быть подлежащего.

4) Назывные – это односоставное предложение, с главным членом – подлежащим.

4. Учитель: Найдём изучающие языковые явления в упражнении 205-м стр. 96. Прочтите задание к упражнению. Определите вид односоставного предложения и способ морфологического выражения главного члена.

Учитель: Таким образом, мы убедились, что в односоставном предложении есть только один главный член предложения.

Учитель: Синтаксические конструкции с одним главным членом предложения очень часто используются писателями, поэтами. Не является исключением и С.Есенин. Определите вид предложения по характеру грамматической основы в строчках стихов поэта. Поднимите карточку, соответствующую виду односоставные предложения запишите в тетрадь, определите вид и способ морфологического выражения главного члена.

Обучающийся:

1) Выткался на озере алый цвет зари.

2) Пахнет яблоком и мёдом по церквам (безлич.).

3) Вяжут кружева над лесом в жёлтой пене облака.

4) За горами, за жёлтыми долами протянулась тропа деревень.

5) Мутно гляжу на окна (опред.-личн.).

6) Поцелуй названия не имеет.

7) Топи да болота, синий плат небес (назыв.).

Учитель: Не только С. Еленин использовал в своих произведениях односоставные предложения, но и другие поэты. Вспомните или сами придумайте односоставные предложения на тему “Осень”. Запишите их в тетрадь.

Обучающийся:

1) Холодный дождь (назыв.).

2) Люблю солнечное, яркое бабье лето (опред.-личн.).

3) Во дворах жгут жёлтые листья (неопред.-личн.).

4) Грустно смотреть на облетающие листья (безлич.).

Учитель: Мы ещё не всё знаем об односоставных предложениях. Часто употребление односоставных предложений играет определённую стилистическую роль.

Учитель: На доске отрывок из романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. Прочтите его (ст. повесть “Тамань”). Какие типы предложения использованы автором в этом отрывке?

Обучающийся: В этом отрывке определённо-личные предложения.

Учитель: Убедимся, действительно ли необходимы определённо-личные предложения в этом отрывке. Вставьте местоимения, т.е. восстановите подлежащее.

Учитель: Скажите, при каком прочтении картина, изображённая автором, динамичнее, а в каком статичнее?

Обучающийся: При первом прочтении динамичнее, при втором – статичнее.

Учитель: Верно, поставьте в определённо-личные предложения подлежащих делает речевые конструкции более тяжеловесными, а картины менее динамичными. К тому же, повторения местоимения “я” вызывает неблагозвучие. Используются определённо-личные предложения в научной речи. Возьмём, к примеру, упражнение 205, задание к этому упражнению состоит из определённо-личные предложений. Прочтите его.

Обучающийся: Прочитайте. Найдите двусоставные предложения, затем односоставные с главным членом – сказуемым. Укажите наклонение, время, лицо глагола-сказуемого в этих предложениях.

Учитель: Восстановите подлежащее в предложениях. Удобен ли сейчас текст для чтения?

Обучающийся: Нет, снизилась степень понимания текста.

Учитель: Таким образом, определённо-личные предложения делают текст ясным, точным, лаконичным. Подобное строение формулировок заданий является речевой нормой. Итак, в каких стилях речи используют определённо-личные предложения?

Обучающийся: Определённо-личные предложения используются в художественном, научном, разговорном, публицистическом стилях речи.

Учитель: Сфера применения неопределённо-личных предложений не менее широка. Послушайте предложения.

И мутную воду пьют в невзгоду. Птицу кормом, а человека лестью обманывают. Дарёному коню в зубы не смотрят. Иглою шьют, чашею пьют.

Учитель: Что это за предложения?

Обучающийся: Это пословицы.

Учитель: Почему в пословицах так много неопределённо-личных предложений?

Обучающийся: Пословицы носят обобщённый характер, т.е. в них важен не деятель, а действие. А неопределённо-личных предложения позволяют сосредоточить внимание слушателя на действие, оставляя в тени понятие о действующем лице.

Учитель: Приведите примеры пословиц, определите их лексическое значение.

Обучающийся: От добра не ищут – доброе дело о выгоде не думает. Цыплят по осени считают – результат работы необходимо учитывать в конце.

Учитель: Неопределённо-личных предложения используются ив научной речи – при описании экспериментов и научных процессов. Почему, как вы думаете?

Обучающийся: Так как при их описании важно действие, а не тот, кто конкретно проводит эксперимент.

Учитель: Итак, неопределённо-личных предложения используются в научной и устной речи. Вывод о сфере применения безличных предложений сделайте самостоятельно, посмотрев художественную, научную, публичестическую.

5. Учитель: Итак, сегодня на уроке вы познакомились с односоставными предложениями. Какие предложения называются односоставными.

Обучающийся: Односоставные предложения – это предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена.

Учитель: Какие типы односоставных предложений по значению и способу выражения главных членов вы знаете?

Обучающийся: Односоставные предложения бывают: определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные.

6. Домашнее задание: знать, какие предложения называются односоставными, типы этих предложений, подготовить рассказ об односоставных предложениях по опорному конспекту. Подобрать примеры односоставных предложений, которые употребляются в разных стилях речи. До свидания.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21