Преподавание русского языка
Урок-игра для учащихся 5-6-х классов "Час занимательного русского языка"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 4067
Федорова Юлия Нуруллаевна, учитель русского языка и литературы Цели: - Проверить знания и умения учащихся 5-6 классов по общим вопросам русского языка.
- Развивать творческое воображение учащихся, используя проблемные ситуации, развивать эмоции учащихся, развивать познавательный интерес школьников.
- Воспитывать чувство коллективизма, любви к русскому языку, умение находить выход из трудных ситуаций.
Оборудование: презентация, плакаты. «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры... Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.» А.И.Куприн «Язык, великолепный наш язык, Речное и степное в нем раздолье, В нем клекоты орла и волчий рык, Напев и звон, и ладан богомолья. В нем воркованье голубя весной, Взлет жаворонка к солнцу – выше, выше. Березовая роща. Свет сквозной. Небесный дождь, просыпанный по крышам.» К. Бальмонт Ход игры I. Представление команд. Команда 1. Мы отвечаем дружно, И здесь сомнений нет: Сегодня будет дружба Владычицей побед. Команда 2. И пусть острей кипит борьба, Сильней соревнование: Успех решает не судьба, А только наши знания. Команды отдают жюри свои эмблемы, произносят названия и девизы. II. Разминка. Ведущий: Ответьте, о ком или о чем говорится. - «Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей. (Дневник.)
- Что такое ручкохранилище? (Пенал.)
- Земля, которую может покрутить любой желающий. (Глобус.)
- Его долгожданный звук является божественной музыкой для не выучившего урок школьника. (Звонок.)
- Как называется школьный известняк? (Мел.)
- Предмет, опровергающий поговорку: «Что написано пером, не вырубишь топором». (Ластик.)
- Слово белый по отношению к слову черный. (Антоним.)
- Пишется так же, но смысл другой. (Омоним.)
- Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова дерево, написанного на бумаге? (Корень.)
- Он бывает между корнем и окончанием. (Суффикс.)
- В какую букву надо поместить слово-согласие, чтобы получить продукт таяния снега? (В О да.)
- Именно этим «инструментом», являющимся частью речи, А.С.Пушкин призвал «жечь сердца людей». (Глагол.)
III. Основная часть. Конкурс 1. Постижение народной мудрости. Ведущий: Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык – самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной, интересной. Сейчас я хочу предложить вам ответить на вопросы, вспомнив соответствующие пословицы и поговорки и сформулировав их дословно. В задании могут встретиться и фразеологические обороты, которые приближены к поговоркам. - Он здоровый в здоровом теле. (Здоровый дух.)
- Часть одежды, которую рекомендуют держать шире. (Карман шире.)
- У него глаза велики. (У страха.)
- Только там бывает бесплатный сыр. (В мышеловке.)
- Ее ждут, сидя у моря. (Погоды.)
- Эта часть предмета бывает золотой. (Середина.)
- Какую еду иногда просит обувь у ее незадачливого владельца? (Кашу – «сапоги каши просят».)
Конкурс 2. «Что это? Кто это?» Ведущий: В этом конкурсе вам предстоит решить кроссворд. Подготовленные ученики читают стихотворение А.Шибаева «Слова, слова, слова»: Всему название дано И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету! И всё, что может видеть глаз Над нами и под нами, И всё, что в памяти у нас, Означено словами. Они слышны и здесь и там, На улице и дома: Одно давно привычно нам, Другое – незнакомо... Язык и стар, и вечно нов! И это так прекрасно – В огромном море – море слов – Купаться ежечасно! Ведущий: Ответьте на вопросы: что это? кто это? Этот автор спит в портфеле, Этот пони – день недели. Этот плот – из полотна, Этот рак сильней слона, Эта марка ест бананы, Этот сыр – с лесной поляны. (Слайд 7) Ответы: - Авторучка.
- Понедельник.
- Полотенце.
- Трактор.
- Мартышка.
- Сыроежка.
Конкурс 3. Расставьте гласные. Ведущий: Этот конкурс требует от вас определенной фантазии и большого словарного запаса. Но для начала вспомните, какие буквы называют гласными. Дети: Воздух свободно идет через рот, Нет препятствий разных. Голос участвует, голос зовет, Звук получается гласный. Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, Могут в кроватке баюкать ребенка, Но не желают свистеть и ворчать. Ведущий: А теперь, пожалуйста, расставьте гласные в предлагаемых вам конструкциях, например так, как показано на доске. (Слайд 9) Букву Е БРТ – БеРеТ СВР – СеВеР ВР – ВееР КЛЩ – КЛеЩ | Команды получают задание на карточках: Букву О КН – окно ГРХ – горох КЛКЛ – колокол ТПТ – топот БЛТ – болт ПКЙ – покой ГРН – горн ТРН – трон КРК – окорок ГЛТК – глоток Букву У СД – суд ШРП – шуруп КСС – уксус КСТ – куст БРНДК – бурундук | Букву А БРН – баран ТК – атака РФ – арфа МРК – марка СТР – астра КРМН – карман БРК – барак ШЛШ – шалаш ФНТ – фант ШРМ – шрам, шарм Букву И ПРЗ – приз PC – рис ЛЛЯ – лилия ФЛН – филин PC – ирис | Конкурс 4. Редактор. Ведущий: В этом конкурсе мы проверим ваше умение правильно строить предложения. Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в каждом предложении и объясните, почему нельзя так писать. Ведущий раздает командам тексты: - Я одел пальто и пошел гулять. (На себя – надел.)
- Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками. (Известен всей школе.)
- У дороги стоял пожилой гриб. (Старый.)
- Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов. (Из-за.)
- Столяр сделал тумбочку из сосны с четырьмя ножками. (У чего четыре ножки?)
- Она уверена в свои силы. (Уверена в своих силах.)
| Конкурс 5. Устная речь. Подготовленные ученики читают стихотворение В.Шефнера «Устная речь»: Это так, а не иначе, Ты мне, друг мой, не перечь: Люди стали жить богаче, Но беднее стала речь. Гаснет устная словесность – Разговорная краса; Отступают в неизвестность Речи русской чудеса. Сотни слов родных и метких, Сникнув, голос потеряв, Взаперти, как птицы в клетках, Дремлют в толстых словарях. Ты их выпусти оттуда, В быт обыденный верни, Чтобы речь – людское чудо – Не скудела в наши дни. Ведущий: В этом конкурсе вам надо соединить фразеологическое сочетание в левой части доски с его объяснением в правой. (Слайд 12) - Не ударить в грязь лицом.
- Держать себя в руках.
- Мелькнуть, как молния.
- Игра не стоит свеч.
- Стрелять без промаха.
- Во что бы то ни стало.
- Не находить себе места.
- Вешать голову.
| А. Занятие, которое себя не оправдывает. Б. Обязательно. В. Очень быстро. Г. Точно в цель. Д. Сохранять самообладание. Е. Показать себя с лучшей стороны. Ж. Быть в состоянии большого волнения. З. Огорчаться. | Ответы: 1Е, 2Д, 3В, 4А, 5Г, 6Б, 7Ж, 8З. Конкурс 6. Найди ошибки. Карточка. Я шол полестной дарошке в диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса слышался галасок малинофки. У опушке милкали голубымколоколчики белыи ромашки на высокой ношки. От опушке к диревни тенулась паляна. За паляной сенела речька. Около речьки паслос стадо. | Ведущий: Сейчас мы сможем проверить, в какой команде самые внимательные и грамотные дети. Перед вами диктант, написанный учеником, нечасто посещавшим уроки русского языка. Исправьте ошибки в тексте. За каждую исправленную ошибку команде начисляется по 1 баллу. Конкурс 7. Веселая грамматика». Подготовленные ученики читают стихотворение О.Высоцкой: Существительное – школа, Просыпается – глагол. С прилагательным веселый Новый школьный день пришел. Встали мы – местоименье, Бьет числительное семь. За ученье, без сомненья, Приниматься надо всем. Мы наречием отлично На уроках дорожим. Соблюдаем мы привычно Дисциплину и режим. Не и ни у нас частицы, Их нам надо повторять И при этом не лениться И ни часу не терять! После школы, как известно, Мы катаемся в санях. Здесь особенно уместны Междометья ох и ах! А потом У теплой печи Повторяем Части речи! Ведущий: Поработаем с частями речи. От предложенных имен прилагательных образуйте имена существительные. (Слайд 15) - храбрый
- сильный
- гордый
- мудрый
- грубый
- веселый
- умный
- крепкий
| - смелый
- добрый
- болтливый
- богатый
- хвастливый
- ленивый
- бедный
| IV. Подведение итогов. Пока жюри подводит итоги, учащиеся разыгрывают сценку. Лингвистическая шутка «Несуразные вещи». - Здравствуй! - Привет! - Что ты несешь? - Несу разные вещи. - Несуразные? Почему они несуразные-то? - Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот несу мел... - Что не сумел? - Отстань. - Да ведь ты говоришь: «Не сумел!» Что не сумел-то? - Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет. - Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь? - Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник! Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит. - Вот оно что... - А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет. - Тамарка? - Ага. - И ничего, симпатичная? - Красивая! Зеленая такая. - То есть как? - Зеленого цвета. - Постой, постой... Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые? - У кого волосы? - Да у Тамарки-то. - Что-о?! - Ну, ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка». - Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая... Там арка нарисована. - Ага, все-таки нарисована Тамарка? На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил! - Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Пока, некогда мне. - Пока! Смотри не растеряй свои несуразные вещи. - А ну тебя... - Да! Стой, стой! - Ну, что еще? - Привет передавай. - Кому? - Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене. V. Объявление результатов. Награждение победителей. Презентация к уроку
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|