Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок по теме "Лексика и фразеология". 6-й класс
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок по теме "Лексика и фразеология". 6-й класс


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1391

Реброва Татьяна Вячеславовна, учитель русского языка и литературы

Что надо знать: Что такое профессионализмы, сфера их употребления.

Что надо уметь: находить профессионализмы в толковых словарях, объяснять употребление профессиональных слов в художественных произведениях.

1. Проверка домашнего задания упр.72

Чтение словариков "полевых", "цветочных" слов. (Продолжение проектной работы, начатой на предыдущем уроке)

2. Синтаксическая пятиминутка.

Они во мне звучат едва-едва,
Старинные, забытые слова.
"Долонь", "десница", "выя", "рамена",
Как некогда, в иные времена.
В. Перкин

- Дать толкование устаревшим словам. Вспомнить, какие еще вы знаете устаревшие слова. Для чего используются они в тексте стихотворения?

3. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка 1.

Подготовьте рассказ на тему "Что мне поведал толковый словарь учебника о словах роскошь, сугрев, озябли".

Карточка 2.

Старинный

докажите, что данное слово многозначное.

Составьте с данным словом словосочетание или предложение, употребив его в разных значениях.

Составьте схему предложения:

Словари - наши друзья и помощники.

4. Сообщение учащихся о профессиональных словах. Демонстрация слов, которые являются профессиональными, что они обозначают.

5. Создание иллюстраций к словам: тушь - работа в туши, скальпель, кортик, отдать концы (морск.)

6. Знакомство с материалом учебника о профессиональных словах. ( П.15.)

7. Закрепление материала:

В толковом словаре учащиеся должны найти значение слов пунсон, матрица, литеры.

Выполнение упр. 67(устно), 68 (письменно).

РАБОТА С ТЕКСТОМ

Вулкан - это гора с углублением на вершине. Выливавшаяся из вулкана магма называется лавой. Лава разливается по оре и вокруг нее, сжигая все на своем пути., а затем застывает. В центре вулкана остается канал - жерло. По нему поднимается новая магма. Когда вулкан затихает, верхняя часть жерла остается пустым углублением на вершине. Это углубление называется кратером. Наличие кратера - признак вулканической горы.

Статья из учебника "Мир и человек"

- В каком словаре мы могли бы познакомиться с этими сведениями о вулкане?

- К какому стилю относится текст?

После повторного чтения текста учащиеся выписывают географические термины.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

- Упр. 69.

-Индивидуальное задание "Что мне поведал школьный толковый словарь о словах октава, олицетворение, метафора"

- проектная деятельность: подготовить презентацию "Слова-профессионализмы в моей семье" (6-7 слайдов) .

- проектная деятельность: "Старинные русские меры длины"

Урок по теме: "Лексика. Повторение по теме".

  • Фронтальный опрос (контрольные вопросы на с. 48)
  • Проверка выполнения домашнего задания упр. 107,109.
  • Защита проектной работы по теме: "Старинные русские меры длины"

Пядь - расстояние между вытянутыми большим и указательным пальцами руки при их наибольшем удалении (размер пяди колебался от 19 до 23 см).

Локоть - расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки до локтевого сгиба (размер локтя колебался в пределах от 38 до 46 см и соответствовал двум пядям).

Сажень простая - расстояние между пальцами вытянутых в противоположные стороны рук (примерно 152 см); состояла из 4 локтей или 8 пядей.

Сажень маховая - расстояние между кончиками средних пальцев вытянутых рук человека среднего роста (равнялась примерно 176 см).

Сажень косая - расстояние от пальцев правой (левой) ноги стоящего человека до конца пальцев вытянутой по диагонали левой ( правой) руки ( равнялась примерно 216 см).

Вершок - равен 4,5 см.

Аршин - равен 71 см; линейка или палка такой длины для измерения.

Верста - равнялась 1,06 км; верста межевая примерно 2,16 км или 1000 саженей.

Четверть - 1/4 часть аршина, т.е. примерно 18 см.

Задание: вспомнить и записать фразеологизмы со старинными русскими мерами длины. Это задание выполняется на скорость у доски. Класс поделен на три команды( ряд является командой)

От горшка два вершка; мерить на свой аршин; как аршин проглотил; косая сажень в плечах; семи пядей во лбу; сам с ноготок, а борода с локоток; не отдать ни пяди земли; видеть на сажень сквозь землю; ты от дела на пяденьку, а оно от тебя на саженьку; пять верст до небес и все лесом; за семь верст киселя хлебать; на вершок от гибели; писать аршинными буквами; за версту увидеть; вырос на целую четверть.

Кто больше приведет примеров с данной иноязычной частью?

Аква- био- гео- библио-

Игра "Кто быстрее?"

Замените устаревшие слова синонимами, расположенными в правом столбце.

Очи, чело, ланиты, уста, Щеки, глаза, губы, лоб,
Перст, баталия, глаголет, говорит, палец, битва,
Брадобрей парикмахер

Найдите устаревшее слово "Четвертое лишнее", запишите его.

  • Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.
  • Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.
  • Игры: шашки, бирюльки, шахматы, лото.

Работа с текстом.

Задание: прослушайте текст писателя П.Л. Яковлева, друга А.С. Пушкина, отрывок из рассказа "Вятская элегия". Ответьте на вопрос: в чем необычность текста? Понятен ли текст без перевода? Как называются такие слова? Выпишите диалектные слова и их перевод.

"Штее у тея?" - "Шоры!" - "Лонские?" - "лонские лониста проданы". _ "А есть ли у тебе селюшки?" - "Нет, парень, всех запродал". - "Да штё у тея талы-то покраснели?"- "Да штё! После комухи, знашь!" - "Ну прости, родимой: пойти купить мелу!"

Перевод:

"Что это у тебя?" - "Индейки!" - "Индейки!"- "Прошлогодние?" - "Прошлогодние в прошлом году проданы". - "А есть ли у тебя цыплята?"- "Нет, всех продал". - "Да что у тебя глаза-то покраснели?"- "Да что! После лихорадки, знаешь!"- "Ну прощай, дорогой: пойти купить дрожжей!"

Трудно представить себе, чтобы в такую речевую ситуацию мог бы попасть кто-то из наших современников, потому что в наши дни диалекты разрушаются под мощным напором литературной речи. Но в текстах художественной литературы диалектные слова и выражения способствуют для передачи местного колорита, эпохи, характеристики персонажа или для создания комической ситуации.

8. Подведение итогов, выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее индивидуальное задание:

Дайте шутливое истолкование слов по образцу и постарайтесь изобразить его на рисунках:

Ряженка - "модница, нарядная женщина"

Ельник - "рот"

Слепень, пудинг, едва, хрусталь, свинец, ломовик, леденец, строгач, сметана, селезенка.

Для справки: слепень - "скульптор" (лепить), пудинг - "тяжелоатлет" (от слова пуд), едва- Е два раза, хрусталь-"битое стекло" (хрустеть), свинец - "поросенок", ломовик- "ребенок" (от гл. ломать), леденец - "холодильник" (лед), строгач - "столяр" (от гл. строгать), сметана - "дворничиха" (от гл. мести), селезенка - "утка" (пара селезню).

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе. М., "Просвещение", 2003.
  2. Соловьева Н.Н. Карточки дифференцированного контроля знаний по русскому языку 6 класс в 2 ч. М., Материк-Альфа, 2005.
  3. Кукушин В.С. Теория и методика обучения. Ростов-на-Дону, "Феникс", 2005.
  4. Львова С.И. Язык в речевом общении. М., "Просвещение", 1991.

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21