Преподавание литературы Литературная гостиная. Творческая встреча с рубцовским поэтом И.Ф. Селюковым "В свою страну зову я вас…"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1449 Решетько Сергей Николаевич, учитель русского языка и литературы Цели проведения:
Эпиграф:
I этап - подготовительный
для игры "Буриме" набрать на компьютере рифмы из стихотворений поэта:
и оригинал:
Для игры "Собери "рассыпавшиеся" стихи" написать на ватмане текст стихотворения (короткого), разрезать на строки (слова) и прикрепить магнитами или скотчем вразброс к доске. Слова - моя лестница.
Набрать на компьютере крупно (для оформления доски, если есть проектор, вывести на экран):
Литературная гостиная Текст эпиграфа:
II этап - проведение литературной гостиной Краткий сценарий: 1. Встреча гостей. Гостей встречает у входа в гостиную (приветливо, дружески, радушно и т. п.) хозяин гостиной. Для каждого гостя находит добрые слова приветствия. Звучат композиции: Любэ "Зона ЛЮБЭ"-94 или Михаил Круг "Роза", группа "Попутчик", Трофимов "Рубцовские лагеря" - о зоне, заключённых (на выбор). В это время гости (рассматривают, читают) знакомятся с выставкой книг поэта, публикациями о нём и его журналистскими работами, другими материалами - знакомятся с творчеством и личностью поэта. На стульях - распечатки стихов поэта. !!! В период подготовки учителем организуется чтение стихов, беседы о творчестве поэта. На сменных стендах помещаются ксерокопии или сканированные тексты стихов, фотографий. Всё это направлено на создание атмосферы ожидания гостя. Все рассаживаются. Музыка смолкает. Включается видеосюжет о природе Алтая (талантливая работа Владимира Пузанова видеостудии "Сказ" исторического музея г. Рубцовск). Звучит "День" на стихи Омара Хайяма композитора Дидюли. (Просмотр - 6 минут). Хозяин гостиной (на фоне музыки Диск Лазерный London Cafe Del Mar I, 2002 год - 1-я композиция): Добрый всем день! Вот на этой лирической ноте мы и продолжим в нашей литературной гостиной творческую встречу с известным рубцовским поэтом Иваном Фёдоровичем Селюковым. (Обращает внимание на доску, читает наизусть): "В свою страну зову я вас:": Эпиграф:
Мы видели сейчас, что природа нашей малой родины - Алтая - ,действительно, ВЕЛИКАЯ! День прошёл. И этот, сегодняшний, пройдёт. И не согласимся с Омаром Хайямом, чьё стихотворение "День" мы сейчас слушали под прекрасную музыку гитариста и композитора ДиДюЛи. День можно вернуть. В стихах, например. Что мы и попытаемся сделать. Добрый всем день! День, согласитесь, действительно, добрый! Не часто, к сожалению, мы вот так: по-дружески, по-доброму, по-тёплому - в декабрьский морозец собираемся вместе, чтобы побеседовать с поэтом о поэзии вживую. Эта встреча не случайна. К мысли встретиться я пришёл не сразу. Знакомился с творчеством Ивана Фёдоровича из профессионального любопытства по публикациям в местных газетах: "Хлебороб Алтая", "Вечерний Рубцовск", "РТВ-3", по выходившим книжкам. А их у поэта уже семь. Вот в предпоследней - "Наедине с вами:" - есть такие стихи: Слова - моя лестница.
Наедине с вами. 2000-2001 гг. Тираж 200 экз. стр. 34. Мне показалось, что так иронично, с лукавинкой, "по-честному" и одновременно серьёзно позвал нас - читателей - в свою страну наш рубцовский поэт Иван Селюков. Позвал в страну, где
"Утро" - кн. - "Закат на восходе", 2000г., стр129.
"Сенокос" - кн. - "Закат на восходе" стр. 13. Где поэт "со словом вместе горит", "а в памяти плавится, как в домне". "Я знаю:" - кн. - Закат на восходе"- стр. 129.
"В прощальном омуте"- кн.- "Закат на восходе"- стр. 129.
"Зарисовка" - кн. - "Закат на восходе" стр. 60-62.
"В начале сентября" - кн.- "Закат на восходе" стр. 78.
"Не воруйте" - кн.- "Закат на восходе" стр. 79. И мы откликнулись на приглашение побывать в этой стране самых простых и понятных житейских событий, отозвавшихся в чутком сердце поэта и возвращённых нам, читателям, освещёнными поэтическими метафорами. Вот и притягивает эта искренняя боль поэта за всё, что происходит в стране, с нами, с нашей малой родиной - Алтаем, Рубцовском, где мы рождаемся в муках, в муках живём, страдаем и радуемся, влюбляемся, расплачиваемся за сделанные - по глупости - ошибки. Как написал уч-ся 10 класса Дима Лобанов, если б не был его лирический герой "придурком, то любил, любимым был бы, нянчил бы уже дочурку:" А так - вот здесь, за колючкой и за решкой - лучшие молодые годы... И вот сегодня, Иван Фёдорович, вы звали - мы пришли. (Звучит куплет и припев песни из кинофильма "Всегда говори: "Всегда". Заканчивается - учащиеся начинают читать наизусть понравившиеся им стихи поэта. - <Приложение №1> - на фоне композиций из сборника "Музыка для любимой женщины"). Хозяин гостиной: Спасибо! (обращаясь к поэту) Иван Фёдорович, ведите нас в свою страну. Можно по "лестнице" прямо "до загривка Пегаса-коня". Делитесь с нами секретами, как Вам это удалось и удаётся. Надеемся, что не откажетесь сыграть с нами в "Буриме". У нас вся зона - поэты. "Заочницам" такие душевные послания сочиняют, что цензорши оторваться от них не могут! Пожалуйста, Вам слово. Слово поэта. Выступление поэта. Он говорит, что "случайно" захватил видеофильм и приглашает его посмотреть. (Фильм о поэте "Ровесник Алтая" или демонстрация презентации <Приложение 12, Приложение 13>). Хозяин гостиной: Мы готовились, читали Ваши стихи. Возникли вопросы. Так как не все пока ещё могут преодолеть некоторые здешние условности и озвучить их, мы вопросы передаём Вам в письменном виде. Назовите самый интересный для Вас. И самого любопытного счастливчика ожидает приятный приз. Ответы поэта на вопросы (письменные и устные). Чтение стихов. Хозяин гостиной: Сделаем в нашем путешествии привал. Сыграем в "Буриме". <Приложение 10> Игра "Буриме". (В течение звучания композиции из альбома ДиДюЛи "Фламенко"). !!! Возможны несколько вариантов проведения игры: Раздать как домашнее задание или поместить на афишной тумбе заранее рифмы из стихотворений поэта (кто-то обратится к его книгам, кто-то сам попытается сочинить. Возникает ситуация ожидания). Заготовить рифмы, распечатав на компьютере, раздать при входе или на стульях прикрепить. Ограничить время сочинения 5-7 минутами. (На фоне музыки). На доске - крупно - прикрепить рифмы. Первого желающего пригласить. Он мелом припишет (или озвучит) сочинённые строки. Будут желающие - озвучить и сравнить, у кого удачнее. Оценивает поэт. Вручает призы победителям. Хозяин гостиной: - Как у Вас, Иван Фёдорович, получилось? (поэт читает придуманные стихи на заданные рифмы: стакан - банан, карман - обман; век - бег, снег - человек). Это Вам на память от нас "опусы" нашего творчества (передаёт тексты "буриме", сочинённые учащимися). Можно озвучить некоторые. Хозяин гостиной: Ну, а какой привал без песен? Иван Фёдорович! В книге "Наедине с вами:" есть песни. Частушки тоже. Как Вы пришли к этому? (Поэт рассказывает, что сотрудничает с хоровым коллективом "Народные напевы" при ДК АСМ, что недавно в городе Славгород его "Песню о Шукшине" стоя слушали, Гимн Алтайского края написал и т. д.). У нас тут гитара тоже "случайно" оказалась. Вячеслав КАЙЛЬ исполнит ваши "Частушки". Спойте из любимого вами. (Возможен просмотр записи концертных номеров известных не только в г. Рубцовск коллективов "Серебряна" и "Народные напевы"). Поэт исполняет песню. Продолжает отвечать на вопросы. Читает стихи. (Примерные вопросы <Приложение №2>) Хозяин гостиной: Спасибо, Иван Фёдорович, за минуты поэзии. Стали ближе. Понятнее. Вы и Ваше творчество. Попробуем собрать "рассыпавшееся" Ваше стихотворение. Оценивайте! Конкурс "Собери "рассыпавшиеся" стихи" ("Слова - моя лестница"). Конкурс длится в течение одной композиции из альбома ДиДюЛи "Фламенко". Учащиеся составляют стихотворение на доске, передвигая строчки при помощи магнитов. Поздравление победителей, вручение призов. И ещё сюрпризы. У кого на спинке стула "Пегасик" (карточка с изображением Пегаса), подойдите, получите приз. (Поэт вручает призы) Хозяин гостиной: Как ни жаль, но - время! Пора прощаться. (Звучит композиция из сборника "Откровение" с птичьими голосами). Читает наизусть:
А это Вам, Иван Фёдорович, от нас на память о встрече. (Вручает сувенир). Всего доброго! Желающие взять автограф на память - пожалуйста - не стесняйтесь! До новых встреч! Звучит песня из кинофильма "Всегда говори: "Всегда" "Не говори, что счастья нет" и композиции из "Откровения". Берутся автографы. Все расходятся. Конец P.S. Объём материала определяется в зависимости от цели встречи, возраста, подготовленности аудитории. Часть конкурсных заданий можно выполнить дома, а во время встречи озвучить. Например, объявить конкурс на лучшую мультимедийную интерпретацию одного из понравившихся стихотворений поэта. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |