Преподавание литературы Урок-размышление по рассказу Ф.А. Абрамова "О чем плачут лошади"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1433 Новикова Нина Алексеевна, учитель русского языка и литературы Цели урока: 1. Развивающие: развивать речь и образное мышление учащихся; 2. Воспитательные: воспитать любовь к животным, ответственность за братьев наших меньших. 3. Учебные: в изучаемом материале уметь выделять главное; сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли Оборудование: 1. Игрушки-лошади 2. Рисунки 3. Музыка 4. Слайды по теме Эпиграф к уроку: “ ... Тяжелая лошадиная тоска навалилась на меня, прuгнула к земле. И вскоре я уже сам казался себе существом из той же лошадиной породы … ” Ф.А. Абрамов “О чем плачут лошади” Словарная работа Угар - (диалект.)- пригорок. Стати (стать)- телосложение, общий склад фигуры. Репродукции к произведениям (слайд с заданием) • В.П. Астафьев “Конь с розовой гривой” • К. Паустовский “Теплый хлеб” • Н.А. Некрасов “Крестьянские дети” • И.С. Тургенев “Бежин луг” Задание: 1) Рассмотрите репродукции, назовите автора и название его произведения, в которых рассказывается о лошадях. 2) Какие еще вам знакомы произведения? Ход урока I. Слово учителя: А. Барто:
§ Формулирование темы урока и определение учебной задачи. II. Стадия вызова (кластер) III. Этап усвоения новых знаний. Тема урока: Ф.А. Абрамов “О чем плачут лошади” 1. Выявление первоначального читательского восприятия. ь Вы прочитали рассказ Ф. Абрамова “О чем плачут лошади” ь Понравился ли вам этот рассказ? ь Какие мысли, чувства возникли при чтении? (Создание диалоговой ситуации) 2. Работа с текстом. Кто является главными героями данного рассказа?
Но разноречивые чувства всегда вызывали у рассказчика эти лошади. Какие? Волновали, радовали крестьянское сердце, (обладали лошадиной-особой-красотой, это добрые и умные животные.) Вызывали чувство жалости, какой-то вины перед ними. Почему?
- Почему среди других лошадей рассказчик выделяет именно Рыжуху? (ответ: кобылка чистая ..... (зачитать) Диалоговая ситуация: 1. Но что случилось, почему поменялось настроение Рыжухи? (пересказ отрывков) 1 ученик - “Сегодня….. (до) “Но ты можешь сказать в чем дело?” 2 ученик - со слов: “И вот что она мне рассказала ... ” до “ И вот сегодня я начала петь … Вранье, вранье, замолчи ... итак помню” 2. С какой целью вводит автор этот диалог, наделяя лошадь речью? (ответ: человек в ответе за тех, кого приручил~ поэтому Рыжуха и спрашивает у рассказчика, действительно ли так было) 3. А именно? (Зачитайте) Вывод по теме: 1. Теперь вы можете сказать, почему рассказчик не ответил Рыжухе, не сказал правды? - Мнение учащихся - Слово учителя: Да, теперь лошадей заменили техникой. А если и есть где еще лошади, то не так бережливо, заботливо ухаживают за ними. Поэтому рассказчик чувствует вину перед лошадьми, нечего ему сказать в оправдание, поэтому поспешно убегает. 2. А зачем автор упоминает пушкинского вещего Олега? 3. Что же сотворил вещий Олег? · Он предал своего коня-друга, воина. А когда вернулся, чтобы убедиться в неправоте кудесника, наказан, погибает. Так и рассказчик – наказан. · “ ... тяжелая тоска навалилась, себе казался ... существом из той же лошадиной породы ... ” 4. А каково сейчас положение лошади? · Их практически нет, многие видели только на картинке или по телевизору. 5. С какой целью автор вводит диалог, наделяя лошадей речью? 6. Но что случилось, почему поменялось настроение рыжухи? IV. Задание: Напишите мини-сочинение, опираясь на слова эпиграфа. V. Проблемы текста. Человек Лошадь Человек Человек 1. Обсуждение данных проблем. VI. Домашнее задание. Ребята, мы на уроке ничего не сказали о языковых средствах рассказа. (в файлах дано задание – двухчастный дневник) 1) Объясните следующие выражения:
Вывод: - Так о ком же рассказ Абрамова? - О чём заставляет задуматься? - Актуален ли он для нашего времени? - Куда девалось всё хорошее, чем издавна славился русский человек? 2)Напишите, какие средства выразительности использует автор. (Подсказка: страницы учебника) (Эпитет, метафора и т.д.) VII. Итоги урока: 1. Заключительное слово учителя. 2. Вывод детей по теме: Чему учит этот рассказ? Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |