Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок-сказка по русскому языку в 1-м классе "Упражнения в написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок-сказка по русскому языку в 1-м классе "Упражнения в написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 7572

Веретюк Ольга Ивановна, учитель начальных классов

Форма проведения: урок-сказка.

Тип урока: урок отработки умения и навыков.

Образовательная система “Школа 2100”.

Цель урока: обработка практических навыков написания буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн в словах.

Задачи урока:

Образовательные:

  • обработать и закрепить написание гласных букв после шипящих ,
  • продолжить работу по формированию навыков каллиграфического письма,
  • уметь производить звукобуквенный анализ слов,
  • способствовать обогащению словарного запаса детей.

Развивающие:

  • развивать устную речь и фонематический слух,
  • совершенствовать культуру речи,
  • развивать орфографическую зоркость,
  • расширять кругозор младших школьников;
  • развивать психологические процессы: память, мышление, восприятие, внимание, эмоции,
  • способность к самоконтролю;
  • развивать умение выполнять вербальные инструкции учителя;
  • развивать способность к рациональной организации своего труда и рабочего места.

Воспитательные:

  • воспитывать любознательность, пытливость при получении знаний;
  • формировать интерес к изучению родного языка;
  • воспитывать чувство уважения, взаимовыручки, аккуратность, усидчивость,
  • самостоятельность, дисциплинированность.

Оборудование:

  • компьютер,
  • проектор,
  • магнитофон,
  • кассета с записью “Звука леса”,
  • рисунок Буратино с ключиком,
  • карточки со слогами и словами,
  • картинки с изображением Бабы – Яги, лебедей, мышки, яблони, речки, печки, Машеньки и Ванюши,
  • силуэт дерева, листочки (красного, желтого, зеленого цветов),
  • светящаяся “волшебная” палочка,
  • поднос с яблоками. ЭУП

Электронные пособия разработанные НМЦ НИПК и ПРО автор доктор педагогических наук Молокова А.В.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель:

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постараются понять –
Будут грамотно писать.

Дети:

Постараемся понять –
Будем грамотно писать.

2. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке русского языка мы с вами обобщим знания, умения и навыки о написании буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.

- Но урок у нас сегодня необычный, мы с вами отправимся в гости. А вот куда, вы догадаетесь сами, прослушав это стихотворение:

…У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказки говорит…

- Так куда мы оправляемся в гости?

- Правильно! Мы отправляемся с вами в волшебный мир русской народной сказки. На уроке мы будем составлять слова и предложения, закреплять правило правильного написания слов, а еще мы будем выручать друзей и помогать друг - другу.

3. Составление слов из слогов с буквосочетаниями ча – ща, чу – щу, жи – ши.

- Ребята, а дверку в сказку нам откроет Буратино своим золотым ключиком, если вы правильно составите все слова. Приложение 1.

Звукобуквенный анализ слов выполняется учащимися у доски.

Ёлка Яблоня Рябина

Работа в парах за компьютером по развитию речи с ЭУП*.

На доске записаны слоги, дети составляют слова. На доску магнитом поочередно крепятся карточки с составленными словами. ( В это же время дети выполняют звукобуквенный анализ слов и работают парами за компьютером с ЭУП*). Приложение 2.

- Молодцы ребята, все слова вы нашли и составили правильно. А пока мы составляли слова, ребята выполнили звуковой анализ слов. ( Правильность выполнения проверяется учащимися класса и показывается карточками сигналами.)

4. Закрепление и обобщение знаний.

1. – Открывает Буратино своим ключиком дверку в сказку. А прослушав стихотворение до конца, вы отгадаете название сказки, в которую мы отправляемся. ( Включается кассета с записью “ Звуки леса” и тихо звучит мелодия.)

…Через горы и луга
Маленького братца
Унесла к себе Баба – Яга.
Как туда добраться?
Скучно Ване одному
Ни в дому, ни в терему,
У Яги в сторожке
На куриных ножках.

- Как называется сказка? (Гуси-лебеди.)

Приложение 3. На экране проецируется картинки гусей лебедей, избушки Бабы – Яги и Ванюши.

2. Повторение правил о написании гласных букв после шипящих.

- Надо спасти Маше Ванюшку. Но труден путь от Яги. Нужно выполнить много заданий. Но без добрых друзей здесь не справиться. Поможем Машеньке?

- Давайте вспомним правило о написании гласных после шипящих. ( Учащиеся рассказывают правило о написании буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу из “ Веселых запоминалок ”.)

Учитель делит класс на три группы по рядам:

  • 1 группа – жи – ши,
  • 2 группа – ча – ща,
  • 3 группа – чу – щу и выставляет карточку с названием команды на первую парту.)

В это же время продолжается работа в парах за компьютером по развитию речи с ЭУП*.

Дети упражняются в составлении предложений по опорным словам.

3. Работа в тетрадях. Каллиграфическая минутка.

- Пришла Маша к Бабе – Яге Ванюшку спасать. Страшно Машеньке, дрожит вся. Вдруг вбегает мышка: “ Хочешь, помогу тебе Ванюшу спасти? Пусть ребята красиво напишут строчку в тетради”. ( На доске прикрепляется рисунок с изображением мышки.)

- А чтобы красиво написать строчку мы потренируем пальчики, разомнем их, выполняя “ Пальчиковую гимнастику”

Физминутка.

  • Потереть ладошки, чтобы они стали теплыми.
  • Теплыми ладошками погрели щечки.
  • Еще раз потерли ладошками, погладили шейку.
  • Пощипали и слегка подергали себя за мочку ушей, как – будто у нас сегодня день рождения.
  • Растерли и помассировали каждый пальчик левой и правой руки.
  • Подняли руки вверх, зарядились энергией солнышка.
  • С силой стряхнули руки вниз, всю отрицательную энергию отдали земле.
  • Погладили себя по голове, “ Какие мы молодцы!”.

Дети пишут число и прописывают по образцу учителя одну строчку. Первая группа – жи- ши, вторая группа – ча – ща, третья группа – чу – щу.

- Спасибо, ребята. Мышка открыла замок. Выбежал Ванюшка из домика, и пустились они с Машенькой убегать.

4. Подбор слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн.

- Труден путь по лесу, кругом пни, сучки и ветки, густые деревья, лесные животные. И чтобы ребятам было легче бежать, давайте поможем им. Подберем слова – названия, которые встречаются в лесу и относятся к теме нашего урока.

Дети придумывают слова, например: ежи, ужи, чижи, пенечки, елочки, листочки, чаща, роща, сучки, веточки, грибочки, дубочки, белочки и т.д.

- Молодцы, ребята! Очень много подобрали слов. Вы надежные и верные друзья, готовы оказать помощь в трудную минуту.

5. Тренировочные упражнения. Нахождение ошибок и их исправление.

- Узнала Баба – Яга, что Машенька обманула ее и бросилась в погоню. Не сумела Баба – Яга догнать Машеньку, закипела она от злости. Посылает вдогонку своих помощников гусей – лебедей. Полетели гуси над холмами, над лесами. Приложение 4.

- А чтобы они не догнали Машу и Ванюшу, мы должны быстро найти ошибки и исправить их. (На доске с ошибками написаны слова.)

Ежы, ершы, щюки, чяйки, волчята, речька, рощя.

(Ученики находят ошибки и исправляют их.)

- Догадались вы, ребята,

Отчего ежи, ерши,

Щуки, чайки и волчата

Рассмеялись от души?

6. Составление предложений по опорным словам.

- Бегут дети, торопятся, гуси – лебеди за ними летят, догоняют, крыльями машут. Вдруг видят перед собой речку. “ Речка-матушка, спрячь нас” - просит Машенька. Отвечает речка: Составь предложение из слов обо мне” Приложение 5.

(Дети по опорным словам составляют предложение и записывают его в тетрадь.)

В речке плавают окуни, щуки и ерши.

- Спрятала речка ребят. Гуси – лебеди сели на воду, отдыхают.

- Давайте и мы с вами отдохнем.

Физминутка.

У реки росла рябина,
А река текла, рябила.
Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.

- Поплавали гуси – лебеди, поднялись в небо и полетели. А Машенька с Ваней опять побежали.

7. Тренировочные упражнения. Вставить в слова пропущенные буквы.

- Выбежала Машенька с Ваней, не знает, куда дальше бежать. Лес густой, темный. А гуси – лебеди вернулись назад, догоняют, крыльями машут. Вдруг видит Маша, яблонька стоит – “ Яблонька, спрячь нас” - просит Машенька. “ Отведай моих наливных яблочек, спрячу” - говорит яблонька. Приложение 6.

Дети одной группы выходят по цепочке к доске и записывают пропущенную букву в слова, написанные на доске. За правильный выбор, “ срывают” с дерева (из бумаги), на котором написано “Молодец!”.

В это время две других группы работают по коллективным карточкам ,передавая друг – другу по цепочке и выставляя пропущенную букву.

На доске Коллективные карточки
I ряд II ряд III ряд
камыш* морж* стриж*
задач* коч*н свеч*
ч*десный ш*повник малыш*
еж*ки щ*вель пищ*т
печ*ть ж*раф туч*
стриж* волч*та камыш*
ландыш* ж*знь захоч*

- Что мы должны твердо запомнить о написании буквосочетаний с шипящими?

(Дети рассказывают правило о написании гласных после шипящих.)

- Заслонила яблонька ребят ветками, прикрыла листочками. Не заметили гуси – лебеди детей, мимо пролетели.

- Девочка с братцем опять побежала. Гуси-лебеди заметили их, вернулись, налетают, крыльями машут. Что делать? До дому осталось недалеко. Увидела Машенька печку. “ Печка – печка, спрячь меня” - просит девочка. “ Отведай моих румяных пирожков и придумай предложение обо мне и моих вкусных пирожках” - говорит печка. Приложение 7.

Дети придумывают предложения. Лучшие предложения записать на доске с комментированием.

5. Итог урока.

- Прибежала Машенька с братцем домой, а дома матушка с батюшкой приехали, и гостинцы детям привезли.

- А вы ребята, сегодня не просто трудились, но и доказали, что вы очень дружные ребята и добрые друзья. А дружба и доброта делают большие дела.

6. Рефлексия.

У каждого учащегося лежит на парте три листочка: красного, желтого и зеленого цветов и клей – карандаш. На доске вывешивается силуэт дерева из белой бумаги, на который дети наклеивают свои листочки.

- Ребята, у вас на партах лежат листочки разного цвета, и сейчас мы с вами подарим волшебной яблоньке свои листочки.

- Кому на уроке было все понятно, со всеми заданиями справился легко, уверенно, тот подарит яблоне листочек зеленого цвета – цвет уверенности.

- Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, то подарите желтый листок – цвет сомнения.

- Кому на уроке работать было очень трудно, с заданием не справились, тогда подарите красный листок – цвет опасности, тревоги и страха.

- Пожалуйста, подарите яблоньке свои листочки.

7. Сюрпризный момент.

- Ребята, а вы верите в сказочные чудеса?

- Кто из вас знает волшебные заклинания?

Один из детей произносит заклинание и взмахивает волшебной палочкой. В класс входит родитель с подносом яблок – гостинцами яблоньки, говорит добрые слова. Яблоки дети получают на перемене.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21