Преподавание русского языка Урок-сказка по русскому языку в 1-м классе "Упражнения в написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 7598 Веретюк Ольга Ивановна, учитель начальных классов Форма проведения: урок-сказка. Тип урока: урок отработки умения и навыков. Образовательная система “Школа 2100”. Цель урока: обработка практических навыков написания буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн в словах. Задачи урока: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование:
Электронные пособия разработанные НМЦ НИПК и ПРО автор доктор педагогических наук Молокова А.В. Ход урока 1. Организационный момент. Учитель:
Дети:
2. Сообщение темы и целей урока. - Сегодня на уроке русского языка мы с вами обобщим знания, умения и навыки о написании буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. - Но урок у нас сегодня необычный, мы с вами отправимся в гости. А вот куда, вы догадаетесь сами, прослушав это стихотворение:
- Так куда мы оправляемся в гости? - Правильно! Мы отправляемся с вами в волшебный мир русской народной сказки. На уроке мы будем составлять слова и предложения, закреплять правило правильного написания слов, а еще мы будем выручать друзей и помогать друг - другу. 3. Составление слов из слогов с буквосочетаниями ча – ща, чу – щу, жи – ши. - Ребята, а дверку в сказку нам откроет Буратино своим золотым ключиком, если вы правильно составите все слова. Приложение 1. Звукобуквенный анализ слов выполняется учащимися у доски. Ёлка Яблоня Рябина Работа в парах за компьютером по развитию речи с ЭУП*. На доске записаны слоги, дети составляют слова. На доску магнитом поочередно крепятся карточки с составленными словами. ( В это же время дети выполняют звукобуквенный анализ слов и работают парами за компьютером с ЭУП*). Приложение 2. - Молодцы ребята, все слова вы нашли и составили правильно. А пока мы составляли слова, ребята выполнили звуковой анализ слов. ( Правильность выполнения проверяется учащимися класса и показывается карточками сигналами.) 4. Закрепление и обобщение знаний. 1. – Открывает Буратино своим ключиком дверку в сказку. А прослушав стихотворение до конца, вы отгадаете название сказки, в которую мы отправляемся. ( Включается кассета с записью “ Звуки леса” и тихо звучит мелодия.)
- Как называется сказка? (Гуси-лебеди.) Приложение 3. На экране проецируется картинки гусей лебедей, избушки Бабы – Яги и Ванюши. 2. Повторение правил о написании гласных букв после шипящих. - Надо спасти Маше Ванюшку. Но труден путь от Яги. Нужно выполнить много заданий. Но без добрых друзей здесь не справиться. Поможем Машеньке? - Давайте вспомним правило о написании гласных после шипящих. ( Учащиеся рассказывают правило о написании буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу из “ Веселых запоминалок ”.) Учитель делит класс на три группы по рядам:
В это же время продолжается работа в парах за компьютером по развитию речи с ЭУП*. Дети упражняются в составлении предложений по опорным словам. 3. Работа в тетрадях. Каллиграфическая минутка. - Пришла Маша к Бабе – Яге Ванюшку спасать. Страшно Машеньке, дрожит вся. Вдруг вбегает мышка: “ Хочешь, помогу тебе Ванюшу спасти? Пусть ребята красиво напишут строчку в тетради”. ( На доске прикрепляется рисунок с изображением мышки.) - А чтобы красиво написать строчку мы потренируем пальчики, разомнем их, выполняя “ Пальчиковую гимнастику” Физминутка.
Дети пишут число и прописывают по образцу учителя одну строчку. Первая группа – жи- ши, вторая группа – ча – ща, третья группа – чу – щу. - Спасибо, ребята. Мышка открыла замок. Выбежал Ванюшка из домика, и пустились они с Машенькой убегать. 4. Подбор слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн. - Труден путь по лесу, кругом пни, сучки и ветки, густые деревья, лесные животные. И чтобы ребятам было легче бежать, давайте поможем им. Подберем слова – названия, которые встречаются в лесу и относятся к теме нашего урока. Дети придумывают слова, например: ежи, ужи, чижи, пенечки, елочки, листочки, чаща, роща, сучки, веточки, грибочки, дубочки, белочки и т.д. - Молодцы, ребята! Очень много подобрали слов. Вы надежные и верные друзья, готовы оказать помощь в трудную минуту. 5. Тренировочные упражнения. Нахождение ошибок и их исправление. - Узнала Баба – Яга, что Машенька обманула ее и бросилась в погоню. Не сумела Баба – Яга догнать Машеньку, закипела она от злости. Посылает вдогонку своих помощников гусей – лебедей. Полетели гуси над холмами, над лесами. Приложение 4. - А чтобы они не догнали Машу и Ванюшу, мы должны быстро найти ошибки и исправить их. (На доске с ошибками написаны слова.) Ежы, ершы, щюки, чяйки, волчята, речька, рощя. (Ученики находят ошибки и исправляют их.) - Догадались вы, ребята, Отчего ежи, ерши, Щуки, чайки и волчата Рассмеялись от души? 6. Составление предложений по опорным словам. - Бегут дети, торопятся, гуси – лебеди за ними летят, догоняют, крыльями машут. Вдруг видят перед собой речку. “ Речка-матушка, спрячь нас” - просит Машенька. Отвечает речка: Составь предложение из слов обо мне” Приложение 5. (Дети по опорным словам составляют предложение и записывают его в тетрадь.) В речке плавают окуни, щуки и ерши. - Спрятала речка ребят. Гуси – лебеди сели на воду, отдыхают. - Давайте и мы с вами отдохнем. Физминутка.
- Поплавали гуси – лебеди, поднялись в небо и полетели. А Машенька с Ваней опять побежали. 7. Тренировочные упражнения. Вставить в слова пропущенные буквы. - Выбежала Машенька с Ваней, не знает, куда дальше бежать. Лес густой, темный. А гуси – лебеди вернулись назад, догоняют, крыльями машут. Вдруг видит Маша, яблонька стоит – “ Яблонька, спрячь нас” - просит Машенька. “ Отведай моих наливных яблочек, спрячу” - говорит яблонька. Приложение 6. Дети одной группы выходят по цепочке к доске и записывают пропущенную букву в слова, написанные на доске. За правильный выбор, “ срывают” с дерева (из бумаги), на котором написано “Молодец!”. В это время две других группы работают по коллективным карточкам ,передавая друг – другу по цепочке и выставляя пропущенную букву.
- Что мы должны твердо запомнить о написании буквосочетаний с шипящими? (Дети рассказывают правило о написании гласных после шипящих.) - Заслонила яблонька ребят ветками, прикрыла листочками. Не заметили гуси – лебеди детей, мимо пролетели. - Девочка с братцем опять побежала. Гуси-лебеди заметили их, вернулись, налетают, крыльями машут. Что делать? До дому осталось недалеко. Увидела Машенька печку. “ Печка – печка, спрячь меня” - просит девочка. “ Отведай моих румяных пирожков и придумай предложение обо мне и моих вкусных пирожках” - говорит печка. Приложение 7. Дети придумывают предложения. Лучшие предложения записать на доске с комментированием. 5. Итог урока. - Прибежала Машенька с братцем домой, а дома матушка с батюшкой приехали, и гостинцы детям привезли. - А вы ребята, сегодня не просто трудились, но и доказали, что вы очень дружные ребята и добрые друзья. А дружба и доброта делают большие дела. 6. Рефлексия. У каждого учащегося лежит на парте три листочка: красного, желтого и зеленого цветов и клей – карандаш. На доске вывешивается силуэт дерева из белой бумаги, на который дети наклеивают свои листочки. - Ребята, у вас на партах лежат листочки разного цвета, и сейчас мы с вами подарим волшебной яблоньке свои листочки. - Кому на уроке было все понятно, со всеми заданиями справился легко, уверенно, тот подарит яблоне листочек зеленого цвета – цвет уверенности. - Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, то подарите желтый листок – цвет сомнения. - Кому на уроке работать было очень трудно, с заданием не справились, тогда подарите красный листок – цвет опасности, тревоги и страха. - Пожалуйста, подарите яблоньке свои листочки. 7. Сюрпризный момент. - Ребята, а вы верите в сказочные чудеса? - Кто из вас знает волшебные заклинания? Один из детей произносит заклинание и взмахивает волшебной палочкой. В класс входит родитель с подносом яблок – гостинцами яблоньки, говорит добрые слова. Яблоки дети получают на перемене. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |