Преподавание русского языка Урок русского языка "Место придаточного в сложноподчиненном предложении"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1982 Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы Цели: Познавательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Методические приемы: проверка домашнего задания; сравнительный анализ предложений, редактирование: замена простых предложений синонимичными конструкциями СПП (богатство синтаксической синонимии), составление схем предложений и их характеристика, наблюдения над смыслом сложноподчиненных предложений с гибкой структурой, выборочный диктант; составление сочинения-миниатюры, чтение отрывков из творческих работ учащихся, тестирование; подведение итогов урока; объяснение домашнего задания. Методы: по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый; по степени активности учащихся: продуктивные, творческие; по источнику знаний: словесные, практические; стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные; интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения; контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль; по организации деятельности: индивидуальные, фронтальные. Оборудование: презентация учителя, компьютер, мультимедиапроектор, экран, учебники, тетради, книга Граник Г.Г, Бондаренко СМ. “Секреты пунктуации”, сигнальные карточки (1 – с изображением гуся, 2 – с изображением матрешки). Компьютерная презентация представлена в Приложении 1. 1. Сообщение темы и цели урока (1, 2 слайд). Сегодня на уроке, продолжая изучение структуры сложноподчиненного предложения, мы должны углубить свои знания о его строении; о средствах связи его структурных частей; о месте придаточного по отношению к главному предложению; отрабатывать умение составлять и использовать в речи СПП (сложноподчиненные предложения); совершенствовать пунктуационные навыки. 2. Проверка домашнего задания (3 слайд). Какие предложения называются сложноподчиненными? Приведите примеры из домашнего упражнения. Из каких частей состоит СПП? Чем связывается придаточное предложение с главным? Как отличить подчинительные союзы от союзных слов? Расскажите о роли указательных слов в СПП. 3. Наблюдение над языковым материалом (4–8 слайд). Определите вид сложного предложения. Назовите главную и придаточную часть. Укажите место придаточной части по отношению к главной. Если осенью выдается свободный денек, мы отправляемся в лес. Хороша природа, когда под солнцем сверкает золото листвы. Рябина, что растет у дороги, похожа на пылающий костер. Вывод формулируют учащиеся: структура СПП гибкая; придаточная часть может перемещаться по отношению к главной, т.е. может стоять
4. Конструирование предложений (9–10 слайд). Простые предложения преобразуйте в сложноподчиненное. Запишите все возможные варианты. Составьте схемы сложноподчиненных предложений. 1. Туман рассеялся. 2. Мы вышли к реке. Отличаются ли эти предложения по смыслу? В чем заключается их различие? Вывод формулируют учащиеся. 5. Работа с книгой Граник Г.Г, Бондаренко СМ. “Секреты пунктуации”. (Книга для учащихся среднего и старшего возраста. М. “Просвещение” 1987 г.), глава “Гуси и матрешки”, стр. 85–86 (11 слайд). “Сейчас вы прочтете два предложения, которые не отличаются друг от друга по смыслу, но “устроены” по-разному. Попробуйте объяснить эти различия.
“Устройство” этих сложных предложений различается расположением входящих в них простых. В первом примере простые предложения следуют одно за другим, как гуси на прогулке. Во втором примере предложение оказалось внутри другого, как матрешка в матрешке. Запомните! То предложение, которое расположено внутри другого, выделяется запятыми с двух сторон. Вот вам еще одно правило “хорошего пунктуационного поведения”: при работе со сложным предложением выясняйте, как расположены входящие в него простые - одно за другим (как гуси) или одно внутри другого (как матрешка)”. 6. Работа с сигнальными карточками “Гуси” и “Матрешки” (12 слайд).
7. Объяснительное письмо (13 слайд). Укажите предложения, в которых можно изменить место придаточного по отношению к главному. Запишите все возможные варианты. Постройте схемы СПП. Я люблю бродить по лесу, когда наступает осень. Наблюдаю, как медленно осыпаются разноцветные листья. Листва усыпала дорожку так, что она кажется мягким ковром. Чтобы по-настоящему отдохнуть, вдыхаю свежий воздух полной грудью. 8. Валеологическая пауза. Гимнастика для глаз. (14 слайд) 9. Творческая работа. Сочинение-миниатюра по репродукции картины И.И.Левитана “Золотая осень” (15–16 слайд). Примерные работы: Чтобы представить себе осень, достаточно посмотреть на картину И.Левитана “Золотая осень”. Мы видим желтую траву, которая еще недавно по-летнему ярко зеленела. Березовая роща, что покрылась золотом листвы, манит к себе. Зовет на свои берега речушка, которая тонкой лентой убегает вдаль. Небо, что отражается в реке, уже дышит прохладой. Когда смотришь на эту картину, хочется присесть на пригорок и любоваться осенней природой. (Асеинова Александра) Кажется, что прошел золотой дождь, украсивший природу. Мне всегда так думается, когда наступает осень. Хочется потрогать листву и травы, чтобы убедиться, что они настоящие. Если солнце освещает лес, наступает настоящий праздник золотой осени. Воздух настолько пронизан блеском, что до него можно дотронуться. Когда попадаешь в осеннюю пору в лес, на душе становится легко и спокойно. (Юркина Елена) Наступило время, когда осень вступила в свои права. Листья падают с деревьев, если даже ветра нет совсем. Они ложатся на землю, чтобы укрыть ее разноцветным ковром. Рябина, что растет у моей калитки, горит словно костер. Подойду к рябине, чтобы вдохнуть ее свежий горьковатый запах осени. (Зыбкий Дмитрий) 10. Самостоятельная работа с учебником: § 9, стр. 41 (18 слайд). 11. Выполнение теста (Приложение 2), составленного при помощи программы разработки тестов “KRAB-2” (17 слайд). 1. В сложноподчиненном предложении простые предложения: А. равноправны по отношению друг к другу и соединены интонационно; 2. Укажите сложноподчиненное предложение: А. Если у березки появились золотые пряди, значит, наступила осень. 3. Укажите предложение, простроенное по принципу "гуси": A. Солнышко, что разорвало тучи, посылает на землю скупые лучи. 3. Укажите предложение, построенное по принципу "матрешка": A. Опадает листва, чтобы теплее укутать землю перед холодами. 4. Отметьте предложение, в котором нельзя изменить место придаточного: A. Дорогу размыло дождем, поэтому по краям образовались рытвины. 5. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые? Поляна(1) на которую (2) мы вышли (3) была окружена (4) молоденькими елями.
12. Итог урока. Сегодня на уроке мы: вспомнили... узнали... выполнили... Объяснение домашнего задания: составить сложный план § 9, упражнение 87 (19–20 слайд). Литература
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |