Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Интегрированный урок истории и литературы "К.Ф. Рылеев – поэт и декабрист"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Интегрированный урок истории и литературы "К.Ф. Рылеев – поэт и декабрист"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1099

Рямова Альфида Давлеткильдиевна, учитель русского языка и литературы

Цели:

  • изучить личность Рылеева К.Ф. как поэта и гражданина;
  • дать историко-литературный комментарий к стихотворению к.Ф.Рылеева "Гражданин";
  • составить портрет типичного декабриста и сопоставить с личностью Рылеева;
  • воспитать чувство любви к Родине, понимания гражданского долга.

Оборудование: проектор, компьютер, телевизор, видеомагнитофон; презентация к уроку, электронный учебник "Уроки Кирилла и Мефодия", видеофильм "Восстание декабристов"; картина И.И.Кольмана "Восстание декабристов на Сенатской площади в Петербурге 1825 года", учебная таблица "Декабристское восстание", портреты К.Ф.Рылеева, П.И.Пестеля, П.Г.Каховского, М.П.Бестужева-Рюмина, С.И.Муравьёва-Апостола; раздаточный материал (таблицы и анкеты для заполнения - по 20 штук).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Слово учителя литературы о К.Ф.Рылееве (1795-1826):

- Рылеев был мне первым светом:

Отец! По духу мне родной -
Твоё названье в мире этом
Мне стало доблестным заветом
И путеводною звездой.

(на экране портрет К.Ф.Рылеева и слова Н.П.Огарева).

- Так писал через несколько лет после гибели Рылеева поэт-революционер Н.П.Огарев (1813-1877). Свет от жизненного и творческого подвига Рылеева остался надолго.

К.Ф.Рылеев родился в 1795 году в небогатой дворянской семье. Детство его прошло под Петербургом, в усадьбе Батово. По дворянской традиции мальчик был отдан в кадетский корпус, который окончил в 1814 году в самом конце войны с Наполеоном. Он был зачислен в действующую армию, с которой прошёл Германию, Швейцарию и Францию.

По возвращении в Россию в 1816-1818 годах он служил офицером в Воронежской губернии. Здесь он встретил дочь местного помещика Наталью Михайловну Тевяшеву, на которой женился в 1819 году. Вскоре Рылеев вышел в отставку, считая невозможным служить в аракчеевской армии.

В 1821 году он был избран заседателем Петербургской уголовной палаты, где всячески старался отстаивать интересы тех, кто по своему социальному положению не мог сам себя защитить.

Однажды Петербург был ошеломлён: в журнале "Невский зритель" появилась сатирическая ода "К временщику", в которой давался уничтожающий портрет Аракчеева.

Так вступил в литературу Рылеев - поэт-гражданин.

III. Историко-литературный комментарий к стихотворению К.Ф.Рылеева "Гражданин".

Учитель литературы:

- В том же журнале впервые было опубликовано программное произведение Рылеева "Гражданин". Стихотворение "Я ль буду в роковое время..." (название стихотворения по первой строке), написанное в 1825 году, раскрывает характер требований гражданского романтизма к человеку.

(Выразительное чтение стихотворения одним из учащихся, текст стихотворения - на экране).

Учитель истории работает с учащимися над историческими понятиями, комплексом общественных понятий и чувств: роковое время, гражданин, самовластье, угнетённая свобода, бурный мятеж, исторические деятели - Брут Марк Юний и Риего Рафаэль. (Эти слова в тексте стихотворения выделяются курсивом.)

Учитель литературы работает с учащимися над идейно-тематической основой стихотворения:

1. Определите тему стихотворения. О чём оно? (О том, что юноши, отгородившиеся от участия в борьбе, лишают себя возможности понять "предназначенье века", остаются вне истории и обречены на позор и презрение потомков.)

2. Каков основной приём стихотворения? (Антитеза, образ романтического героя противопоставлен образу юношей)

3. Каким представлен образ романтического героя? (Романтический герой предвидит грядущий бурный мятеж и готов жертвовать собой. Он "разгадал" свою судьбу, понял своё предназначенье и всего себя посвятил отчизне.)

4. Каким представлен образ юношей? (Автор стихотворения называет молодое поколение "изнеженным племенем переродившихся славян" "с хладной душой и хладным взором", для которых характерна "постыдная праздность".)

5. Какова основная мысль стихотворения? (Состояние покоя, вялости Рылеев отвергает, напротив, всё высокое для поэта связано с движением.)

IV. О тайных организациях.

Учитель истории:

- Были ли в начале XIX века организации в России, которые ставили перед собой реальные цели по воплощению идей, заявленных в данном стихотворении?

Просмотр диска "Уроки Кирилла и Мефодия" о Союзе благоденствия.

- Какие цели ставили перед собой эти организации? (Ограничение прав монарха, улучшение жизни народа, его освобождение от крепостного права.)

- Чем занимался кружок "Зелёная лампа"? (Через журналы члены кружка знакомили с американской и французской конституцией.)

Просмотр диска "Уроки Кирилла и Мефодия" о Северном и Южном обществах.

Учитель истории предлагает учащимся самим выявить линии сравнения "Конституции" Муравьёва и "Русской правды" Пестеля.

Заполнение таблицы.

Линии сравнения "Конституция" "Русская правда"
Форма правления Конституционная монархия Республика
Форма гос. территориального устройства Федерация Унитарное
Высшие органы Народное вече - законодательная власть,

Император - исполнительная

Народное вече - законодательная власть,

Державная дума - исполнительная,

Верховный собор - контролирующие функции

Отношение к крепостному праву Отменялось Отменялось
Собственность и земельный вопрос Крестьяне получали в собственность по 2 десятины, помещичье землевладение сохранялось Земля общественная принадлежала волости, частная давалась тем, кто мог её обрабатывать
Избирательная система Граждане, обладающие недвижимой собственностью стоимостью 500 рублей, движимой - 1000 рублей Всё население

Учитель литературы:

- Конечно, К.Ф.Рылеев не остался от этого в стороне. Вскоре он стал одним из руководителей Северного тайного общества. В стихотворении "Гражданин" К.Ф.Рылеева наиболее полно отразился образ декабриста.

Учитель истории:

- Посмотрите на экране статистические данные "типичного" декабриста.

(Учитель истории комментирует таблицу.)

Статистические данные (на доске):

Годы рождения: от 1775 до 1808. самому старшему декабристу могло быть 50 лет, младшему - 17.

Происхождение: 174 потомственных дворянина, 3 из духовенства, 1 из купцов, 1 из крестьян.

Образование: 72 закончили военные, 38 - гражданские учебные заведения, 18 - Московский университет, 2 - Петербургский, 4 - Царскосельский лицей, 35 - кадетские корпуса, 22 - Пажеский корпус.

Служебное положение: 636 военных, из них 280 нижних чинов, 1 генерал-лейтенант, 8 генерал-майоров, 49 полковников, 66 человек состояли на гражданской службе.

Учитель истории:

- А теперь давайте заполним анкету и выявим образ "типичного" декабриста, исходя из статистических данных. (Учитель истории помогает заполнить графу "типичный" декабрист, учитель литературы графу по Рылееву.)

"Типичный" декабрист К.Ф.Рылеев
Возраст
Происхождение
Образование
Служебное положение
Участие в событиях начала XIX века
Политические симпатии
Качества личности

Учитель литературы:

- Прошло немного времени, и поэт ценой собственной жизни доказал, что слова не расходились у него с делом. К.Ф.Рылеев руководил подготовкой восстания и давал распоряжения на Сенатской площади 14 декабря 1825 года.

Просмотр видеофильма о восстании декабристов на Сенатской площади, демонстрация картины И.И.Кольмана.

Учитель истории:

- Восстание было разгромлено Николаем I. Как вы думаете, в чём причины поражения восстания? (Противоречия, не хватало народа, недостаточно чётко организовано.)

- О последствиях восстания, участи руководителей и участников восстания вам расскажут эти страшные цифры. (Учитель показывает по учебной таблице статистику, называет конкретные цифры.)

- Пятеро руководителей были повешены: К.Ф.Рылеев, П.И.Пестель, П.Г.Каховский, М.П.Бестужев-Рюмин, С.И.Муравьёв-Апостол. (Показ портретов названных руководителей восстания на экране проектора.)

Учитель литературы:

- Среди декабристов были друзья А.С.Пушкина. "Каторга 120 друзей, братьев, товарищей ужасна", - писал А.С.Пушкин в одном из своих писем. Вам известно его стихотворное послание друзьям-декабристам "В Сибирь", которое он передал в 1827 году с женой декабриста А.Г.Муравьёвой, уезжавшей к мужу на каторгу.

(Выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина одним из учащихся.)

- Друзья Пушкина оценили его мужество и желание помочь и поддержать в трудную минуту. Об этом говорится в стихотворении А.И.Одоевского "Ответ из Сибири".

(Выразительное чтение стихотворения А.И.Одоевского одним из учащихся.)

V. Выводы по уроку.

Учитель литературы:

- К.Ф.Рылеев прожил короткую жизнь: в день гибели, 13 июля 1826 года, ему был 31 год. Но жизнь эта навеки вошла в историю Отечества, борьбы за народ.

И сегодня творчество Рылеева помнят, чтят и любят, ибо оно, пользуясь выражением А.Блока, "корнями вросло в русское сердце".

"Известно мне: погибель ждёт
Того, кто первый восстаёт
На утеснителей народа, -
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода?" -

Эти слова из поэмы "Наливайко" Рылеев подтвердил всей своей жизнью.

- Ребята, а знаете ли вы стихотворения башкирских поэтов на гражданскую тему? Назовите их.

VI. Итоги. Оценить работу учащихся на уроке.

VII. Домашнее задание: прочитать "Думы" К.Ф.Рылеева, подготовить историческую справку о героях дум.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21