Преподавание литературы Интегрированный урок истории и литературы "К.Ф. Рылеев – поэт и декабрист"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1099 Рямова Альфида Давлеткильдиевна, учитель русского языка и литературы Цели:
Оборудование: проектор, компьютер, телевизор, видеомагнитофон; презентация к уроку, электронный учебник "Уроки Кирилла и Мефодия", видеофильм "Восстание декабристов"; картина И.И.Кольмана "Восстание декабристов на Сенатской площади в Петербурге 1825 года", учебная таблица "Декабристское восстание", портреты К.Ф.Рылеева, П.И.Пестеля, П.Г.Каховского, М.П.Бестужева-Рюмина, С.И.Муравьёва-Апостола; раздаточный материал (таблицы и анкеты для заполнения - по 20 штук). Ход урока I. Организационный момент. II. Слово учителя литературы о К.Ф.Рылееве (1795-1826): - Рылеев был мне первым светом:
(на экране портрет К.Ф.Рылеева и слова Н.П.Огарева). - Так писал через несколько лет после гибели Рылеева поэт-революционер Н.П.Огарев (1813-1877). Свет от жизненного и творческого подвига Рылеева остался надолго. К.Ф.Рылеев родился в 1795 году в небогатой дворянской семье. Детство его прошло под Петербургом, в усадьбе Батово. По дворянской традиции мальчик был отдан в кадетский корпус, который окончил в 1814 году в самом конце войны с Наполеоном. Он был зачислен в действующую армию, с которой прошёл Германию, Швейцарию и Францию. По возвращении в Россию в 1816-1818 годах он служил офицером в Воронежской губернии. Здесь он встретил дочь местного помещика Наталью Михайловну Тевяшеву, на которой женился в 1819 году. Вскоре Рылеев вышел в отставку, считая невозможным служить в аракчеевской армии. В 1821 году он был избран заседателем Петербургской уголовной палаты, где всячески старался отстаивать интересы тех, кто по своему социальному положению не мог сам себя защитить. Однажды Петербург был ошеломлён: в журнале "Невский зритель" появилась сатирическая ода "К временщику", в которой давался уничтожающий портрет Аракчеева. Так вступил в литературу Рылеев - поэт-гражданин. III. Историко-литературный комментарий к стихотворению К.Ф.Рылеева "Гражданин". Учитель литературы: - В том же журнале впервые было опубликовано программное произведение Рылеева "Гражданин". Стихотворение "Я ль буду в роковое время..." (название стихотворения по первой строке), написанное в 1825 году, раскрывает характер требований гражданского романтизма к человеку. (Выразительное чтение стихотворения одним из учащихся, текст стихотворения - на экране). Учитель истории работает с учащимися над историческими понятиями, комплексом общественных понятий и чувств: роковое время, гражданин, самовластье, угнетённая свобода, бурный мятеж, исторические деятели - Брут Марк Юний и Риего Рафаэль. (Эти слова в тексте стихотворения выделяются курсивом.) Учитель литературы работает с учащимися над идейно-тематической основой стихотворения: 1. Определите тему стихотворения. О чём оно? (О том, что юноши, отгородившиеся от участия в борьбе, лишают себя возможности понять "предназначенье века", остаются вне истории и обречены на позор и презрение потомков.) 2. Каков основной приём стихотворения? (Антитеза, образ романтического героя противопоставлен образу юношей) 3. Каким представлен образ романтического героя? (Романтический герой предвидит грядущий бурный мятеж и готов жертвовать собой. Он "разгадал" свою судьбу, понял своё предназначенье и всего себя посвятил отчизне.) 4. Каким представлен образ юношей? (Автор стихотворения называет молодое поколение "изнеженным племенем переродившихся славян" "с хладной душой и хладным взором", для которых характерна "постыдная праздность".) 5. Какова основная мысль стихотворения? (Состояние покоя, вялости Рылеев отвергает, напротив, всё высокое для поэта связано с движением.) IV. О тайных организациях. Учитель истории: - Были ли в начале XIX века организации в России, которые ставили перед собой реальные цели по воплощению идей, заявленных в данном стихотворении? Просмотр диска "Уроки Кирилла и Мефодия" о Союзе благоденствия. - Какие цели ставили перед собой эти организации? (Ограничение прав монарха, улучшение жизни народа, его освобождение от крепостного права.) - Чем занимался кружок "Зелёная лампа"? (Через журналы члены кружка знакомили с американской и французской конституцией.) Просмотр диска "Уроки Кирилла и Мефодия" о Северном и Южном обществах. Учитель истории предлагает учащимся самим выявить линии сравнения "Конституции" Муравьёва и "Русской правды" Пестеля. Заполнение таблицы.
Учитель литературы: - Конечно, К.Ф.Рылеев не остался от этого в стороне. Вскоре он стал одним из руководителей Северного тайного общества. В стихотворении "Гражданин" К.Ф.Рылеева наиболее полно отразился образ декабриста. Учитель истории: - Посмотрите на экране статистические данные "типичного" декабриста. (Учитель истории комментирует таблицу.) Статистические данные (на доске): Годы рождения: от 1775 до 1808. самому старшему декабристу могло быть 50 лет, младшему - 17. Происхождение: 174 потомственных дворянина, 3 из духовенства, 1 из купцов, 1 из крестьян. Образование: 72 закончили военные, 38 - гражданские учебные заведения, 18 - Московский университет, 2 - Петербургский, 4 - Царскосельский лицей, 35 - кадетские корпуса, 22 - Пажеский корпус. Служебное положение: 636 военных, из них 280 нижних чинов, 1 генерал-лейтенант, 8 генерал-майоров, 49 полковников, 66 человек состояли на гражданской службе. Учитель истории: - А теперь давайте заполним анкету и выявим образ "типичного" декабриста, исходя из статистических данных. (Учитель истории помогает заполнить графу "типичный" декабрист, учитель литературы графу по Рылееву.)
Учитель литературы: - Прошло немного времени, и поэт ценой собственной жизни доказал, что слова не расходились у него с делом. К.Ф.Рылеев руководил подготовкой восстания и давал распоряжения на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Просмотр видеофильма о восстании декабристов на Сенатской площади, демонстрация картины И.И.Кольмана. Учитель истории: - Восстание было разгромлено Николаем I. Как вы думаете, в чём причины поражения восстания? (Противоречия, не хватало народа, недостаточно чётко организовано.) - О последствиях восстания, участи руководителей и участников восстания вам расскажут эти страшные цифры. (Учитель показывает по учебной таблице статистику, называет конкретные цифры.) - Пятеро руководителей были повешены: К.Ф.Рылеев, П.И.Пестель, П.Г.Каховский, М.П.Бестужев-Рюмин, С.И.Муравьёв-Апостол. (Показ портретов названных руководителей восстания на экране проектора.) Учитель литературы: - Среди декабристов были друзья А.С.Пушкина. "Каторга 120 друзей, братьев, товарищей ужасна", - писал А.С.Пушкин в одном из своих писем. Вам известно его стихотворное послание друзьям-декабристам "В Сибирь", которое он передал в 1827 году с женой декабриста А.Г.Муравьёвой, уезжавшей к мужу на каторгу. (Выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина одним из учащихся.) - Друзья Пушкина оценили его мужество и желание помочь и поддержать в трудную минуту. Об этом говорится в стихотворении А.И.Одоевского "Ответ из Сибири". (Выразительное чтение стихотворения А.И.Одоевского одним из учащихся.) V. Выводы по уроку. Учитель литературы: - К.Ф.Рылеев прожил короткую жизнь: в день гибели, 13 июля 1826 года, ему был 31 год. Но жизнь эта навеки вошла в историю Отечества, борьбы за народ. И сегодня творчество Рылеева помнят, чтят и любят, ибо оно, пользуясь выражением А.Блока, "корнями вросло в русское сердце".
Эти слова из поэмы "Наливайко" Рылеев подтвердил всей своей жизнью. - Ребята, а знаете ли вы стихотворения башкирских поэтов на гражданскую тему? Назовите их. VI. Итоги. Оценить работу учащихся на уроке. VII. Домашнее задание: прочитать "Думы" К.Ф.Рылеева, подготовить историческую справку о героях дум. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |