Преподавание литературы Урок литературы в 8 классе в системе занятий по программе Кутузова с использованием технологии "Развитие критического мышления через текст и письмо"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 718 Галкина Ирина Анатольевна, учитель литературы Цель: определить значение духовной литературы в жизни современного человека. Задачи:
Часть IУчитель на доске, а дети в тетради записывают тему урока. Учитель просит детей придумать ассоциации, которые возникают по данной теме. Дети говорят. На доске появляется запись: Давайте попробуем на основе наших ассоциаций придумать определение этому понятию. Какими критериями должно обладать определение? На доске на основе ответов детей появляется запись:
Учитель предлагает детям поработать в парах и придумать определение, записать его в тетрадь. Затем выслушать ответы всех пар, записи выполняются на доске и в тетрадях: Духовная литература - это
Учитель добавляет определение из словаря Ушакова: "Сочиненная на библейскую или церковную тему, противопоставлена светской". Далее учитель предлагает ученикам выбрать самое удачное с их точки зрения определение, обосновать свой выбор на основании ранее определенных критериев: точности, логичности, полноты. Интересно, что все определения в процессе обсуждения получили +. Затем учитель еще раз обращает внимание на записи в тетрадях и просит сравнить их определение с образцом (в данном случае статья из словаря Ушакова).
Ученикам предлагается отрывок из текста: В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: “серна”; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице. А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним. Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними. Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! Встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села. Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою. Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в господа. Дети в течение 3-5 минут читают текст. Делятся впечатлениями. На доске появляется запись: Текст трудный, непонятный, не понравился, неинтересный, вероятно отрывок из Библии, интересный, кое-что поняли. Учитель предлагает в тетради начертить таблицу. Вместе с детьми определяются понятия, какой вопрос можно считать “тонким”, а какой “толстым”. Запись меняется Дети еще раз читают текст и в парах заполняют таблицу. Нужно придумать 1 “тонкий” и 1 “толстый” вопрос. После повторного чтения текста работаем с первой частью таблицы. Каждая пара задает вслух свой “тонкий” вопрос, желающие отвечают. В первой части таблицы появляются вопросы и краткие ответы. Записи фиксируются и на доске, и в тетрадях. Идет процесс обсуждения, корректировки вопросов и ответов.
После фиксации всех вопросов и ответов дети просматривают получившиеся записи и делают выводы. Учитель возвращается к записи, которая отражает первоначальное восприятие текста. Запись обновляется.
Переходим ко второй части таблицы, в нее заносим все “толстые” вопросы (см. 2-ую часть вышеприведенной таблицы). Учитель просит проанализировать вторую часть таблицы и выразить ко всему записанному свое отношение. И вновь обращается к ранее выполненным записям, относящимся к восприятию текста. Она вновь обновляется:
- Этот текст не только о Тавифе и Петре, но и о Жизни и Смерти. И Жизнь и Смерть - это тайна. - Текст о Вере в Бога, Бог всемогущ, он распоряжается жизнью и смертью человека. - Твори добро, и тебя Бог отблагодарит. Вера в Бога - это важно. И т. д.
До конца урока осталось 10 минут. В течение 5 минут дети пишут мини-сочинение на тему: “Я прикоснулся к Библии” (стратегия “безотрывочное письмо”). В течение последних 5 минут озвучивают самые лучшие строки из своих работ.
Отзыв учителя Ура! Цель урока достигнута! Отзывы детей (выдержки из их письменных работ) - прямое этому доказательство. Материал трудный. Дети не всегда принимают и “присваивают” такие тексты. Стратегии моей любимой технологии разрешили все проблемы. Активно работал весь класс (20 человек). На уроке царила творческая атмосфера. Урок получился! Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |