Преподавание литературы Урок литературы в 8-м классе "Чудо поэтического слова"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2166 Тимофеева Валентина Петровна, учитель русского языка и литературы ЦЕЛИ УРОКА:
ЭПИГРАФ:
ХОД УРОКА I. Ученикам дается задание: 1. Вспомнить определения эпитета, сравнения, олицетворения, метафоры. 2. Повторить и выучить понравившиеся стихотворения русских поэтов о Родине, русском языке, природе, труде или любимые стихотворения, где, где использованы эти средства языка. II. Вступительное слово учителя:
Одна из великих загадок поэзии – слово. Попадая в художественный контекст, слово преображается, оно часто приобретает переносный смысл, не одно, а несколько значений. Великое чудо русской поэзии открывает для нас красоту и богатство мира. Но для того, чтобы сотворить чудо, нужна волшебная палочка. Такой волшебной палочкой в руках поэта является слово, яркое, эмоциональное, необычное. Об этом хорошо сказал С. Я. Маршак: “Как Золушка, одетая в платье, которое ей подарила фея, простое обыкновенное слово преображается в руках поэта”. Что же это за слова, поэтические строки? Об этом, на наш взгляд, стоит поговорить особо. Мы видим, как важно, читая стихи, быть внимательным к слову. И не только слово, но даже отдельные звуки часто помогают поэту выразить свои мысли и чувства. У поэзии свои законы, свой язык. Для того, чтобы понять фразу, сказанную в обыденной речи, достаточно знать значение каждого отдельного слова. Для понимания стихотворения этого мало. Некоторые поэтому и не любят стихи, что не умеют вдумываться в слово, фантазировать. Вы, конечно, не раз слышали (читали) стихотворение С. А. Есенина “Отговорила роща золотая” (Предлагается ученикам прочитать это стихотворение) РЯБИНОВЫЙ КОСТЕР. С. ЕСЕНИН
“Но разве роща может говорить?” - недоуменно скажет такой человек. А слушая другие строки этого стихотворения, “В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть” - он, пожалуй, представит себе горящее дерево. III. Вопросы к ученикам: - А как вы понимаете эти строчки? - Какой художественный прием употребляет поэт? - Какие ещё изобразительные средства языка вы знаете? (Ученики объясняют смысл есенинской метафоры, называют другие словесные образы и вспоминают определения названных понятий: эпитета, олицетворения, сравнения, метафоры) Слова учителя: Но знать определения - ещё не значит понимать, что такое метафора или сравнение. В каждом стихотворении они индивидуальны, неповторимы. Поучимся мастерству чтения: умению вслушиваться в стихотворение, вдумываться в слово, видеть его красоту и новизну и через слово открывать те мысли, которые вложил поэт в свои стихи. (Ученикам предлагается прочитать стихотворение современного русского поэта А. К. Передреева “Работа”) РАБОТА. А. К. ПЕРЕДРЕЕВ
Вопросы к ученикам: - О чем это стихотворение? (На первый взгляд, кажется, что стихотворение о железной дороге, о поездах, которые мчатся “по земным широтам”) - Какие строчки, слова кажутся вам необычными? (“Хрустят у рельс суставы”) - Как вы объясните смысл этой метафоры? (Стыки, места крепления рельсов напоминают поэту суставы человека. Когда поезд мчится по рельсам, колеса постукивают на стыках, рельсы словно хрустят под тяжестью состава) - Обратим внимание на звукопись стиха. Какие звуки чаще всего повторяются? (“р”, “с”, “т” словно помогают услышать стук колес, шум и свист поезда) - Какой из видов звукописи применил автор? (аллитерация) - А как можно понять последнюю строчку стихотворения? - Только ли о шпалах идет речь? (Автор имеет в виду людей. Это об их согнутых спинах и трудовых каплях пота он пишет, об их неустанном повседневном труде. Недаром и стихотворение называется “Работа”) Слова учителя: Вот как много открывают нам поэтические строки, если вдуматься в них, разгадать метафоры и другие изобразительные средства языка. Оказывается, у поэта особенное зрение. Он видит зорче. Ярче, глубже других. Он замечает неожиданное сходство предметов и явлений и создает метафоры, эпитеты, сравнения, которые помогают увидеть мир неожиданно. Значит, каждый предмет можно сравнить с массой других. Вопросы к ученикам: - Так почему же поэт так напряженно и кропотливо, порой в течение долгого времени. Ищет то единственное слово, которое встав в строку, заставит её звучать? В. В. Маяковский в стихотворении “Разговор с фининспектором о поэзии” писал об этом так: (ученикам предлагается найти прочитать эти строки)
Слово учителя: Как о многом говорит читателю единственное, неповторимое, верно найденное слово! Поэзии подвластно всё. В стихах могут быть выражены разные чувства: и радость, и гнев, и политический призыв, и раздумье, и восхищение красотой природы, человека, нежность и трепетность человеческого чувства. (Ученикам предлагается прочитать отрывок из стихотворения В. Шефнера “Слова”) СЛОВА. В. ШЕФНЕР
Слово учителя: Родина, родная природа, родной язык, народ, человек – всё осмысляет русская поэзия, русское слово. Великое слово “Родина” стучало в сердцах великих людей, оно заставляло живописцев взяться за кисть, оно звучало в музыке композиторов, слове поэтов. Родина… Вслушаемся в это родное для нас слово. Д. С. Лихачев писал, что в нем слышится отзвук слов “родной”, “народ”, “природа”, “малая и большая Родина”, но одинаково дорогих сердцу. Пожалуй, лучше всего об этом сказал К. М. Симонов, который в тревожные дни 1941 года, когда под ударами немецкой армии отступали наши войска, написал стихотворение “Родина” (Ученикам предлагается прочитать это стихотворение) РОДИНА. К. СИМОНОВ
Слово учителя: Родина – это и родной язык. Он рождался вместе с русским народом, мужал во время великих испытаний. Он омыт в светлом роднике народных песен, его оттачивали художники слова, классики великой русской литературы. Им восхищались великие мыслители, писатели, поэты: Лермонтов, Пушкин, Белинский, Гоголь, Тургенев… Сила и красота русского языка, русского слова заставляли верить в лучшее будущее народа и поэтому: “…нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!” Вот что в значении русского языка для народов нашей страны говорится в стихотворении Т. Зумакуловой “Два языка” (Ученикам предлагается прочитать это стихотворение) ДВА ЯЗЫКА. Т. ЗУМАКУЛОВА
Слово учителя: Чувством великой гордости за русский язык, за наше русское слово проникнуто стихотворение А. Ахматовой “Мужество”, написанное в феврале 1942 года. МУЖЕСТВО. А. АХМАТОВА
Поэты – счастливые люди. Они воспринимают мир по-особому, обостренно, всеми чувствами. В. В. Маяковский не зря сравнивал поэзию с солнцем, с оружием. Видел в ней силу, преобразующую мир. И пусть поэзия будет с каждым из нас всегда. Через слово поэта мы открываем мир, окружающий нас. Открываем себя, свою душу. Подведение итогов урока: Звучат любимые стихотворения ребят:
и др. (Ученикам предлагается дать стихотворениям читательскую оценку, показать как яркие средства художественной выразительности помогают понять идейный смысл стихотворений) Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |