Преподавание литературы Панорама нетрадиционных способов представления словарных слов на уроках литературного чтенияNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1111 Глухова Елена Александровна, учитель начальных классов Цели:
ХОД УРОКА. 1. Организационный момент. Приветствие гостей. Настрой на хорошую работу. Создание деловой, доброжелательной обстановки в коллективе. 2. Сообщение темы урока, задач урока и форм деятельности на уроке. Подготовить детей к активизации мыслительной деятельности. Сконцентрировать их внимание на выполнении заданий. 3. Нетрадиционные приемы представления новых слов, когда слово пишется полностью, но с различными осложнениями. Урок проводится с показом Flash-презентации <Приложение1>. Приемы слов.
Дополнительный пример “зашумления” слов – <Рисунок1> – слово “мезонин”
Ответ: Шопен, Рерих, Бетховен, Чюрлёнис. Дополнительный пример “наложения” слов – <Рисунок2> – слова “дровосек”, “купец”, “крестьянин” На какие группы можно разбить эти фамилии? (художники и композиторы)
к в а р т е т - Как вы думаете, что обозначает это слово? (графическое написание слова подсказывает его значение). Дополнительный пример “графического искажения написания слов" – <Рисунок5>, <Рисунок6> – слова “невежда”, “тема”
Дополнительный пример “изменения порядка слогов или букв” в слове – <Рисунок7> – слово “землянка” Работа в парах:
Дополнительный пример “усложнения” слов – <Рисунок3>, <Рисунок4> – слова “антракт”, “завалинка”
1. Пунктирно написанные слова. Ответ: "брег". Дополнительный пример “пунктирного написания слов” – <Рисунок9> – слово “невод” Сейчас мы употребляем это слово в речи? Как можно назвать такое слово? (устаревшим) Прочитайте другие устаревшие слова: "брада"," врата"," млеко".
2. Частично закрытые слова. Ответ: "контраст". Слово неслучайно записано черным и белым цветом, на основе этой подсказки дети выходят на лексическое значение слова. Дополнительный пример “частично закрытых слов” – <Рисунок8> – слово “гласят гонцы”. 3. Слова с отсутствием гласных - "крсть" ("корысть").
– <Рисунок10> – слово “кликать”. 4. Слова с некоторыми прикрытиями. Ответ: "кафтан". Дети вспоминают и читают наизусть стихотворение Д. Кедрина “Скинуло кафтан зеленый лето..”. Дополнительный пример “слов с некоторыми прикрытиями” – <Рисунок11>– слово “багрец”. 5. Слова, написанные с помощью фрагментов букв. Ответ: "ноктюрн". Что обозначает это слово? (От французского “ночь”). Прослушивание фрагмента “Ноктюрна” Ф. Шопена. Дополнительный пример “слов, написанных с помощью фрагментов букв” – <Рисунок12> – слово “багор”.
1. Прием “математическое равенство”. ЛУК + ОН + МОР – Н +ЕЛЬ – ЕЛ + Е = Л . . . . . . . Е Из каких частей образовано это слово? Что оно может обозначать? Дополнительный пример “слов – математических неравенств” – <Рисунок20> – слово “стойбище”. 2. Прием “зигзаг” (см. <Приложение1>). М М Х Д М ИУОАОКО РВ С ТЛ З А И Я Ь Дополнительный пример приема “зигзаг” – <Рисунок21> – слова “падчерица”, “валежник”, “мачеха”. 3. Предварительная замена букв. ПАТАБА МАЧЛУ Дополнительный пример “предварительной замены букв” – <Рисунок13> – слова “коромысло”, “околица”. 4. Составление слова из пропущенных букв. Ч-СЫ ДО-ОГА ГОРО - - - А (аршин)
Дополнительный пример “составления слова из пропущенных букв” – <Рисунок14> – слова “сосна”, “дорога”, “путешествовать”.
1. Разгадывание шифровки-анаграммы. ТАСИВЛЦЕ 35816472 (светлица) Дополнительный пример “разгадывания шифровок-анаграмм” – <Рисунок15> – слово “лоханка”. 2. Прочтение слова в соответствии с кодом. П С Е О Й Н З А А Т Ж А ("пейзаж", "соната") Что можно услышать, а что увидеть? Оказывается, сонату можно и услышать, и увидеть. Рисунок учебника – Чюрленис “Соната звезд” Дополнительный пример “прочтения слова в соответствии с кодом” – <Рисунок16> слова “целина”, “бугор”. 3. Прочтение слова по коду. К М Б О А У Р К Щ И В Г З Шифр: 2, 5, 7, 8, 10, 13. ("маркиз") <Рисунок17> На <Рисунок18> отображен способ прочтения слова по коду – “вельможа”.
4. Прочтение слов с помощью геометрических фигур (см. <Приложение1>). А Ш Е К И Н П О Ц У Дополнительный пример “прочтения слова с помощью геометрических фигур” – <Рисунок19> слова “чулан”, “крынка”.
Прочитать слово, убрав все буквы, обозначающие глухие согласные звуки.
Лев заболел и не мог выходить из дома. Тогда он стал приглашать зверей к себе в гости. Пригласил лису, а она в дом не вошла, остановилась на пороге. Лев спросил: “Почему ты не входишь?” А она ему отвечает: “Я вижу много следов, которые ведут только к твоему дому”. И ушла.
Обратить внимание учащихся на слово “только” и сделать правильные выводы.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. Пос. для студ. высш. пед.уч. заведений. М.: Изд. центр “Академия”, 2002. 2. Оморокова М.И. Чтение в начальных классах: метод.пос. Тула: Изд-во “Родничок”; М.:Изд-во “Астрель”, “АСТ”, 2003. 3. Обучаем по системе Л.В.Занкова. Первый год обучения – М., 1993. 4. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Урок чтения //Образовательная система “Школа 2100” Педагогика здравого смысла: Сб.мат./Под науч. Ред. А.А.Леонтьева. – М.: Баласс, 2003. 5. О.П. Королева. Нетрадиционные приемы словарной работы на уроках литературного чтения. (Internet-ресурс) Техническое оформление материала, подготовка презентаций, Flash-показов – учитель информатики МОУ СОШ № 37 г. Ульяновска Ямкина Елена Владимировна (http://shk37.simd.ru, shk37-ul@narod.ru, shk37@access.uven.ru) Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |