Преподавание русского языка Алгоритм взаимодействия учителей начальных классов и среднего звена на этапе перехода школьников из начальной школы в среднее звеноNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 971 Глухова Татьяна Ивановна, учитель руского языка и литературы Педагоги, психологи, ученые на страницах газет и журналов довольно часто размышляют о проблемах преемственности. В школьные годы ребенок переживает несколько переходных периодов, требующих от него приспособления к новым условиям. При переходе из одной ступени обучения в другую возрастают требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у учеников определенных учебных знаний, учебных действий. Любые переходные периоды выдвигают специфические проблемы, которые требуют особого внимания. Переход в пятый класс – это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Учителям предметникам необходимо за короткое время узнать детей, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся. Классному руководителю за короткий период узнать детей, быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными. Не следует также забывать, что пятиклассники – это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом. С начала учебного года у детей возникает ряд сложностей организационного и учебного характера. 1. Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников. 2. Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность. 3. Создание ситуации успеха для пятиклассников. 4. Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе. 5. Отсутствие коллективных средств обучения. 6. Ослабление внешнего контроля за выполнением домашних заданий. 7. Личностный контакт с учителями. Именно эти сложности организационного и учебного характера привили к необходимости совместной работы с учителем начальных классов по выработке алгоритма. Цель работы по взаимодействию педагогов вижу в создании оптимальных условий для адаптации детей. На подготовительном этапе была разработана программа взаимодействия, которая включает вопросы (Приложение №1):
Для реализации данной программы проводилось взаимопосещение уроков с целью знакомства с технологией обучения в начальной школе, форм и методов организации учебной деятельности, стиля взаимоотношений педагога с детьми, учащихся между собой для использования приемов обратной связи в 5-ых классах, с программой, системой требований учителя начальной школы, проводились совместные уроки, мероприятия с использованием активных форм обучения. К таким активным формам обучения на этапе адаптации относятся игровые технологии. По словам В. Сухомлинского, «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению русского языка. Занимательность условного мира игры даёт положительные результаты: решаются следующие задачи:
Кроме того, в условиях игры процесс знакомства, узнавания друг друга, привыкания детей к учителю проходит эффективнее, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Первое знакомство с детьми состоялось, когда они были первоклассниками. Знакомство началась с внеклассной работы по предмету, совместно с детьми 5 класса провела интегрированный урок «Сказки и речевой этикет» Продолжением совместной работы явилось проведение во 2 классе мероприятия «Будь в ответе за тех, кого приручил» – так называлось внеклассное мероприятие, которое было проведено совместно с учащимися 2 и 6 класса. Это были мини-проекты детей. Рассказ о любимых питомцах, сообщение интересных фактов из жизни животных, занимательная викторина, игра на флейте составили содержание мероприятия. Проведение подобных занятий сплачивает малышей и подростков, развивает навыки общения, развивает эстетический вкус, а учителю даёт возможность наблюдения за классным коллективом. Проведение игры «Узнай- ка сказку» проходило в кабинете русского языка. В ходе игры дети работали в группах. Задания были построены таким образом, что от учащихся требовалось не только назвать героя сказки, узнать её название, но и рассказать о сказке, её авторе. Следующим шагом было включение элементов опережающего обучения, выявление тем, которые уже в 5 классе даются расширенно. С такими понятиями, как главные члены предложения, дети знакомы, но уже в 5 классе используется термин «грамматическая основа». Практика показывает, изучение темы «Сложные предложения» даётся детям в 5 классе непросто. Они не видят структуру предложения, не могут выделить части сложного предложения, делают ошибки при постановке запятых между частями предложения. Чтобы преодолеть эти трудности, мне кажется, целесообразно начинать подобную работу уже в 3 классе. Где взять время? В моём случае это удачное совпадение обстоятельств и желаний. Я проводила фрагменты урока, на которых вводились те или иные определения, термины, давались новые знания. Задача учителя начальных классов – повторение и закрепление. Были разработаны уроки с использованием ИКТ «Такие простые сложные предложения». В занимательной наглядной форме детям было предложено рассмотреть структуру предложения, ознакомиться с двусоставными и односоставными предложениями. Т.к. материал давался в занимательной форме, дети с удовольствие его воспринимали. В дальнейшем задача учителя начальных классов состояла в том, чтобы при синтаксическом разборе предложения дети использовали полученные знания. Для прочности усвоения и помощи уч-ся составлена памятка такого разбора. Учитывая сложность материала, провела несколько занятий. Такое опережение даёт детям возможность легче усвоить тему 5 класса «Сложные предложения». (Приложение №2) Особое внимание уделено развитию речи. В 5 классе дети выполняют задания по определению типа, стиля речи, составлению небольших текстов определённого типа речи. В начальной школе даются первоначальные сведения, это работа по определению видов текста, но не используется термин «тип речи», ничего нет о средствах выразительности, которые должны использовать учащиеся при создании подобных текстов в 5 классе. Желание сочинять живо развито у младших школьников, но им не хватает языкового материала. С этой целью были проведёны занятия «Типы речи». Проведённые занятия ознакомили детей с простейшими средствами языка и ввели понятия «тип речи» и «стиль речи», которые дети продуктивно использовали при ответе. Создавая коллективный текст по предложенной теме, дети закрепили полученные знания, а в дальнейшем использовали определения в творческих работах. Практика показала, что дети активно используют средства языка для выражения своих мыслей. В творческих работах дети использовали сравнения «как шаловливый кот», эпитеты «зеркальная гладь», олицетворения – «день открывает глаза», «солнце красуется», «осень отзывается грустью».В дальнейшем при выполнении творческих заданий учитель начальной школы должен напоминать об использовании средств выразительности. Одна из актуальных задач переходного периода – объективный контроль знаний, умений и навыков учащихся на соответствие требованиям государственных образовательных стандартов. Актуальным также остается процесс оценивания знаний учащихся. Оценка качества знаний помогает учителю выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, поэтому одним из направлений нашей работы является разработка единой системы повторения и контроля. В своей работе планируем совместное составление и проведение контрольных работ по ключевым темам, включение в контрольные тестовые виды заданий. Совместная проверка работ и анализ ошибок дают возможность учителю не только наметить пути ликвидации в пробелах знаний учащихся, но и иметь реальное представление об уровне подготовки учащихся. В процессе совместной работы выявлены темы, которые
Очень важна работа по формированию ученического коллектива. Именно совместная работа по адаптации поможет предупреждению возможных негативных явлений, выявлению потенциальной «группы риска», т.е. тех учащихся, чьё дальнейшее обучение будет связано с определёнными трудностями и которые будут нуждаться в психолого-педагогической поддержке. Приступая к обязанностям классного руководителя в 5 классе, у учителя уже нет необходимости в выявлении таких учащихся, за время совместной работы накоплены необходимые сведения об особенностях каждого ребёнка, степени его учебной мотивации. На основе полученных результатов составляется психофизиологическая характеристика учащихся и индивидуальная программа корректировки и дальнейшего развития детей. Такая система совместной работы позволяет обеспечивать:
Адаптирование технологий начального обучения к технологиям среднего звена. Разработку единой системы повторения и контроля Такая работа поможет, как мне кажется, будущим пятиклассникам легче пройти период адаптации, снимет тревожность, поможет сохранить познавательные мотивы учебной деятельности, а учителю эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |