Преподавание литературы Футуризм как направление в искусствеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 881 Никитина Ирина Валерьевна, учитель русского языка и литературы Презентации к урокуЗагрузить презентацию (2,02 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Цель – создать у школьников представление о футуризме как направлении в искусстве. Известная пословица гласит: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”. Чтобы ребята наглядно представили суть футуризма как явления в искусстве, обратимся к творчеству художников К. Малевича и В. Кандинского, а потом рассмотрим стихотворения Д. Бурлюка, А. Крученых, В. Маяковского, В. Хлебникова, которые будут восприниматься после беседы о картинах уже осмысленно. Ход урока Не объявляя темы урока, читаем стихотворение В. Маяковского “Нате!”
Желательно, чтобы учитель внес в свой костюм некоторые “футуристические” детали (шумовка на веревочке, необычные ботинки и т. п., что явно шокирует учеников, и они погрузятся в атмосферу, которую создавали футуристы на своих выступлениях, когда приходили с диванной подушкой и т.д.) После объявления темы урока обращаемся к презентации, которая нам поможет в объяснении нового материала. Слайд 2. Знакомим учеников со стихотворениями А. Крученых и В. Хлебникова, которые покажутся явно необычными. Как понимать такую поэзию? Что хотел сказать автор? Попробуем вместе разобраться. (Пока не комментируем данные произведения). Слайд 3. Манифест футуристов, которые называли “Пощечина общественному вкусу” читаем в выдержках, в то время как на слайде только два основных положения. “Пощечина общественному вкусу”
Мы приказываем чтить права поэтов: 1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Словоновшество). 2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. 3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Вами венок грошовой славы. 4. Стоять на глыбе слова “мы” среди свиста и негодования. И если еще и в наших строках остались грязные клейма Ваших “Здравого смысла” и “Хорошего вкуса”, то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова. Почему же футуристы выступили с такими воззваниями? Слайд 4. Цель их выступления – создать атмосферу скандала в противовес “застою”, “болоту” жизни. Чтобы понять творчество этих поэтов, обратимся к картинам К. Малевича и В. Кандинского – художникам-авангардистам. Слайд 5. Казимир Малевич “Уборка ржи”. Обратите внимание на то, как передан объем! Это поле ржи, эти снопы! Люди буквально становятся “частью” поля, сливаются с ним. Личность как таковая исчезает. Слайд 6. “Девушки в поле”. Разве эти фигуры также “не сливаются” друг с другом и окружающим, образуя “единое целое” с эти миром? Их руки похожи на гаечные ключи, а сами они смотрятся бесполыми существами. Если бы не юбки, вы бы вряд ли узнали, что перед нами женщины. Принцип изображения тот же, что и на предыдущей картине. Слайд 7. “Крестьянка с ведрами”. Обратите внимание на ноги и руки матери и дочери, на их позы, положение головы, глаза. Они похожи, возникает мысль о “похожести” судеб: дочь ждет нелегкая жизнь. Только одежда говорит нам о том, что это женщины. Нет характерных форм тела, причесок. Зато руки и ноги большие: именно они “понадобятся” в крестьянской жизни. А еще поражают огромной величины глаза – зеркала души… Слайд 8. “Пейзаж с пятью домами” и “Три фигуры”…напоминают детские рисунки. Это наивный, но чистый взгляд на мир. Слайд 9. Просмотренные произведения явно затруднены для восприятия. Авангард провозгласил, что восприятие искусства – это встречный творческий труд. Однако для адекватного понимания такого искусства недостаточно эстетического вкуса, важно знание того культурно-исторического контекста, в котором рождалось произведение. Манифесты, теории, выступления, программы авангардистов помогают понять их творчество. Впрочем, название “авангард” появилось только в 60-е годы ХХ века. Сами художники называли себя кубофутуристами. Почему же именно куб они рассматривали основополагающей фигурой? К. Малевич создает знаменитый “Черный квадрат”. Впервые он появился на занавесе как декорация к опере М. Матюшина “Победа над солнцем”. “Черный квадрат – зародыш всех возможностей – принимает в своем развитии страшную силу. Он является родоначальником куба и шара… Рисунок этот будет иметь большое значение в живописи. То, что было сделано бессознательно, теперь дает необычайные плоды”, - писал К. Малевич в письмах М. Матюшину. Если теперь вспомнить о том, что мы живем в трехмерном (то есть “кубическом” пространстве), а черный цвет поглощает весь световой спектр, то черный квадрат становится символом нашего мира, тогда “Красный квадрат” - воплощение только красной (то есть красивой) его части. Слайд 10. Памятник на могиле К. Малевича. Слайд 11. Футуристы утверждали в творчестве алогизм. Как художественный метод, он пронизывает творчество Филонова, Шагала, обостренно выступает в театре Мейерхольда, позже укореняется в поэзии обериутов – Хармса, Введенского, Заболоцкого, в прозе – Платонова, Булгакова, Зощенко. Таков “Авиатор” К. Малевича. Надпись “Аптека” разорвана на части, мир “сдвинут”, разломан, распилен, и вилка уж никак не смотрится на лице Авиатора. Не достоин ли окружающий абсурдный мир абсурдных образов?.. Недаром “Черный квадрат”, изображенный на занавесе как декорация к опере “Победа над солнцем”, был в начале представления не раздвинут, а разорван (символ разрушения нашего мира!), и на сцене появлялись герои, подобные этому Авиатору. Теперь становится понятно, почему в поэзии появляются “Дыр бур щил…”. Слайд 12. Футуристическая фотодекларация: перевернув мебель и рисованные задники (см. рояль, окна), футуристы придали традиционному фотоателье алогичный характер. Слайд 13. Человек часто поступает нелогично, если сравнивать его с другими представителями живого мира, это как раз и подчеркивается в строчках В. Хлебникова. Поэтому искусство авангарда, можно сказать, правильно освещает сущность человека и общества. Слайд 14, 15. Искусство авангарда провозглашает форму вне земного измерения. Нет представлений “верха” - “низа”, “левого” - “правого”. Все направления “равноправны”, как в космическом пространстве… Слайд 16. Портрет В. Кандинского. Слайд 17. “Острые” предметы направлены во все стороны… значит, не уберечься никому…Все в мире – режущее и колющее… Как сгладить углы? Как избежать неприятностей? Слайд 18. А это “Смутное”. Очертания делаются “обтекаемыми”, линии уходят в “никуда”. Однако в картине, при всей абстрактности, явно ощущается центр, вокруг которого все движется. Кто или Что находится в этом центре, создавая это движение, организуя его? Слайд 19. В. Кандинский, предпринимая поездку в Вологодскую губернию, был поражен видом северной избы. Живописец увидел в ней не просто нарядное убранство, он отметил реализованный в ней принцип единства искусства и жизни. Искусство не предмет эстетического наслаждения, существующий отдельно от человека, а мир, внутри которого находится человек. “Тут я выучился не глядеть на картину со стороны, а самому вращаться в картине – в ней жить”, - В. Кандинский. Его картины – его ощущения. А центр, вероятно, сам художник, подобный Творцу. Слайд 20. Художник приглашает зрителя внутрь картины, где находятся мужчина и женщина. Таким образом В. Кандинский добивается не просто созерцания, а полного погружения зрителя в пространство авторского замысла, художник делает его посвященным в свои тайны. Подобный прием использовал и Марк Шагал. Слайд 21. “Дамы в кринолинах” В. Кандинского написаны явно в духе импрессионизма. Художник передает мгновенное впечатление. В глазах “пестрит” от платьев, подчеркнута и “пестрота” обстановки, а лиц, к сожалению, нет! Слайд 22. В. Кандинский “Рок”. Мир выглядит далеко не праздничным, а Рок в виде шута – это уж совсем не смешно. Человек смиряется с судьбой, склоняя перед ней голову. А дорога жизни похожа на крутой подъем… Слайд 23. Стихотворение рождает картину, наполненную светом и воздухом, это природа чистая, радостная. Поэт использует в нем неологизмы, смысл которых раскрывается в контексте стихотворения. Поюны – те, кто поет. Поюнна – поющая и юная. Вабна – “вабный” (словарь В.И. Даля) арх. Лакомый, заманчивый, соблазнительный. Времири – снегири и время. Только ли ассоциации с птицами возникают? Вероятно, в стихотворении заложен философский смысл: “стая легких времирей” ассоциируется со свободным миром птиц и жизнью самого человека, но в то же время напоминает о каких-то отрезках времени (темных и тяжелых в прошлом “морок старых дней”, но в настоящем счастливых и радостных). Слайд 24. Футуристы-поэты ощущали себя частью вселенной. А свои деяния – всемирными. Стихотворение явно сопоставимо с картинами В. Кандинского. Слайд 25. В стихотворении мир воспринимается как единое целое, он не дробится на части, поэтому нет знаков препинания (главная функция знаков препинания – отделять смысловые части друг от друга). Все произведение – единый душевный порыв (вспомним “поток сознания” у Л.Н. Толстого, выражавшийся в очень длинных предложениях, автор не мог поставить точку, так как мысль была не закончена). В “сетевом” общении также не используются знаки препинания, так как говорящему хочется побыстрее выразить поток устной речи. Слайд 26. Символом поэзии издавна считалась лира. У футуристов же это – барабан и труба. Четкий ритм придает их стихам четкость и резкость звучания. Это необходимо, чтобы стихи воспринимались не одним человеком, а огромной человеческой массой. Стихи не для читателя, а для слушателя – одного из тысяч! Стихи бросаются “в толпу”. Где уж тут думать о тонкостях ритма, звуковых сочетаниях, о законченности фраз и точности рифм! Надо, чтобы слово долетало в самый конец этого огромного зала… Это переворот. Другой стих. Другая поэтика, другой словарь – все заново. Слайд 27. Строки в стихотворении располагаются не по схеме, а по произношению, часто лесенкой, как у В. Маяковского. Рифмуются самые важные, значимые слова и слоги, потому что только этот слог и долетает до последнего уха последнего слушателя. Слайд 28. Футуристы сформулировали новые принципы искусства в альманахе “Садок судей”. Вот основные:
Мы новые люди новой жизни Давид Бурлюк, Елена Гуро, Николай Бурлюк, Владимир Маяковский, Екатерина Низен, Виктор Хлебников, Бенедикт Лившиц, А. Крученых. В заключение урока – футуристический шедевр В. Хлебникова “Заклятие смехом”.
Использованная литература:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |