Преподавание русского языка Урок русского языка. 6-й класс. Тема:"Правописание НЕ с существительными"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1184 Матвеенко Татьяна Михайловна, учитель русского языка Цель: знать условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными, уметь различать НЕ как приставку, частицу, часть корня, доказывать выбор написания, подбирать синонимы с НЕ к словам, анализировать смысл предложений с точки зрения наличия противопоставления. Задачи: Обучающие: совершенствование навыков написания слитного написания НЕ с существительными. Развивающие:
Воспитательные:
Тип урока: объяснение нового материала. Ход урока I. Организационный момент. - Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем работать с вами над изучением имени существительного. Давайте вспомним, что нам уже известно об этой части речи. II. Опрос по домашнему заданию. - Дать определение существительного - Как отличить имя существительное от других частей речи? (Ответы учащихся.) III. Новая тема. А) Учитель: Ребята, посмотрите и прочитайте написанные на доске предложения. И волны, и суша покорны тебе; завидует недруг столь дивной судьбе. (А.С.Пушкин)
- Какая орфограмма объединяет эти предложения? Сформулируйте тему нашего урока. Б) Правильно сегодня на уроке мы познакомимся с правилом написание не с существительным. А поможет нам разобраться таблица-алгоритм, которая лежит на у каждого на столе. В) Таблица записана на доске и лежит на столах учеников. Учитель вместе с учащимися разбирают материалы таблицы и рассматривают примеры. Делают выводы. IV.Словарная работа. На доске записаны слова: невежа, невежда. Вопросы к классу: - Как вы думаете, почему эти слова с НЕ пишутся слитно? - А какого рода они? - Кто знает значение этих слов? (Разные варианты ответов учащихся.) Учитель дает пояснение: Историческая справка. Невежа – существительное мужского и женского рода (от древнерус. языка Вежа – знаток). Первоначально тот, кто не знает правил приличия. Грубый, невежливый, невоспитанный человек. Запишите предложение:
- Из какого произведения эти строки? (Ответы учеников.) Невежда (от старослав. Ведать) малообразованный, малознающий человек. Запишите предложение:
V. Закрепление изученного. А) Цифровой диктант (учитель читает предложения, дети записывают только цифры 1 – пишем слитно, 2 – пишем раздельно). Несчастье состарило его на один год .Ты мне больше неприятель .Не везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в ученье. Рассказала бабушка много небылиц. В решении задачи вкралась неточность. Глупость не порок, а беда. Маша скромница и недотрога. Голод- не тетка, пирожка не поднесет. (Ключ:1,1,2,1,1,2,1,2.) Проверятся быстро и сразу несколько учеников получают оценки. Б) Синтаксическая пятиминутка. Предложения записаны на доске. Составить схемы этих предложений. Выписать не с существительными, объяснить их правописание. (У доски работают два ученика, остальные в своих тетрадях выполняют это же задание.) В) Лексическая пятиминутка. Дать определения, что такое синонимы, антонимы. Привести примеры. Образуйте и запишите в тетради с помощью приставки НЕ слова противоположные по значению; рядом с образовавшимся словом поставьте сходные по смыслу слова без приставки НЕ. Образец: друг – недруг – враг.
Г) Перепишите, заменяя выделенные слова сходными по смыслу с приставкой НЕ. (Предложения на доске.)
VI. Рефлексия. - Что нового мы узнали на уроке? -В каких случаях мы будем писать слитно не с существительными? -Когда будем писать раздельно? VII. Подведение итогов. Выставление оценок. Домашнее задание. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |