Преподавание литературы Литературоведческий анализ стихотворения Ярослава Смелякова "Памятник"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2530 Колесникова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы
"Всё совершается, как надо, хоть и не сразу, не сполна", - эти слова Ярослава Смелякова можно было бы поставить на титульной странице его собрания сочинений, так как он всегда живо ощущал и историческую необходимость происходящих событий, уже свершившихся и ещё только надвигающихся, и бесконечное своеобразие человеческих судеб, воли, эту необходимость осуществляющих. Смеляков - один из тех художников, в чьём творчестве отчётливо сказывается "пролетарская кость" - подлинно революционная, подлинно рабочая готовность "всем русским духовным богатством поделиться сполна" со всеми людьми трудной судьбы и доброй воли. В.Боков когда-то точно назвал героя раннего Смелякова "Евгением Онегиным фабричной окраины". Ярослав Смеляков был одним из самых знаменитых молодых поэтов ранних 30х годов 20 столетия. В первых стихотворениях поэт утвердил свои представления о законах бытия и по-своему решал "проклятые вопросы", веками волновавшие человечество. Смелякова волновало всё: и героическая судьба испанского коммуниста, и первый плуг, откованный в народной кузнице африканской страны, и гордые старики Таджикистана, что рубили и гоняли басмачей, а потом дошли до берлинских стен. Также далеко простираются интересы поэта и в глубь веков: ему надобно подумать о Меншикове, обласканном, а затем брошенном фортуной; его тревожит тень Натальи Пушкиной; он готов признать своим учителем Дениса Давыдова: Поэт испытывает насущную потребность включить в свой и наш духовный обиход всё яркое, живое, человечное, что было в прошлом, существует в настоящем на земном шаре. И ему, как отмечают критики, удавалось обнаружить, запечатлеть эту общность, это побратимство, побеждающее века и пространства. "И современники, и тени в тиши беседуют со мной:"- Смеляков в свою судьбу включил множество судеб. В его поэзии заодно действуют критерии исторические и нравственные, гражданские и художественные. Ярослав Смеляков - человек нелёгкой судьбы, в далёком 1934г. он впервые оказался под прицелом беды: его юношеская прямолинейность пришла в столкновение с противоречиями жизни. За "моральное разложение" поэт был арестован по доносу и вышел в "редком для освобождения" году - 1937м. Затем его снова посадили. Во время войны поэта освободили финны из карельского лагеря, и он стал финским военнопленным, работая на ферме. Вернувшись на родину, проходил так называемую проверку. После разрешения жить в Москве в 1984 г. выпустил книгу своих стихов "Кремлёвские ели", однако по доносу одного "собрата-поэта" в 1951 был арестован. И снова лагерная жизнь. Но Смеляков продолжал писать: Амнистия 1956г. принесла освобождение поэту. Но несмотря ни на что, Ярослав Смеляков истово верил в правоту возникающей на глазах новой жизни. Показательно то, что он, трижды попадавший на круги лагерного ада, ни в одном своём стихотворении ни разу нигде не проклял ни эпоху, ни свою судьбу, ни Сталина. Долгие годы был председателем московских поэтов. Не любил говорить о лагере и показывать немногие лагерные стихи, напечатанные лишь после смерти, в которых прорывалась боль за изувеченную смолоду жизнь. Стихотворение "Памятник" написано в 1946 году - в период финского плена, в тягостное для Я.Смелякова время. Произведение представляет собой монолог лирического героя, который во сне превратился в памятник. Образ "памятника" ещё в античной литературе ,потом и в русской поэзии обращает читателя к теме "творчества ,назначения поэта и поэзии". Гораций, М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, А.С.Пушкин: Каждый из них, осмысливая своё назначение как поэта, подводит итог своему творчеству, стремится заглянуть в будущее ,где и будет воздвигнут их поэзией нерукотворный памятник. "Памятник" Смелякова нельзя поставить в один ряд с одноимёнными стихами великих поэтов, потому что тема творчества не является главной в данном произведении. Пожалуй, это стихотворение можно отнести к философской лирике, т.к. лирический герой осмысливает своё настоящее, говорит о том, что для него составляет счастье его "теперешней" жизни, куда рвутся его сердце и душа, чего жаждет его сознание:
Но поэт говорит о невозможности "творить, писать" в контексте общей "несвободы". Олицетворением этой "несвободы" является образ памятника:
Внешняя (физическая) "несвобода" ("мне двигаться мешает пьедестал", "рука моя трудна мне и темна") так же тягостна, как и внутренняя, душевная ("и сердце у меня из чугуна", "и я слежу за чередою дней из-под чугунных сдвинутых бровей", "вдруг набежит чугунная слеза"). А самое страшное то, что герой не может высказать всего, что наболело. "Чугунных метафор" в стихотворении немало: это и "сердце из чугуна", и "чугунные брови", и "чугунная слеза", и "чугунный голос". Повтор метафоры "чугунный" усиливает ощущение непомерной тяжести и скованности во всём: в движениях, мыслях, чувствах. Ещё одна тема получает развитие в стихотворении: личные любовные переживания героя. Мотив грусти, удручённости, который звучит с самых первых строк произведения, усиливается, сливаясь с мотивом одиночества, когда лирический герой говорит о своей любимой. В монологе нет пылких признаний, но в кажущихся такими простыми словах: "Всё тот же лоб, всё тот же синий взгляд, всё тот же рот, что много лет назад" - столько нежности, теплоты, преданности, что невольно понимаешь, что женщина, которой адресованы эти строки - самая дорогое, что было и есть в жизни лирического героя. И это его земное чувство - самое ценное, что у него есть. В последних 4х строфах, которые обращены к образу любимой, поэт употребляет глаголы в будущем времени: "сойду", "приближусь", "слеза набежит", "услышишь". Это говорит о том, что герой не уверен , что желанная встреча состоится. Зная биографию поэта ,можно объяснить эту тихую грусть героя, его тревожно-обречённое настроение: находясь в плену, поэт не загадывает счастливого будущего, он лишь говорит о желании хоть как-то напомнить о своём существовании:
***
***
Человек не в силах замедлить неуловимый бег времени, и герой страдает от невозможности что-либо изменить в сложившихся обстоятельствах. В тексте нет ярких метафор, экспрессивно-окрашенных слов и выражений, передающих страдания, душевную боль героя. Но почувствовать это позволяет нам построение стиха: каждое двустишие состоит из одного предложения. Отсюда прерывистое резковатое звучание стиха, которое и помогает увидеть всю глубину переживаний, надрыв лирического героя. Ритмичность стиху, движение чувству придаёт пятистопный ямб с точными мужскими парными рифмами. Метафоры, преобладающий троп в стихотворении, основан на сравнении с памятником, т.к. лирический герой уподобляет себя чугунной статуе. Практически в каждой строфе (а это значит в каждом предложении) поэт подчёркивает уподобление героя памятнику: повтор метафор с прилагательным "чугунный", "у ног моих с утра самозабвенно лазит детвора", "торжественный металл", "сойду с блестящей высоты ,синонимы -"пьедестал", "монумент", "статуя". Но образ скульптуры, памятника неоднозначен: с одной стороны, это образ "несвободы", а с другой - символ чего-то "вечного, бессмертного", к чему хотел бы прикоснуться герой:
Для того чтобы обнажить чувства, воссоздать внутреннее состояние лирического героя, автор использует образ сна. Традиционно в русской литературе сон - это благодатные, счастливые мгновения прошлого, либо психологическое состояние героя в настоящем, либо мечта, предчувствие будущего. У Смелякова приём "сна"- это осмысление тяжёлой действительности и попытка заглянуть в будущее, это выход из реальности, в которой жизнь трудна, а может, невозможна. Но несмотря на приём "сна", лирический герой предстаёт перед нами "живым" человеком, глубоко мыслящим, страдающим, любящим. Ярослав Смеляков писал: "Мои стихи совершенно не годятся для литературных салонов и не рассчитаны на любителей изысканных пустяков, потому что я нарочито отвергаю ложные поэтические красивости и стремлюсь к точности, к строгому лаконизму". От строгих, будто и неукрашенных строк Ярослава Смелякова исходит особенное обаяние, нежность, иногда прикрытая суровостью, и откровение. Несмотря на все жизненные невзгоды, Ярослав Смеляков не оставил творчество, не предал ни своего призвания, ни своей судьбы. А если и прикасался к "высоковольтным проводам" времени, то с какой-то своей осторожной человечностью. Пример тому - стихотворение "Памятник". Литература:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |