Преподавание литературы Урок внеклассного чтения в 8-м классе по рассказу Т.Крюковой "Единожды солгавший"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1169 Мухина Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы Тип урока: урок внеклассного чтения, комбинированный урок (психологическая справка о типичных вариантах завершения конфликтов, анкеты для учеников и родителей). Задачи урока:
Оборудование:
Оформление:
Предварительная подготовка к уроку:
– Какие темы и проблемы обозначены в рассказе. – Охарактеризуйте героев рассказов Тамары Крюковой по плану: Эпиграфы к уроку. А это уже совсем глупо, отравлять себе жизнь обидой из-за такого низкого человека... С.П.Семёнова Последнее дело стесняться своих родителей. Сергей 1. Вступительное слово учителя.Тамара Крюкова – автор книг “Дом вверх дном”, “Хрустальный ключ”, “Ловушка для героя”, “Гений поневоле”, “Костя + Ника” и многих других. Находясь в зарубежной командировке, она вместе с семьёй пережила военный переворот. Маленького сына эвакуировали, и в Россию полетели письма с фантастическими историями. А теперь её захватывающие и вместе с тем умные книги с удовольствием читают и дети, и взрослые. Удивительный феномен творчества Т.Крюковой заключается в том, что в её произведениях всё идеально выверено с точки зрения психологии действия героев, сложные человеческие проблемы решаются на фоне захватывающего сюжета. 2. Анализ идейно-художественного своеобразия рассказа “Единожды солгавший”.Знакомство с героями (сообщения делаются учениками). – Ребята, вы все прочитали рассказ Т.Крюковой “Единожды солгавший”. Назовите, пожалуйста, главных героев этого произведения! (Лена Семёнова, Инна, Саша Панков, Серёжа, Светлана Павловна (мама Лены). – Что вы узнали об этих героях? Дайте им характеристики. Лена Семёнова – нелегко сходилась с людьми, умела быть благодарной. С малознакомыми становилась скованной, косноязычной, вечно терялась, могла покраснеть. Отличалась скромностью, не умела задавать прямые вопросы, даже если умирала от любопытства, не умела лгать. Инна – подруга Лены, общительная, разбитная, завистливая, болтливая, любит посплетничать, взяла шефство над новенькой одноклассницей. Саша Панков – прозвище у этого героя Пан. Он высокий, симпатичный. Вёл себя раскованно. Один из лучших учеников школы, толково отвечает на вопросы учителей, за ним “бегают” все девочки. Сергей – друг Пана, незаметный человек, помог Лене собрать рассыпавшиеся монеты, а потом поддержал героиню в трудную минуту. Светлана Павловна – мама Лены Семёновой. Любит читать, контролирует свою дочь, считает, что Лене рано ходить на ночные дискотеки. Понимает Лену, хотя девочке кажется, что мама её предаёт. Светлана Павловна хорошо чувствует состояние дочери, можно сказать, что видит её насквозь. Беседа по содержанию рассказа.
Выявление проблем, затронутых в тексте. Пополнение “Копилки проблем и аргументов” для сдачи ЕГЭ.
3. Ребята, готовясь к уроку, вы написали сочинения “Как я поссорился с мамой”, а потом мы вместе сняли небольшой видеофильм на эту тему. Сейчас нам предстоит оценить то, что получилось. Просмотр видеосюжетов “Как я поссорился с мамой”. <Приложение 3> 4. Психологическая справка о проблемах подросткового возраста. Типичные варианты завершения конфликтов. <Приложение 2> [1] Проблемы, о которых рассказали ребята, очень часто возникают именно в подростковом возрасте. Подростку свойственна повышенная критичность. Если, будучи ребёнком, он на многие события и явления в своей семье не обращал внимания или был снисходителен в своих оценках, то, став подростком, он начинает переоценивать давно знакомое и привычное – взаимоотношения родителей, особенности их личности и поведения, происходящие в мире события. Оценивает всё заново и выносит свои собственные суждения, нередко очень прямолинейные, категоричные и бескомпромиссные. И возникает конфликт, т.е. разногласия между членами семьи. В конфликте нет ничего страшного, если он обладает созидательной, а не разрушительной силой. Семья, к примеру, тактично и вместе с тем принципиально осудила неблаговидный поступок своего взрослеющего ребёнка. Он – пусть даже без сопротивления – внял её требованиям. Такое разрешение противоречий сплачивает семью, усиливает взаимопонимание. 5. Постановка проблемной ситуации. Теперь, ребята, давайте попытаемся определить тип конфликта, возникшего между героями рассказа “Единожды солгавший”. Между мамой и дочкой конфликт проходит несколько этапов своего развития: “А” – “жёсткий тип решения конфликтов и споров” (со стороны Светланы Павловны и Лены, которая некоторое время негативно относится к матери); “Д” – “уходящий” (мама не выходит вечером к дочери читать мораль”); “В” – компромиссный стиль достигается, когда мама и дочка стремятся понять друг друга. Мы должны стремиться к компромиссам в разрешении конфликтов. Наши родители – это наши друзья, союзники. Это наша опора. Тот тыл, который необходим человеку в любом возрасте. 6. Знакомство ребят с результатами анкеты “Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации”.<Приложение 2>[1] 7. Экскурсия по дереву жизни. Фотовыставка “Моя семья”. <Рисунок 4>, <Рисунок 5> Нельзя смотреть на жизнь и на человека упрощённо. И для вас пришла пора жить в семье в роли равноправных её членов. А это значит, пришла пора отдавать тепло, внимание тем, кто вам дорог, тем, кто нуждается в вашем внимании и заботе. Древо жизни, которое мы с вами создали, помогает нам почувствовать, что мы не одни в этом мире. 8. Вывод учителя о проделанной работе. Подведение итогов урока. Итак, ребята, мы сегодня с вами обсудили рассказ Тамары Крюковой “Единожды солгавший”. Герои произведения – подростки, чем-то похожие на вас. Они испытывают те же чувства, что и вы. У них возникают те же проблемы, что и у вас. Но герои не отчаиваются, находят решение проблем. Если видеть в жизни только плохие стороны, копить обиды, то недопонимание усиливается. Мы все стремимся к счастью, и когда мы счастливы, то как здорово жить на земле! Но нужно уметь быть счастливыми в мире под солнцем рядом с другими людьми. А это так непросто... Но дорогу осилит идущий, дорогу осилит тот, кто чувствует поддержку своей семьи, друзей. Для взросления и становления характера нужно размышлять, нужно научиться разбираться в людях, в самих себе. И я надеюсь, что сегодняшний урок дал вам возможность посмотреть на свои проблемы иначе, узнать себя лучше. 9. Домашнее задание. Ответьте письменно на вопрос: “Какие ошибки в поведении героев рассказа Т.Крюковой вам хотелось бы исправить?” <Рисунок 4>, <Рисунок 5>. Фотовыставка “Моя семья”, оформленная в виде дерева с висящими на ней яблоками, на которых фотографии детей и их родителей (в центре доски). Список литературы.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |