Преподавание русского языка
Открытый урок по руссскому языку на тему "Правописание одной и двух букв Н в прилагательных и причастиях"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1440
Оберюхтина Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы Тема урока: «Правописание одной и двух букв Н в прилагательных и причастиях». Цели и задачи: - повторить написание -н-, -нн- в прилагательных и причастиях;
- совершенствовать навыки грамотного письма;
- развивать эстетические наклонности учащихся, прививать любовь к поэзии;
- развивать навыки работы с ИКТ.
ХОД УРОКА 1. Слово учителя Диспут физиков и лириков Все идет и до сих пор Что важнее: чувства нежные Или дизельный мотор? Как бы мне, любя всю эту технику, Вдруг поэзии не изменить? Ну а может быть рискнуть – Попробовать – вместе их соединить? Пришли сюда мы на урок, чтобы компьютер нам помог В проблеме важной разобраться и никогда не ошибаться. Пишите тему вы в тетрадь, чтобы быстрей урок начать. Хочу, чтоб ясно стало всем, одну писать или две H? 2. Компьютерная презентация (Приложение 1, слайд №1) Сейчас под бурные овации Мы начинаем презентацию. Смотрите только на экран, И быстро он подскажет вам, Как без гаданий и молитв, Используя лишь алгоритм, Все буквы правильно писать, Ошибок ввек не допускать. Итак, на первый взгляд сумбур, (слайд №2) Какой-то дикий каламбур! Здесь «н» – одна, а здесь их две, Мутится, право, в голове. Чтоб нам задачу разрешить, Должны мы что определить? (слайд №3) (учащиеся делают вывод по слайду) Теперь присмотритесь внимательно, (слайд №4) Перед нами – отыменные прилагательные. В них надо лишь суффиксы знать, Да исключения правильно писать. Правда, есть одно добавление: Слова с основой на -н- вызывают волнение. Вы про них никогда не забывайте: Правильно корень выделяйте. И наберитесь терпения: Ждут нас еще исключения. (слайды № 5 и 6) Дальше речь – про слова отглагольные, (слайд №7) На сленге вашем, молодежном,– очень прикольные, А на литературном – мы назовем их не обычные: Не вмещаются в рамки привычные, В них просто знать суффиксы – это немного, Пойдем мы к решенью другою дорогой. Два вида глагола мы знаем, друзья. Без этого нынче никак нам нельзя. (вывод по слайду) Но чтобы принять правильное решение, Надо опять же помнить про исключения. Слайды №8 и 9 3. Объяснение записанных слов по цепочке А здесь, посмотрите, уж вывод готов (слайд №10) Поможет он нам в объяснении слов. Займемся мы с вами вновь теми словами, (слайд №11) Но их объяснить вы должны теперь сами. Итак, стихов под четкий ритм (слайд №12) Составили мы алгоритм. (Приложение 2) Ну а теперь пора и за работу. Чтоб не добавилось всем нам заботы, В него заглядывать порой не забывайте И буквы правильно в слова вставляйте. 4. Работа с текстом (Приложение 3) 5. Самопроверка по доске (Приложение 4) Теперь внимательней смотрите на экран: Был прав он иль не прав – решает каждый сам. Слова, в которых вы ошиблись, запишите. Но только правильно, прошу вас, не спешите. 6. Выборочно-распределительное списывание (для тех, кто закончит раньше) (Приложение 5) И вот настала кульминация урока Ничуть не раньше ей положенного срока, Теперь пора пришла работать в группах: Одни на месте, а другие – на компьютерах. 7. Инструктаж по технике безопасности Но несколько правил запомнить вам надо, Работа чтоб стала не мукой, отрадой Во-первых, розетка совсем не для пальцев, Конечно, в нее вам не надо соваться. С едой и питьем в кабинет не заходят, Для этого место другое находят. Должно быть полметра от глаз до экрана Поверьте: тогда не устанете рано. Должны быть сухими и чистыми руки, И кнопки подряд все не жмите от скуки. Но думаю я: вам скучать не придется. Работа для каждого, верьте, найдется. Ждет первую группу работа с диктантом А наш алгоритм будет счастья гарантом. Вторая – составить должна предложенья, В них вставив с экрана слова без сомненья. 8. Работа по группам 1. На компьютере (диктант №30 – 2, 3, 4) 2. В тетрадях: - Сильная группа – написать буриме по заданным рифмам.
- Слабая – записать слова в тетрадь, распределив их в две колонки (Приложение 6)
Смена действия Сейчас побыстрей поменяйтесь местами. Что делать второй, догадались вы сами. У первой же группы зmадача сложнее: Стихи написать – буриме. Кто быстрее? (Приложение 7) 9. Выставление отметок, домашнее задание В таблицу записаны все результаты, Оценки чуть позже поставлю, ребята. Вот эти листки вы домой заберите, И текст без ошибок в тетрадь запишите. (Приложение 8) 10. Итог урока Уже к концу подходит наш урок. Пришла пора нам подвести итог. Надеюсь, что теперь чуть легче будет вам Писать одну из самых сложных орфограмм. И в этом, думаю, компьютер вам помог, И вы о нем сложили много строк. Давайте мы послушаем стихи, Но только не судите строго их. (учащиеся читают составленные буриме) Ну а меня компьютер вдохновил На сочиненье строчек вот таких. Для нас почти обыкновенная, Компьютер – все же вещь бесценная. Предметов целый ряд старинный Он заменил, один единый. Убережет, умен и гибок, Нас от нечаянных ошибок, Теперь мы слово очарованный Не спутаем со словом – кованый– Ведь упражнялись мы немерено, И в силах мы своих уверены. И глаз, теперь натренированный, Букв не пропустит зашифрованных. Примечание. Все стихи принадлежат автору урока, кроме помещенных в презентации, которые взяты из программы «Лингвиния». Список используемых ресурсов: - Компьюторная программа «Лингвиния. Орфографический диктант» (авторТимофеенко Н.Ю. 2004. Компания «Новый диск»
- Г.Н.Потапова. Сборник «Дидактические материалы. Русский язык 10–11 классы» «Дрофа» Москва 2002 год.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|